По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия».
ИЗБИРАТЕЛЬ-2018. События. Суждения
В минувший четверг Д. Медведев заявил:
«…Многие люди сейчас стараются следить за своим здоровьем, правильно питаться. Покупают овощи и фрукты, выращенные без химикатов, мясо животных и птиц, которых кормили натуральными кормами, без антибиотиков, стимуляторов роста.
Мировой рынок органической продукции в последние годы переживает бурный рост, что делает это направление сельского хозяйства одним из самых перспективных. По оценкам экспертов, Россия может занять на этом рынке от 10 до 25%, то есть до четверти этого рынка. У нас много земли. Часть наших пахотных земель давно не используется…»
Но заглянем в зеркало жизни, правде в глаза
После трех лет разговоров об импортозамещении мы не можем обеспечить внутренний рынок собственными продуктами.
Согласно официальной статистике, за 11 месяцев 2017 года выросли импортные закупки растительного масла (в четыре раза), лука, чеснока, картофеля, капусты, молока…
Растут закупки мяса (в том числе мяса птицы), рыбы, сливочного масла.
30,7 млн тонн произведенного молока обеспечивает лишь 80% минимально необходимых потребностей.
Производство сыра с 2013 года снизилось на 3%, при этом собственным качественным сыром Россия себя по-прежнему обеспечить не в состоянии.
По данным ФТС, на треть больше за 2017 год закупили за рубежом кукурузы, на 14% больше ячменя – 169 тысяч тонн.
Несмотря на рапорты о рекордных урожаях и экспорте пшеницы, продолжается и ее импорт. За прошлый год – 247 тысяч тонн.
Счетная палата выразила обеспокоенность возможным картофельным дефицитом. По сравнению с прошлым годом, самообеспеченность картофелем упала на 7 пунктов, а за два года – на 15. Посевные площади сократились в 1,7 раза.
О парадоксах сегодняшнего агропрома
рассуждает руководитель подмосковного совхоза имени Ленина,
кандидат в президенты Павел Николаевич ГРУДИНИН:
– Во-первых, у нас «бумажное» зерно. Это значит, что иногда бункерный вес не совпадает с реальным после обработки. Второе. Я всегда спрашиваю: «Если у нас такое количество зерна, то за последние там 20 лет сколько новых элеваторов мы построили? И где хранится это зерно?» Я, как специалист, могу сказать, что очень много зерна сгниет, не дожив до следующего урожая. Так было в прошлом году. Вы знаете, какое огромное количество денег тратит государство на хранение этого зерна на элеваторах? Недавно министр Ткачев заявил: чтобы хоть как-то провести интервенцию, нужно еще 10 миллиардов рублей для сохранности зерна. В результате потратили, по-моему, 4 или 5 миллиардов на хранение, сейчас задолжали всем элеваторам, заполненным старым зерном. То есть мы за год не разобрались с этим, а новых мощностей для хранения зерна, для перевалки, вывоза его у нас нет.
А что такое зерно? Зерно – это сырье для производства молока. Но мы ввозим огромное количество сухого молока, всякого пальмового жира и всего остального, потому что не можем обеспечить натуральным молоком и молокопродуктами своих граждан. Если взять, например, отечественное молоко и белорусское, то наше – неконкурентоспособное, потому что белорусы совершенно по-другому подходят к ценообразованию, к себестоимости молока.
…Необходимо изменить государственную сельхозполитику. Создать экономические условия, то есть направить деньги на развитие села, инфраструктуры. Надо вернуть людей в село. Сельское хозяйство всегда было основой российской экономики, точкой роста государства. Если вы сделаете людей богатыми, по крайней мере состоятельными, они захотят питаться нормально, доброкачественными продуктами. Это огромный потенциал роста сельского хозяйства. Ни одно сельское хозяйство на экспорт никогда не развивалось. Если бы мы тратили деньги на обустройство своей страны, мы бы сейчас жили, как в Арабских Эмиратах.
Что касается продовольственной безопасности. Абсолютной продовольственной безопасности нет ни у кого. Никто не ставит задачу, например, полностью обеспечить себя бананами. Но основные – молоко, хлеб, овощи, фрукты – все это мы можем произвести сами. Другое дело, хотелось бы эффективных государственных инвестиций. У нас в результате государственных инвестиционных программ появилось огромное количество агрохолдингов-офшоров. Мы не наладили и не разработали технологии: страна, которая закупает все молочное оборудование, огромное количество ядохимикатов для защиты растений, потому что сами ничего не производим, обречена быть в продовольственной зависимости. Чтобы обеспечить независимость с точки зрения технологии производства, необходимо вкладывать деньги в аграрную науку. Мы когда-то имели конкурентоспособные сорта культур семян – сегодня же очень зависим от зарубежных овощных культур семян. Привозим из Голландии.
По картофелю, к сожалению, то же самое: он у нас в основном импортный. Надо заниматься селекцией отечественного семеноводства, и это работа не одного года. Если сейчас начать, то можно за 3–5 лет дойти до каких-то результатов и получить отечественные сорта основных культур, которые будут не хуже, а может, и лучше импортных. Для этого нужно развивать науку.
А пока реальные наши успехи в так называемой продовольственной безопасности – это успехи химических и других структур, которые кормят нас фальсификатом, похожим на натуральные продукты. Поэтому я считаю, что никакой продовольственной безопасности мы не достигли. Продовольственная безопасность – это физическая доступность продовольствия, качественного, натурального, а второй фактор – экономическая доступность продовольствия. Правительство нанесло оглушительный удар по экономической доступности продовольствия. Оно сделало людей нищими, в результате они не могут купить натуральную еду, а правительство говорит: «У нас все хорошо!» Но если убрать весь фальсификат, перейти на ГОСТы Советского Союза, то сегодня полки в магазинах опустеют.
Комментарий редакции: Недостаточно провозглашать общие благие цели, под которыми подпишется кто угодно. Надо обозначать конкретные способы реализации поставленных задач. Но ведь на это нет никакого намёка. Между прочим, без принятия ряда шагов об импортозамещении, о занятии лидирующих позиций на мировом рынке останется только мечтать. Прежде всего, нужно немедленно покинуть ВТО. Втягивание России в эту организацию затянуло удавку на шее реального сектора экономики. Иначе не могло быть, поскольку специалисты и промышленники предупреждали, что в условиях низкой доли отечественного производства и огромной степенью импортозависимости вхождение в ВТО окончательно добьет нашу экономику. Во-вторых, правительство не отвергло кабальные условия членства России в ВТО. Мы уж молчим о том, что введением санкций со стороны Запада нашу страну де факто изолировали. И какой смысл ориентировать на ВТО в дальнейшем? Кроме того, важно сменить финансовую политику. так, дотировать сельское хозяйство, снизить налоги, тарифы на сырье и энергоносители. Но ведь финансово-экономический блок правительства ни за что не пойдёт на такие меры. В-третьих, надо прекратить свободный оборот сельскохозяйственных земель, свертывающий фактически производственную базу и установить жесткий государственный контроль над целевым использованием земель. Однако правительство Путина-Медведева не помышляет делать ни первое, ни второе, ни третье. Однако выход есть — активная поддержка на выборах президента Павла Николаевича Грудинина. Только он прямо ставит вопрос о реализации вышеперечисленных мер — в отличие от остальных претендентов на высший пост страны.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.