Публикуем материал, размещённый на Центральном сайте КПРФ.
При всей нелюбви заправил нынешнего телевидения к советскому времени они, как и в предыдущие годы, на протяжении долгих новогодне-рождественских каникул вынуждены были изо дня в день показывать именно советские фильмы. Причина понятна: народ эти картины любит, а выходящим за последние три десятилетия «киношедеврам» в абсолютном большинстве очень до них далеко.
Понятно и то, почему с такой натугой раздуваются всяческие мало-мальски заметные достижения на экранном поприще: «Время первых», «Салют-7», «Движение вверх». Причём обратите внимание, ссылаются нередко на советское кино как на некий эталон. Приходится, ничего не поделаешь…
Одним из официально провозглашённых кинодостижений минувшего года стал и фильм «Последний богатырь». Многократно повторено: «В прокате оказался успешнее всех!» А для убедительности ещё такое добавление: «И юный зритель пошёл на этот фильм, то есть не зря были потрачены народные денежки» («Литературная газета» от 6—12 декабря 2017 г.).
Зря или не зря — это всем можно было проверить в первые дни наступившего нового года. Не случайно, конечно, фильм удостоился чести быть показанным на канале «Россия 1» (главном государственном телеканале) в наилучшее время 1 января, а на следующий день, тоже в лучшее время, его показали вторично.
Так чем же он всё это заслужил?
Оценка начинается с денег
Мы знаем: при капитализме прибыль превыше всего. В искусстве — тоже. Пожалуй, никого в России уже не удивляет, что почти любой разговор о новом фильме начинается теперь с того, сколько денег в него вложено и какая финансовая отдача получена. А содержание потом, где-то на втором плане…
Вот заместитель министра культуры РФ С. Обрывалин сообщает в правительственной «Российской газете», что политика, проводимая этим министерством в последние годы и направленная на всестороннюю поддержку отечественного кинематографа, «приносит ощутимые результаты». И тут же радует нас цифрами: «Так, общие сборы отечественных картин по итогам 2017 года составили рекордные 13 млрд рублей, что более чем в два раза превышает показатель 2011 года. Существенно возросли и показатели посещаемости. В минувшем году российские ленты посмотрели почти 55 млн человек, это почти вдвое больше соответствующих показателей 2011 года».
Разумеется, «Последний богатырь» внёс сюда свой вклад, коли он «успешнее всех» оказался. И, например, упомянутая уже «Литературная газета» рецензию на него даёт под однозначной рубрикой: «Успех».
А всё-таки слово это, как и вырученные в прокате деньги, исчерпывающего представления о фильме не даёт. Согласитесь, успех в кино бывает разный и достигается по-разному. Скажем, соскучились люди за долгое время по русской сказке на экране, и детям хочется её показать. Вот и пошли в кинотеатр.
Когда-то кино советское славилось этим жанром. Талантливейшие мастера, настоящие волшебники Александр Птушко, Александр Роу и другие создавали истинную киноклассику и по старинным русским сказкам, и по зарубежным, и по современным. До сих пор восхищают «По щучьему велению» и «Морозко», «Василиса Прекрасная» и «Каменный цветок», «Золушка» и «Снежная королева», «Сказка о царе Салтане» и «Садко», «Конёк-Горбунок» и «Двенадцать месяцев», «Илья Муромец» и «Руслан и Людмила», «Золотой ключик» и «Старик Хоттабыч»… Перечислить даже самое лучшее невозможно!
На советском телевидении знаменитая Валентина Леонтьева (тётя Валя, как звали её дети) вела регулярную передачу «В гостях у сказки», любимейшую для многих. И показательно, что кончилась эта передача вместе с развалом Советского Союза. В конце декабря 1991-го, проведя последнюю за тот год встречу со своими зрителями, простилась с ними тётя Валя — и, как оказалось, навсегда…
Да что говорить, ведь кончилась тогда не только телепередача «В гостях у сказки», но и сама сказка у отечественных кинематографистов. И вдруг, если судить по заманчивой рекламе, без малого три десятка лет спустя зрителям обещают родную сказку, где Баба-яга, Кощей Бессмертный, Водяной и Леший, где даже легендарный богатырь Добрыня Никитич из русских былин, который, наверное, и дал название фильму — «Последний богатырь».
А «Литературная газета» и статью свою о кинопремьере озаглавила «Богатыри возвращаются». Неужто дождались?
Кто и с чем возвращается
Сразу надо сказать: не только для меня возвращение это обернулось разительным разочарованием. Да, есть тут Добрыня. Но какой!
Само имя его уже вызывает перед глазами культовую картину Виктора Васнецова, где навеки они вместе — три былинных русских богатыря. Приведу строки из школьного сочинения будущей нашей национальной героини Зои Космодемьянской, написанного незадолго до Великой Отечественной войны:
«Безграничны просторы русской земли. Три богатыря хранят её покой. Посредине, на могучем коне, Илья Муромец. Тяжёлая булава в его руке готова обрушиться на врага. По бокам — товарищи верные: Алёша Попович с лукавыми глазами и красавец Добрыня».
Так вот, представьте себе: красавец-богатырь этот по воле недобрых нынешних киношников стал… убийцей старшего своего друга Ильи Муромца. Зависть и гордыня обуяли. Дескать, слишком много славы ему, Илье, а вот я будто у него в тени: рейтинг не тот. Потому предательски решает с помощью жены-колдуньи товарища верного «устранить».
Ну надо же «в духе времени» сочинить эдакое извращение! Возрастной показатель для зрителей у фильма 6+, то есть с шести лет рекомендуется смотреть его. Может, в столь ранние лета юный зритель не всё поймёт, но чуть постарше-то главное уразумеет. И если отныне будет смотреть на знаменитую картину Васнецова в Третьяковской галерее или на её репродукцию в книге, альбоме, непременно скажет: «Вот этот, Добрыня, убил потом из зависти вот этого, Илью».
Хорош результат?!
Впрочем, автор «Литературной газеты» (как и многие другие, увы) на сей счёт ни капельки не озабочивается. Наоборот, какую-либо озабоченность категорически опровергает. Убедитесь сами:
«Поклонники советских киносказок наговаривали на этот фильм: дескать, там десакрализируют героев русских былин и вообще издеваются над национальным фольклором. Потому стала смотреть «Последнего богатыря» (режиссёр Дмитрий Дьяченко) под этим прицелом и искать тлетворное влияние диснеев, микки-маусов и прочих врагов родного детско-юношеского кинематографа, который в 90-е был убит и, казалось, не воскреснет никогда. Искала, искала, увлеклась и… Нашла милую, добрую, современную сказку…»
Видно, слишком увлеклась. А ведь всё в этой «современной сказке» словно перевёрнуто с ног на голову и добро так перемешано со злом, что не разберёшь, каким образом и почему одно превращается в другое.
Действительно, если благородный Добрыня Никитич ни с того ни с сего становится вдруг негодяем, то кому здесь дано (тоже вдруг, ни с того ни с сего!) героем стать? Автор «Литературки» вынуждена констатировать:
«…Совершенно неподходящий для этого персонаж из нынешнего времени. Крайне несимпатичный, юный типа колдун Иван, циничный, трусливый жулик, зарабатывающий на жизнь в телешоу вроде «Битвы экстрасенсов».
Замечу от себя, что эта телевизионная «Битва экстрасенсов» снимается не где-нибудь, а на территории всемирно знаменитого музея-заповедника «Горки Ленинские», где, как известно, провёл последние месяцы своей жизни и скончался Владимир Ильич Ленин.
Тоже своего рода нынешняя «десакрализация». Как и каток, кощунственно устроенный на Красной площади, как и превращение героического богатыря Добрыни в негодяя, погубившего своего друга Илью…
Куда же дальше-то?
Ну да, а тот прожжённый жулик, мухлюющий в современной Москве под именем Светозара (или даже Святозара?), спасаясь от обманутой им богатой клиентки, неведомо как попадает совсем неожиданно в удивительную сказочную страну Белогорье. Здесь-то и выясняется, что он не просто Иван, а сын… самого Ильи Муромца! Каково? И раскрывают ему тайну сию отнюдь не положительные персонажи, а нечисть из сказки вроде Бабы-яги и Кощея, которые в Белогорье обитают. Им он и начинает служить.
Нечисти, которая, впрочем, представлена здесь не столько страшной, сколько забавной, нужен волшебный меч-кладенец, однако найти и вытащить его из земли дано лишь Илье Муромцу. А поскольку нет же Ильи теперь, оказывается, на замену годен его сын. И отправляется вся эта компания в поход за всесильным мечом.
Их приключения в походе составят, собственно, основной сюжет картины. Но пересказать его, по-моему, даже сами создатели вразумительно не смогли бы. Настолько всё невнятно и нечётко, настолько перепутано и случайно, что какую-либо логику действия проследить невозможно. А главное — против кого идёт борьба? С кем и за что рубится Иван обретённым волшебным мечом? Откуда вдруг появляются и куда бесследно исчезают неведомые, непонятные персонажи? И для чего, ради чего, во имя чего всё это?
Мысли нет. Фантазия скудная и нелепая. Добро, как я уже отметил, перемешано со злом, чего в русских сказках и былинах исконно не допускалось. Так что основная радость для зрителей — сколь оригинально слеплены те же Баба-яга с Кощеем да Водяной. А ещё — избушка на курьих ножках. В пушкинском Лукоморье, коли помните, стоит она «без окон, без дверей». Ну а тут на этих самых ножках бегает, мало того, потом и взлетает…
Так называемые спецэффекты, короче говоря. Вокруг них, как уж повелось за последние годы, больше всего и развернулось обсуждение в интернете. Как ни досадуй, а определённый вкус и «новые приоритеты» в кино за тридцать лет у многих зрителей удалось воспитать.
Поклонники «Последнего богатыря» итожат: «Воспринимается легко и непринуждённо». Хотя даже кое-кого из них смущает, что вроде бы русская сказка идёт на экране под англоязычные песни.
В самом деле, куда же дальше-то?
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.