(Примечание: Юлия Борисовна Михайлова — главный редактор газеты «Правда Москвы»).
Наша газета уже писала о борьбе бывших сотрудников авиакомпаний «ВИМ-Авиа» и «Когалымавиа» за свои права. Напомним, что в критической ситуации они помогали россиянам, оказавшимся заложниками недобросовестного руководства авиакомпании, добраться из зарубежных отпусков до дома. Сегодня кто-то из горе-руководителей находится под арестом, кого-то объявили в розыск. А вот сотрудники – пилоты, бортпроводники, инженеры и представители иных профессий — остаются заложниками правовой неразберихи. Они не могут получить зарплату с июля прошлого года. Некоторые не могут даже оформить увольнение из-за полной дезорганизации работы офиса.
По мнению чиновников различных государственных структур, работающие в частной кампании граждане не могут претендовать на помощь бюджета. Оказывается, надзирающие за деятельностью авиакомпаний государственные структуры, не предотвратив задолженность по выплате зарплаты в столь крупной авиакомпании не только не должны нести за это ответственности, но и не имеют права финансировать погашение задолженности за счёт бюджетных субсидий. (Невольно всплывают в памяти многомиллиардные транши из российского бюджета целому ряду частных банков). Никто из чиновников до сих пор не приложил достаточных усилий и для привлечения средств из других источников.
За последний месяц сотни людей, доведенных до отчаяния, предприняли немало действенных шагов: более 130 человек единовременно обратились в Администрацию президента РФ, организовали ежедневные одиночные пикеты у входа в здания Правительства РФ, Госдумы, Росавиации, Роструда и Инспекции по труду по г. Москве. При поддержке коммунистов, к которым они обратились за помощью, ими была создана общественная организация для защиты своих прав, избран ее руководящий орган. На одном из последних пленарных заседаний Госдумы 2017 года по инициативе фракции КПРФ в Правительство РФ был направлен запрос с поручением разобраться в причинах и доложить о выплате задолженности по зарплате сотрудникам компаний ВИМ-Авиа и Когалымавиа.
Эффект от активных действий потерпевших и инициативы коммунистов не заставил себя долго ждать. 17 января в зале пресс-конференций Государственной инспекции труда г. Москвы состоялось очередное собрание трудового коллектива авиакомпании «ВИМ-Авиа». Зал был переполнен, на встречу с коллективом пришли руководители Федеральной службы труда и занятости, Росавиации, Госинспекции труда в Москве, Центра занятости столицы и недавно назначенный гендиректор «ВИМ-Авиа».
Каково же реальное положение вещей?
На момент краха в ВИМ-АВИА насчитывалось 1377 сотрудников. На сегодня в штате остается 470 человек. Строить планы по возрождению компании, к сожалению, вряд ли уместно. Долги кампании в целом на 17 января, по словам генерального директора, составляют примерно 17 млрд рублей. Долги по зарплате — 541 107 тысяч рублей. Долги по налогам около 700 миллионов. Активы – несколько самолетов, запчасти. Что-то находится за рубежом, что-то — в залоге у банков. Совокупный размер около 3 миллиардов рублей. Прозвучавшие из уст чиновников цифры с учётом первоочерёдности погашения долгов, для сотрудников выглядят оптимистично.
Однако, даже наличие возможности получить возмещение от налоговиков не может быть реализовано из-за действия сотрудников Следственного комитета РФ. Дело в том, что представители Управляющей кампании в своё время изымали финансовые документы без описи, скопом упаковывали в мешки и сваливали в ангар. Поди теперь разберись в них! Возникает справедливый вопрос: кто же должен развязать гордиев узел? Не прямая ли это обязанность государственных органов, чьи представители, тем не менее, и собрали-то людей, главным образом, для увещевания и призывов прекратить пикеты и обращения в различные инстанции?
Хочется верить, что ситуация с выплатой зарплаты сотрудникам «ВИМ-АВИА» благополучно разрешится. Однако принесет ли это успокоение? «Всех нас, работающих в отрасли, постоянно тревожит вопрос – какая из компаний окажется следующей жертвой. Ведь частные авиакомпании тонут одна за другой. Почему? Неужели нельзя как-то исправить ситуацию?» — задал вопрос один из участников встречи.
Увы, внятного ответа от высоких чиновников он не получил.
Вот как прокомментировал ситуацию депутат Госдумы шестого созыва, секретарь МГК КПРФ Владимир Родин: «Мы наблюдаем хрестоматийный пример реализации возможностей протестной деятельности по защите своих прав. Первоначально никто из представителей государственных структур не желал брать на себя ответственность за происходящее. Сейчас ситуация в корне изменилась.
После пикетирования представителями трудового коллектива государственных структур, после обращения Госдумы в Правительство РФ сегодня в Президиуме собрания, организованного уже по инициативе Роструда, оказались представители пяти заинтересованных сторон.
Сотрудникам авиакомпании грамотно изложили перспективы решения их проблем. Совершенно очевидно, что в случае завершения процедуры банкротства средств для выплаты зарплаты будет достаточно. Кроме того, намечены пути для форсирования выплаты зарплат и всех компенсаций. Обсуждена работа Комиссии по трудовым спорам, которая может сыграть решающую роль в сокращении сроков погашения задолженностей. По моему мнению, все государственные ведомства взялись за ум и, хочется верить, сосредоточились на решении этой проблемы. Важно отметить, что все они фактически признали образование общественной организации по защите прав членов трудового коллектива и ее руководящий орган, способный отстаивать в госструктурах права коллектива».
Юлия Михайлова
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.