По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия».
За годы буржуазной власти в РФ установилась беспрецедентная безнаказанность для взяточников и казнокрадов, рассевшихся на высоких постах по всей административно-правящей вертикали.
Давно уже ратифицирована Конвенция ООН, где в статье 20 говорится о введении уголовной ответственности за незаконное обогащение. Но эта правовая норма в России не стала практикой. Незаконное обогащение в нашей стране даже не признается преступлением, оно считается всего-навсего правонарушением.
За незаконное обогащение, а им, как признано Конвенцией, является значительное расхождение между задекларированными доходами должностного лица и приобретенными им активами и имуществом, наступает, по словам депутата-справросса Олега Нилова, «легкая ответственность». Самое большее, что грозит чиновникам-правонарушителям, – это увольнение или лишение незаконно нажитой собственности. Это не наказание, а легкий испуг. После него ловкач устраивается в другие злачные структуры и продолжает незаконно обогащаться, будучи уверенным, что не окажется за решеткой.
Лишь в исключительных случаях внезапно разбогатевшие чиновники отправляются в кутузку. Например, экс-губернаторы Хорошавин, Маркелов, Белых, Гайзер, Соловьев… Но им предъявляется обвинение по статье 285 Уголовного кодекса (УК) РФ – злоупотребление должностными полномочиями, что не предусматривает того жесткого наказания, которое полагалось бы за совершенные преступления. Нечистоплотные чиновники не только злоупотребляют своим положением, они широко практикуют различные уловки, «формы и методы» для личного обогащения. Но эти деяния УК не рассматривает, просто обходит стороной. Этот законодательный пробел еще в 2011 году хотели устранить коммунисты, настаивая на введении в УК статьи об ответственности за незаконное обогащение. Семь лет назад фракция КПРФ разработала соответствующий законопроект и внесла его в Госдуму.
Единороссы положили его в долгий ящик.
Позже с аналогичной инициативой выступили справроссы. Их законопроекту – «О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ в части введения понятия незаконного обогащения и иных мер, направленных на противодействие коррупции» – повезло больше. На этой неделе документ был включен в повестку Госдумы и активно обсуждался парламентариями.
Суть законопроекта: квалифицировать незаконное обогащение как преступление, за которое обвиняемый должен нести уголовную ответственность в виде лишения свободы. Почему полковник Захарченко, нелегальный миллиардер, до сих пор остается практически ненаказуемым? У него изъяты 9 млрд рублей, полученных сомнительным путем. А дальше что? Для предъявления полковнику уголовной ответственности требуются особые доказательства. Не факт, что их удастся найти. А если бы в УК была статья об уголовной ответственности за незаконное обогащение, никаких дополнительных доказательств не понадобилось бы.
Законными доходами должностного лица, по законопроекту, признаются только те, которые указываются в декларации. На срок от 2 до 7 лет тюрьмы осуждаются те, у кого разница между задекларированными доходами и приобретенным имуществом составит 10–20 млн рублей. Незаконно нажитое конфискуется в пользу государства. На органы прокуратуры возлагается контроль за декларациями о доходах и расходах руководящих чиновников.
Коммунисты выступили за немедленное принятие законопроекта, который положит конец воровской малине, пустившей корни в чиновничьих кабинетах.
Однако категорически против уголовной ответственности за незаконное обогащение выступила «Единая Россия». Почему? Единороссы не смогли объяснить. Так решила партия, которой сверху из правительства и администрации президента диктует, что принимать, а что отклонять. Видимо, те, которые наверху, боятся, что сами могут оказаться в щекотливой ситуации, а то и попасть в число уголовно ответственных. Единороссам пришлось искать оправдание своему несогласию с актуальным законопроектом. Единопартиец Николай Брыкин придумал отговорку о якобы правовой неопределенности законопроекта относительно того, какие действия виновного признаются преступными.
За принятие законопроекта проголосовали коммунисты и две трети справроссов, промолчали ЛДПР и «ЕдРо». В итоге 57 депутатов высказались за, 391 депутат не прикоснулся к кнопкам. Выходит, подавляющему большинству Госдумы выгодна неподвластная закону вольница для воров и взяточников.
Галина ПЛАТОВА
Комментарий редакции: Что, собственно говоря, представляют собой те, кто отклоняет инициативу по ужесточению антикоррупционного законодательства? Точнее, речь идёт о хозяевах «единороссов» в лице Кремля? Мы уж молчим про его социальную опору в лице криминально-компрадорской олигархии, поднаторевшей на налоговых и приватизационных махинациях. А увод из под ответственности Сердюкова и Васильевой? А непринятие мер к руководству фонда «Сколково» и «Роснано» за махинации? Вполне понятно, что они не будут наступать на горло собственной песне. И вообще, пока господствует капитализм, общество заражено идеей обогащения любой ценой. А те, кто обладает управленческими полномочиями, больше всех стремятся урвать долю от того, что присваивает буржуазия за счет эксплуатации трудящихся — в обмен на покровительство капиталистам.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.