По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ.
Уважаемые коллеги! Этот закон готовился ещё в предыдущем созыве. Время идёт, и социально-экономическая ситуация, кризис в стране негативно сказываются на материальном положении граждан.
Сегодня мы рассматриваем законопроект о государственной помощи лицам, находящимся за чертой бедности. Целью этого законопроекта является борьба с бедностью и помощь социально незащищённым гражданам, чей доход не позволяет им удовлетворить даже самые необходимые потребности.
В последние годы реальные доходы населения непрерывно сокращаются: в 2014 году они сократились (только по официальным данным) на 0,7%, в 2015 году – на 3,2%, в 2016 году – уже на 5,9%. Установленный в стране прожиточный минимум является нереалистичным, но даже несмотря на это растёт численность россиян с доходами ниже прожиточного минимума: так, в 1 полугодии 2017 года число таких россиян, по данным официальной статистики, составило 21,1 млн человек.
В то же время цены на продукты первой необходимости продолжают расти. Инфляция на конец 2017 года составила 2,5%, однако по многим группам потребительских товаров и услуг цены выросли значительно больше. Это приводит к стремительному росту числа бедных, к распространению бедности и превращению её в устойчивое, затяжное социальное явление. К этому следует прибавить задержки, сокращения заработной платы, ухудшение материального положения большинства социальных групп.
Мы с вами в шестом созыве и в этом созыве рассматривали вопросы, касающиеся зарплаты ростовских шахтёров. Мы их до конца так и не решили. Половина средств выплачена, половина, по подсчётам шахтёров, так и не выплачена. Сегодня у Госдумы и у правительства стояли в одиночных пикетах работники «ВИМ-Авиа» и «Когалымавиа». Спасибо депутатам, было подготовлено и принято протокольное поручение, в котором предлагается выяснить, где 443 миллиона рублей, которые им задолжали. Это я к тому, что с предыдущего созыва ситуация только усугубляется.
Падение уровня жизни граждан имеет множество негативных последствий. Оно приводит к росту социальной напряжённости, сокращению покупательной способности населения, что, в свою очередь, ещё больше усугубляет кризисные явления в экономике. Возникает замкнутый круг, который невозможно разорвать без мер государственной социальной поддержки нуждающихся. Законопроектом предусматривается оказание государственной социальной помощи лицам, оказавшимся за чертой бедности в условиях экономического кризиса.
Необходимо отметить, что действующее законодательство на использует такие понятия, как «бедность» и «кризис». Вероятно, этим государство пытается создать видимость более благополучной реальности, чем она есть на самом деле. Однако авторы законопроекта полагают, что необходимо называть вещи своими именами, в том числе и в законодательстве. Органам власти необходимо официально, законодательно признать, что в стране существует бедность, что страна переживает кризис. И определить меры по преодолению этих негативных явлений.
Примечательно, что вице-премьер Ольга Голодец признаёт: российская бедность уникальна, поскольку это бедность работающего населения. Доход работающих людей может быть меньше российского прожиточного минимума, а это совершенно недопустимая ситуация, которую нужно в корне менять. В связи с этим считаю обсуждаемый законопроект крайне актуальным.
Для того чтобы учесть, что прожиточный минимум в стране занижен, законопроект уточняет определение лиц, находящихся за чертой бедности – это лица, доход которых (или среднедушевой доход в семье которых, если у них нет собственного дохода) ниже установленной величины прожиточного минимума, умноженной на коэффициент 1,3. Повышающий коэффициент позволяет приблизить значение порога бедности к реалистичному значению.
Для помощи гражданам, оказавшимся за чертой бедности, законопроект предлагает осуществление им ежемесячных социальных выплат. Соответственно, размер выплаты рассчитывается как разница между среднемесячным доходом лица (среднемесячным среднедушевым доходом в его семье, если лицо не имеет самостоятельного дохода) за три месяца, предшествующие месяцу назначения выплаты, и величиной прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы в регионе проживания, умноженного на коэффициент 1,3.
Выплату предлагается производить в форме безналичного перечисления средств на специальный социальный счёт, а расходование этих средств осуществлять с помощью электронной расчётной карты. Законопроект уточняет, что средства выплаты могут расходоваться на приобретение продуктов питания, непродовольственных товаров, лекарств и медицинских изделий, оплату определённых услуг, в том числе ЖКУ. Безналичные выплаты и введение ограничений на использование перечисленных средств предусматривается, чтобы исключить использование получаемых средств для приобретения товаров и услуг, не являющихся товарами и услугами первой необходимости.
Уважаемые коллеги, несмотря на решение комитета Государственной думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендовать отклонить этот законопроект, я настоятельно призываю отнестись к мерам, предложенным в нём, как к крайне востребованным в российском обществе, и поддержать этот законопроект. Мы должны решать вопрос с социальной помощью бедному населению реальными мерами, а не статистическими ухищрениями с занижением порога бедности.
P.S. Законопроект, помимо КПРФ, был поддержан ЛДПР и «Справедливой Россией». Даже 7 единороссов проголосовали «за», однако для его принятия этого, увы, не хватило.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.