По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия».
Известно, что Россия держится на Иванах, а вот Союз писателей России держался в последние месяцы на Ивановых: Геннадии – первом секретаре правления, и особенно на Николае, исполнявшем обязанности председателя правления в связи с болезнью Валерия Ганичева. Без копейки государственной помощи, они в условиях ремонта сохраненного для писателей здания на Комсомольском проспекте, 13, вели на коленке подготовку 15-го Съезда Союза писателей, который проводился в год 60-летия ведущей творческой организации России.
Когда стало понятно, что возглавить ее под стенания и спекуляции о бесплодности этой организации решили опытные интриганы под прикрытием заслуженных ветеранов. Николай Федорович, который долго отказывался убрать приставку «и.о.», твердо решил выставить свою кандидатуру на выборах и объявил об этом в литературных СМИ. В последний момент, когда уже стали съезжаться делегаты, а в Московском институте культуры работал молодежный форум Съезда, возникла неожиданная кандидатура Сергея Шаргунова – талантливого писателя, молодого общественного деятеля. Всем он хорош – и телегеничен, и активен, но ведь он – загруженный донельзя депутат Госдумы – раз, а главное, всплыл в последний момент – два, когда делегаты от всех регионов уже получили наказы коллег, когда возникла непонятная возня вокруг многострадальной творческой организации. Она – ведущая на патриотическом, идеологическом фронте, как бы ни принижали ее значение, ни игнорировали в государственных структурах. В ней, по уточненным к Съезду спискам, – 8 034 пера. Отделения наши работают во ВСЕХ республиках и областях. Ни один другой писательский союз не смеет называться всероссийской организацией, пусть и общественной.
На оперативном совещании в администрации президента стали сетовать на то, что СП РФ утратил свою монолитность и узнаваемость, принялись даже ставить в пример Союз театральных деятелей. Ну, положение-то в театральной сфере с беспрерывными претензиями неприкасаемых, с растратами и уродованием классики всем известно. А монолитность от материальной базы и узнаваемости руководящих персон зависит – у них планида такая! Открывается Совет по культуре при президенте – сидят и Е. Миронов, и А. Сокуров – звезды, но слово получат – хоть святых выноси, такое городят в приступе либерализма. А вот писатели-государственники в загоне: Роспечать, неведомый Фонд Филатова получают бюджетные средства, пригревают своих, привычных, но не подключают могучую, разветвленную творческую организацию, которая имеет свой вес на местах, значение и характер в общероссийском масштабе, что и доказал 15-й Съезд.
Знаковая встреча прошла 15 февраля, на праздник Сретенья, в ЦДЛ. После обсуждения текущих вопросов и насущных проблем (рассказ о них и путях решения – особая статья) состоялось открытое голосование, на которое были выставлены две кандидатуры – и.о. председателя Николая Иванова и депутата Государственной думы Сергея Шаргунова. По данным счетной комиссии, всего голосовало 164 делегата из прибывших 166 (надо было нижний буфет ЦДЛ закрыть!), Иванов набрал 132 голоса, Шаргунов, который ввергся в незнакомую, по сути, стихию, – 32 голоса. Перспективный писатель и политик не должен обижаться: он выступил с правильной речью, показавшей понимание нерешенных задач на государственном уровне, но ведь многие провинциальные, да и московские, писатели его просто не знали, не чувствовали как своего, сомневались в готовности целиком отдаться служению коллегам. Но Сергей тут же был введен в состав нового правления и утвержден сопредседателем СП наряду с самым уважаемыми писателями. Как написал Александр Смышляев с восточного края России накануне, когда еще ничего не было ясно, всплывали неожиданные фигуры: «Конечно, какой из Станислава Куняева председатель – на поклоны к нему потом ходить, что ли? Или даже не к нему, а к его шефу? Да ни за что гордый камчатец, северянин не пойдет к кому бы то ни было. А к Николаю Иванову, знаю, можно запросто зайти, поговорить, позвонить, узнать и т.д.! Не буду здесь распространяться ни о чьих достоинствах и недостатках, скажу лишь, что мы, камчатцы, наконец-то тоже определились». Это было общее настроение, и никакими посулами, доводами в духе времени, когда главное, дескать, быть вхожим во власть, не помогли.
Советник президента Владимир Толстой принял самое живое участие в работе Съезда в заседании оргкомитета накануне. Мы благодарны за все, чем он помогал прежде, за новую погруженность в наши проблемы, но его попытки сослаться на медийную узнаваемость желаемого кандидата только навредили молодому претенденту. Писателей телевизионной популярностью не удивишь и в большинстве своем не подкупишь. Более того, сразу возник вопрос: а чем не медийная личность сам Николай Иванов? Он уже в 15 лет стал вице-старшиной суворовской роты в составе ста своих ровесников.
Сознательно прервал командирскую карьеру и подал рапорт, чтобы идти в военные журналисты, поехал в Львовское училище, потому что с детских лет на Брянщине хотел писать о военных подвигах. В первый же день службы лейтенантом в Псковской дивизии ВДВ пришел в Псковское отделение Союза писателей России, попал к замечательному нашему старшему товарищу – Александру Бологову, тот начал его печатать, свел с Ю. Курановым, В. Курбатовым, С. Золотцевым, которые и стали его первыми профессиональными наставниками на литературной стезе. Прошел все должности в дивизионной газете, участвовал 8-м Всесоюзном совещании молодых писателей с повестью об Афганистане «Гроза над Гиндукушем» – в семинаре Г. Маркова и А. Ананьева. Ананьев сразу взял повесть в журнал «Октябрь», а ЦК ВЛКСМ отметил ее премией им. Н. Островского. После этого Николай Иванов был приглашен в литературный журнал «Советский воин», тираж которого в то время достигал 3 млн экземпляров и был светом для военных писателей. В октябре 1993 года, после расстрела российского парламента, Николай Иванов заявил, что журнал, на титуле которого теперь начертано «Честь имею!», не может себе позволить публикацию материалов, одобряющих расстрел армией собственных граждан. И подал рапорт. Личным приказом министра Грачева Иванов был уволен не только с должности, а из Вооруженных сил «за низкие моральные качества». Потом была служба на другом государственном поприще и четырехмесячный чеченский плен. Его вызволяли из плена многие, порой даже вредя громкой защитой. Но он вышел несломленный и не обиженный – книги появлялись одна за другой, приходило и общественное признание. В последнее время он проявил себя признанным лидером и успешным деятелем. Кстати, на сцене ЦДЛ были вручены медали «За возвращение Крыма» Валерию Ганичеву, Татьяне Ворониной (Севастополь), автору этих строк. А первым получил медаль Николай Иванов, с которым мы вместе с крымскими писателями водрузили на Сапун-горе копию Знамени Победы. Так почему такой писатель не заслуживает телевизионной популярности? – объясните, а не упрекайте…
Николай Иванов принял на Сретенье огромное, во многом разоренное и сложное хозяйство. Предстоит огромная работа. Прежде всего – по сплочению и омоложению ведущей писательской организации. Цифры неутешительные: членов СП от 18 до 35 лет всего 4%. Есть региональные отделения, где таковых не имеется вообще! А вот писателей старше 70 лет – аж 20%. Первое же новшество сработало замечательно: при Союзе писателей был создан Совет молодых литераторов, и в рамках подготовки к Съезду было предложено по возможности включить в состав делегации молодых, но заявивших о себе литераторов. Ждали человек 20–30 – ведь это хлопоты и деньги. А приехало 80! МГИК на Левобережной и молодые активисты организовали работу девяти творческих семинаров, руководители-делегаты включились в обсуждение заранее собранных работ. Думали принять человек 5–6 прямо на сцене ЦДЛ, а опытные наставники порекомендовали 18 человек! Для примера назову два имени. Поэт Александр Дашко родился и живет в Ульяновске. Ему всего 24 года, но он уже поработал журналистом в нескольких ульяновских изданиях. Сейчас трудится во Дворце книги – Ульяновской областной научной библиотеке имени В.И. Ленина, где занимается реализацией культурных проектов, в том числе связанных с продвижением чтения. Председатель региональной молодежной писательской организации. Особый случай – Яна Сафронова, которая родилась в 1997 году в Смоленске, учится на 3-м курсе Московского государственного института культуры, специальность «Литературное творчество». Она уже лауреат премии журнала «Наш современник» за 2017 год и была принята как критик. В 20 лет! Я вообще такого не припомню. Хотя, конечно, Яна пишет стихи и дебютировала в печати как поэт. Вообще, замечу, что большинство членов Союза писателей России – поэты, их 60,6% состава, прозаики – 49,2%, публицисты и критики – всего 18,5%. Поэтами руководить особенно трудно: капризный и непрактичный народ. Зато романтики, порой наивные, но неподкупные, что и доказал 15-й Съезд! Его результаты будем анализировать, осмысливать, а наказы и решения – претворять в жизнь.
член правления
Союза писателей России
Александр БОБРОВ
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.