По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Когда появился большевизм? И его сторонники, и противники при возникновении такого вопроса обращаются к классическому труду В.И. Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме». Это замечательное произведение было написано в 1920 году ко II конгрессу Коммунистического Интернационала и адресовано международному коммунистическому движению. В нём мы и находим классические ответы на поставленный вопрос.
ВО-ПЕРВЫХ, большевизм «вырос, окреп и закалился… главным образом в борьбе против оппортунизма, который в 1914 году окончательно перерос в социал-шовинизм, окончательно перешёл на сторону буржуазии против пролетариата». Во-вторых, «большевизм существует, как течение политической мысли и как политическая партия, с 1903 года».
В обращении к молодым коммунистическим партиям, формировавшимся на платформе большевизма, Ленину было особенно важно указать на большевизм как политическую партию. Ведь и в её названии постоянно подчёркивалась именно эта черта большевизма. Владимир Маяковский писал:
Америку
пересекаешь
в экспрессном купе,
идёшь Чухломой —
тебе
в глаза
вонзается теперь
РКП
и в скобках
маленькое «б».
Теперь
на Марсов
охотится Пулково,
перебирая
небесный ларчик.
Но миру
эта
строчная буква
в сто крат красней,
грандиозней
и ярче.
И всё же: большевизм как политическое течение и как партия — не одно и то же. Как политическое течение большевизм появился тоже в 1903 году? Нет. А как же знаменитая ленинская фраза? Её Владимир Ильич уточнил. Причём за семь лет до её написания.
В начале января 1913 года Ленин подготовил для второго тома книги знаменитого отечественного библиофила Н.А. Рубакина «Среди книг» небольшую статью «О большевизме». О его отношении к этой небольшой работе убедительно свидетельствует сопроводительное письмо, в котором условием печатания названо «отсутствие каких бы то ни было изменений».
В первом же предложении статьи читаем: «Происхождение большевизма неразрывно связано с борьбой так называемого «экономизма» (оппортунизма, отрицавшего политическую борьбу рабочего класса и его руководящую роль) против революцион-ной социал-демократии в 1897—1902 гг. «Экономизм», поддерживаемый Бундом, был побеждён и вытеснен известной кампанией старой «Искры» (Мюнхен, Лондон и Женева 1900—1903 гг.), которая восстановила, на началах марксизма и революционных с.-д. принципов, с.-д. партию (основанную в 1898 г., но потом разрушенную арестами)».
Сравним разошедшиеся на цитаты фразы из «Детской болезни «левизны» в коммунизме» с приведённым началом статьи «О большевизме». Они не противоречат друг другу. Большевизм вырос, окреп и закалился в борьбе против оппортунизма. Оппортунизма всех разновидностей — «экономизма», ликвидаторства, социал-шовинизма, троцкизма, правого уклона… Но большевистскую партию и большевизм как политическое течение всё же следует различать. Применительно к партии ещё XIX съезд КПСС (1952 год) решил: «Двойное наименование партии потеряло смысл, тем более что понятие «коммунистическая» выражает наиболее точно марксистское содержание задач партии». С тех пор прошло 65 лет. Сегодня о большевистском характере КПРФ (как и большинства других коммунистических партий планеты) вспоминается крайне редко. Нет, мы не отказались ни от принципа демократического централизма, ни от ленинской формулировки Устава, предписывавшей, кто может быть членом коммунистической партии. Тем не менее указание на большевизм нашей партии… отодвинуто не на второй, а на двадцать второй план.
Однако это не даёт нам права хотя бы на минуту забывать, что Коммунистическая партия принадлежит к политическому течению большевизма. Отказ от этой принадлежности равнозначен отказу от Ленина, от ленинизма (а И.В. Сталин подчёркивал, что ленинизм — это марксизм современной эпохи), он означает отречение коммунистов от своей природы, от своей сущности. Ведь ныне, через четверть века после реставрации капитализма на просторах СССР и у наших восточноевропейских соседей, и без микроскопа видно: если не большевизм, то, следовательно, меньшевизм.
В статье «О большевизме» Ленин писал, что на II съезде РСДРП отошедшее от революционного марксизма «меньшинство» искровцев «повернуло к оппортунизму, встретив поддержку прежних врагов «Искры», «экономистов» и бундовцев». Первая русская революция 1905—1907 годов превратила трещину между большевиками и меньшевиками в пропасть, которая уже никогда не уменьшалась. Её причину объясняет Ленин: сначала меньшевики стали «на защиту тактики «не запугивать либералов», а вскоре «меньшевики приспособили тактику рабочего класса к либерализму».
Правда, тогда либерализм понимался несколько иначе, чем сегодня. Он представлял собой буржуазное течение, выступавшее в защиту демократических норм и ценностей в интересах капитала, против деспотии царизма, против разгула реакции. К XXI веку российский либерализм совершенно деградировал: одни «демократы» 1990-х годов, пристроившись к государственному пирогу и посему объявив себя «государственниками», прислуживают правящему режиму; другие, осуждая российскую политическую реакцию, защищают реакцию украинских неонацистов и «цветных» революций. Впрочем, эволюция либералов ничего не меняет в сущности меньшевизма, а она — в отказе от революционной практики в политике и от революционного марксизма в идеологии.
Как партии меньшевиков давным-давно нет, 95 лет назад их последний съезд объявил о её самораспуске. Но меньшевизм как идейно-политическое течение жив. Пока сохраняется эпоха революционного перехода от капитализма к социализму в глобальном масштабе, большевизм и меньшевизм будут жить. Большевизм останется знаменем революционной борьбы с капиталом, меньшевизм же будет, как всегда, олицетворять соглашательство с буржуазией, вплоть до социал-предательства.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.