По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ.
Представленность в телеэфире кандидатов в президенты
Методика мониторинга федерального политического телеэфира разработана ЦИПКР. Используется база данных системы «Медиалогия».
Оценивается представленность на федеральных телеканалах следующих кандидатов в президенты: В. В. Путина, П. Н. Грудинина, В. В. Жириновского, Г. А. Явлинского, К. А. Собчак, Б. Ю. Титова, С. Н. Бабурина и М. А. Сурайкина.
Помимо пяти основных федеральных телеканалов («Первый», «Россия 1», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ), в мониторинге учитываются сюжеты, которые выходят на каналах «Дождь», РБК, «Россия 24», «Russia Today», «Вместе-РФ», «Звезда», «МТРК МИР», ОТР, «5 канал» и других.
В период с 4 по 10 марта 2018 года на федеральных телеканалах были показаны 1871 телесюжет с упоминанием лидеров различных политических сил (Табл.1).
Таблица 1
Количество сюжетов с упоминаниями лидеров политических сил
на федеральных телеканалах, главная роль и цитирование
ФИО | Всего сообщений | Доля сюжетов в % | На центральных каналах | Главная роль (%) | Цитирование (%) |
1. В. В. Путин | 1091 | 58,3 | 431 | 49 | 38 |
2. П. Н. Грудинин | 161 | 8,6 | 60 | 54 | 40 |
3. К. А. Собчак | 152 | 8,1 | 40 | 45 | 47 |
4. В. В. Жириновский | 142 | 7,6 | 48 | 37 | 35 |
5. Г. А. Явлинский | 88 | 4,7 | 32 | 32 | 34 |
6. М. А. Сурайкин | 80 | 4,3 | 35 | 43 | 44 |
7. Б. Ю. Титов | 78 | 4,2 | 31 | 37 | 41 |
8. С. Н. Бабурин | 79 | 4,2 | 29 | 37 | 34 |
ВСЕГО: | 1871 | 100% | 706 | — | — |
Таким образом, наибольшее число упоминаний в телесюжетах получил В. В. Путин. Президент России был представлен в 1091 телесюжете (58,3 вместо 63,5% на прошлой неделе), из них 431 сюжет вышел на центральных федеральных телеканалах. В 49% сообщений Президент играл главную роль, в 38% был процитирован.
П. Н. Грудинин переместился с четвёртого на второе по количеству упоминаний место: 161 телесюжет (8,6 вместо 5,3%), из них 60 на центральных каналах. В 54% сюжетов П. Н. Грудинин выступал в главной роли, в 40% был процитирован.
К. А. Собчак упоминалась в 8,1 вместо 6,1% сюжетов, на центральных каналах она упоминалась в 40 сюжетах, в 45% сообщений занимала главную роль, в 47% была процитирована. В. В. Жириновский был упомянут в 142 сообщениях (7,6 вместо 8%), 48 из них вышли на центральных каналах. В 37% сюжетов лидер ЛДПР играл главную роль, в 35% был процитирован. Б. Ю. Титов упоминался в 4,2 вместо 4,6% сообщений, С. Н. Бабурин в 4,2 вместо 4,1%, Г. А. Явлинский в 4,7 вместо 4,4%, М. А. Сурайкин – в 4,3 вместо 4% всех телесюжетов.
Несколько иначе выглядит ситуация, если ограничить исследование телеприсутствия политиков пятью центральными федеральными телеканалами (Табл.2).
Таблица 2
Количество сюжетов с упоминаниями лидеров политических сил
на центральных федеральных телеканалах (%)
ФИО | «Первый» | «Россия» | НТВ | ТВЦ | Рен-ТВ | Всего |
В. В. Путин | 73 | 56 | 70 | 48 | 69 | 61,0 |
П. Н. Грудинин | 6 | 9 | 7 | 8 | 18 | 8,5 |
В. В. Жириновский | 4 | 9 | 5 | 8 | 7 | 6,8 |
К. А. Собчак | 4 | 8 | 3 | 6 | 5 | 5,7 |
9. М. А. Сурайкин | 4 | 6 | 3 | 8 | 0 | 5,0 |
Г. А. Явлинский | 4 | 5 | 3 | 8 | 0 | 4,5 |
Б. Ю. Титов | 3 | 5 | 4 | 7 | 0 | 4,4 |
10. С. Н. Бабурин | 4 | 3 | 4 | 8 | 0 | 4,1 |
Основной объём сюжетов на каждом из данных телеканалов был выделен В. В. Путину. Президенту РФ было предоставлено 48-73% сообщений каждого из телеканалов (на прошлой неделе было 51-75%). Доля В. В. Путина в эфире пяти центральных каналов составила 61 вместо 61,5% сюжетов.
П. Грудинин переместился с третьего на второе по упоминаемости место среди восьми кандидатов на пост Президента. Доля посвящённых кандидату от КПРФ сообщений возросла с 6,2 до 8,5% всех сообщений. П. Н. Грудинин присутствовал в 18% сюжетов Рен-ТВ, 9% сообщений канала «Россия», 8% ТВЦ, 7% НТВ и 6% сюжетов «Первого» канала.
В. Жириновский получил 6,8 вместо 8,5% всех сообщений центральных телеканалов. Доля лидера ЛДПР колебалась в пределах 4-9%, тогда как на прошлой неделе была 6-10% сообщений каждого из каналов.
К. Собчак упоминалась в 5,7% сюжетов пяти центральных каналов, М. Сурайкин – в 5%, Г. Явлинский – в 4,5%, Б. Титов – в 4,4%, С. Бабурин – в 4,1%.
Что касается рейтинга лидеров по медиаиндексу, то он выглядит следующим образом (таблица 3).
Таблица 3
Рейтинг по медиаиндексу на всех федеральных каналах
Кандидат | Медиаиндекс | Негативный характер | Позитивный характер |
В. В. Путин | 51733 | 27 | 42 |
11. М. А. Сурайкин | 5102 | 1 | 1 |
Б. Ю. Титов | 4315 | 5 | 4 |
Г. А. Явлинский | 4278 | 1 | 0 |
12. С. Н. Бабурин | 4218 | 1 | 1 |
В. В. Жириновский | 3919 | 36 | 2 |
К. А. Собчак | 3829 | 29 | 6 |
П. Н. Грудинин | 553 | 47 | 4 |
Рассмотрим, сколько сообщений, посвящённых кандидатам на пост Президента, вышло на федеральных каналах в период с 22 декабря 2017 года по 10 марта 2018 года (для С. Бабурина и М. Сурайкина – с 1 января 2018 г.) (график 1)
График 1
Распределение телесюжетов с упоминаниями кандидатов на пост Президента, 22 декабря – 10 марта
Таким образом, наибольшую долю эфира занимают сообщения с упоминанием В. В. Путина (60%). На втором месте по упоминаемости В. Жириновский (8% сюжетов). П. Н. Грудинин разделил с К. Собчак третье по упоминаемости в телеэфире место (по 7% сообщений).
Б. Титов получил 6% всех сообщений, Г. Явлинский – 5%, М. Сурайкин – 4%, С. Бабурин – 3% сюжетов.
Рассмотрим, как изменялась представленность кандидатов на пост Президента в течение избирательной кампании (график 2):
График 2
Динамика представленности кандидатов в эфире федеральных каналов (кол-во сообщений)
Таким образом, в период с 4 по 10 марта несколько снизился объём сообщений с упоминаниями В. Путина (с 63,5 до 58,3%), В. Жириновского (с 8 до 7,6% сообщений) и Б. Титова (с 4,6 до 4,2%).
Одновременно возросли доли упоминаний П. Грудинина (с 5,3 до 8,6%), Г. Явлинского (с 4,4 до 4,7%), К. Собчак (с 6,1 до 8,1%), С. Бабурина (с 4,1 до 4,2%) и М. Сурайкина (с 4 до 4,3%).
Хронометраж представленности в телеэфире основных федеральных телеканалов кандидатов в президенты – оппонентов Путина
Доминирование В.В. Путина в телеэфире – это политическая константа. Поэтому в настоящем мониторинговом проекте рассматривается хронометраж упоминаемости только его основных оппонентов. В методике мониторинга определено — не учитывать политический телеэфир с упоминанием В.В.Путина. В целом, подсчитывается продолжительность освещения деятельности семи кандидатов на пост Президента Российской Федерации (П. Н. Грудинин, В. В. Жириновский, Г. А. Явлинский, Б. Ю. Титов и К. А. Собчак – с 22 декабря 2017 г., С. Н. Бабурина и М. А. Сурайкина – с 1 января 2018 г.) в новостных и аналитических передачах пяти федеральных телеканалов («Первый», «Россия», НТВ, ТВЦ и Рен-ТВ), а также ведется хронометраж «синхрона» (прямой речи) данных лидеров (табл.4).
Таблица 4
Структура суммарного лидерского эфира, 4 – 10 марта
Кандидат | Продолжительность эфира, сек | % | Продолжительность синхрона (прямой речи) партийцев, сек | % |
П. Н. Грудинин | 5199 | 41,3 | 738 | 15,7 |
В. В. Жириновский | 1836 | 14,6 | 1095 | 23,4 |
М. А. Сурайкин | 1254 | 10,0 | 711 | 15,2 |
К. А. Собчак | 1251 | 9,9 | 617 | 13,2 |
Г. А. Явлинский | 1065 | 8,5 | 505 | 10,8 |
Б. Ю. Титов | 997 | 7,9 | 504 | 10,8 |
С. Н. Бабурин | 978 | 7,8 | 518 | 11,0 |
В период с 4 по 10 марта на пяти федеральных телеканалах кандидатам на пост Президента было посвящено 3 часа 29 минут 40 секунд лидерского эфира (Гр. 3).
График 3
Структура суммарного лидерского эфира, 4 – 10 марта
Наибольшую долю лидерского федерального телеэфира получил П. Н. Грудинин (41% или 1 час 26 минут 39 секунд).
В. В. Жириновскому досталось 15% эфира, М. А. Сурайкину и К. А. Собчак – по 10%, Б. Ю. Титову, Г. А. Явлинскому и С Н. Бабурину – по 8% эфирного времени.
Что касается синхрона (прямой речи) партийцев, то его структура иная: В. Жириновскому было предоставлено 23% суммарного времени. М. Сурайкину было выделено 15% эфира, К. Собчак – 13%, Б. Титову, Г. Явлинскому и С. Бабурину – по 11%,
П. Грудинин получил 12 минут 18 секунд синхрона или 16% времени для прямой речи, что почти в полтора раза меньше, чем было выделено В. Жириновскому (Гр.4).
График 4
Структура суммарного лидерского синхрона, 4 – 10 марта
Рассмотрим распределение эфирного времени на пяти федеральных телеканалах (Табл.5):
Таблица 5
Структура эфирного времени федеральных телеканалов
П. Грудинин получил наибольшее количество эфирного времени на Рен-ТВ (92%), наименьшее – на ТВЦ (26%). В. Жириновскому наибольшая доля эфирного времени была предоставлена на «России» (18%), Г. Явлинскому на ТВЦ (12%), Б. Титову на ТВЦ (11%), К. Собчак на НТВ (14%), С. Бабурину и М. Сурайкину на ТВЦ (по 13%) (График 5) График 5 Структура эфира федеральных телеканалов, 4 – 10 марта Суммарный синхрон федеральные телеканалы распределяли следующим образом (Табл. 6): Таблица 6 Структура суммарного синхрона федеральных телеканалов
Наибольшую долю лидерского синхрона П. Грудинину предоставил Рен-ТВ (65%), наименьшую – НТВ (12%). Предпочтение В. Жириновскому отдали телеканалы Рен-ТВ и «Россия» (35 и 29%), Г. Явлинскому – НТВ (16%), Б. Титову – ТВЦ (13%). К. Собчак – «Первый» (16%), С. Бабурину и М. Сурайкину – НТВ (16 и 29%) (График 6). График 6 Структура синхрона федеральных телеканалов, 4 – 10 марта Кандидаты на пост президента в данный период не были приглашены в аналитические передачи. Рассмотрим, как изменялась структура суммарного лидерского эфира с 22 декабря 2017 года и по настоящее время (График 7): График 7 Динамика суммарного лидерского эфира, 22 дек 2017 г. – 10 марта 2018 г. Таким образом, в период с 4 по 10 марта по сравнению с предыдущей неделей доля П. Грудинина в эфире центральных телеканалов возросла с 27 до 41%. Возросли доли К. Собчак (с 9 до 10%) и С. Бабурина (с 7 до 8%). Одновременно упали доли В. Жириновского (с 28 до 15%), Г. Явлинского (с 9 до 8%) и Б. Титова (с 11 до 8%). Доля М. Сурайкина осталась на уровне 10%. Рассмотрим вклад эфира каждого из кандидатов в общий объём выделенного эфирного времени, начиная с 22 декабря и по настоящее время (График 8) График 8 Структура суммарного лидерского эфира, 22 декабря – 10 марта Таким образом за период с 22 декабря 2017 года по 10 марта 2018 года наибольшая доля эфирного времени была предоставлена П. Н. Грудинину (28% эфира). На втором по освещению месте В. В. Жириновский (27%). С огромным отрывом от них были представлены остальные кандидаты: К. А. Собчак (11%), Г. А. Явлинский и Б. Ю. Титов (по 10%), М. А. Сурайкин (8%) и С. Н. Бабурин (6%). Рассмотрим, как выглядело соотношение эфирного времени, выделенного кандидатам, в синхроне (График 9) График 9 Структура суммарного лидерского синхрона, 22 декабря – 10 марта Таким образом, наибольшая доля времени для прямой речи была выделена выступлениям В. Жириновского (36%). П. Н. Грудинину досталось 16% всего синхрона, К. А. Собчак и Г. А. Явлинскому – по 11%, Б. Ю. Титову – 10%, М. Сурайкину – 9%, С. Бабурину – 7%. Рассмотрим соотношение сюжетов с негативом и позитивом по отношению к кандидату от КПРФ (График 10) График 10 Общая оценка тональности «информационных» сюжетов о кандидате П.Н.Грудинине и членах его штаба на ведущих телеканалах Таким образом, в период с 4 по 10 марта 2018 года поток негатива усилился Позитив о кандидате вообще не выпускался в эфир, пик негатива пришёлся на 4 и 7 марта, 9 марта П. Грудинин был проигнорирован всеми пятью центральными федеральными телеканалами. Рассмотрим общий объём сюжетов различной тональности на едином графике (График 11). График 11 Общая оценка тональности сюжетов по отношению к П.Н. Грудинину на пяти основных федеральных телеканалах в период с 14 января по 10 марта 2018 года (количество сюжетов) Т.е. за период с 25 февраля по 10 марта преобладали резко негативные сюжеты о П. Н. Грудинине (52%), на негативные пришлось ещё 11%. Позитивные сообщения составили всего 15% сюжетов, а очень позитивные и того меньше – 3%. 19% сюжетов были выдержаны в нейтральном тоне. Некоторые выводы:
* * *
— незакрытые зарубежные счета кандидата, — отказ от дебатов, поздравление К. Собчак на дебатах, — мероприятия на Красной площади, посвящённые дню смерти И. В. Сталина, — посещение Павлово-Посадской фабрики платков, — митинг «За честные и чистые выборы» в Москве 10 марта. Исполнитель исследования: А. А. Гавалова, зав. сектором политмониторинга ЦК КПРФ. Методика – А.Н.Васильцова Отв. за выпуск – С.П.Обухов, доктор политических наук Для контент-анализа использованы материалы системы «Медиалогия» Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний Центр исследований политической культуры России
|