По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».
Весьма двусмысленное заявление сделал помощник президента России Андрей Белоусов. По его словам, «мы прошли пик цикла насыщения Вооруженных Сил новыми видами вооружения и военной техникой». Поэтому, дескать, теперь оборонные расходы можно существенно сократить. Что и будет, сообщил Белоусов, сделано для реализации задач, поставленных в Послании Владимира Путину Федеральному Собранию. То есть — отныне и на ближайшую перспективу в государственном приоритете России — масло вместо пушек.
Тут же министр обороны Сергей Шойгу сообщил, что «в план деятельности Министерства обороны до 2020 года и государственную программу вооружения на 2018−2027 годы будут внесены соответствующие коррективы». Надо ли уточнять, в какую сторону окажется направлен вектор тех корректив?
Понятно, что полноводная река финансирования нашей обороны внезапно резко обмелела. Но волшебник Шойгу бодрится и ставит перед Вооруженными силами совершенно невыполнимые, на мой взгляд, в резко изменившихся условиях задачи: «Необходимо продолжить последовательно увеличивать долю новейшего вооружения, повышать интенсивность боевой подготовки, а также совершенствовать систему комплектования войск». На какие шиши это делать?
Совершенно непонятно, как понимать слова и Белоусова, и Шойгу. Наши армия и флот уже по самые ноздри насыщены современными вооружениями, всем довольны, любого шапками закидают и им обновляться в прежних объемах отныне совершено необязательно?
Или наоборот — современных образцов оружия у России по-прежнему крайне недостаточно. Страна попросту надорвалась в тяжелейшей гонке, у нее иссякли всякие финансовые возможности вести процесс перевооружения в запланированном и абсолютно необходимом темпе?
Увы, нет никаких сомнений: ближе к истине второй вариант. Чтобы понять, какой глубины пропасть вдруг разверзлась перед российскими военными, стоит вспомнить историю подготовки государственной программы вооружений до 2027 года (ГПВ-2027).
Работа над ней началась в 2014 году. Тогда Министерству обороны РФ, перед которым президентом страны была поставлена задача к 2020 году довести долю современных вооружений в армии и на флоте до 70%, пришлось абсолютно честно определить, какие деньги для этого необходимы. Вышли умопомрачительные цифры — 55 триллионов рублей. Или сразу в 2,9 раза больше, чем в действовавшей на тот период ГПВ-2020.
Вряд ли и сами генералы хоть на мгновение верили, что этот их лихой запрос будет удовлетворен в Кремле и в правительстве. Но арифмометру не свойственны эмоции. Хотите 70% современных вооружений — раскошеливайтесь. Или пусть будет не 70%, а допустим, 50. Тогда расходы окажется иными, поскромней. Но и крепость нашей обороны пожиже. Выбирайте!
На самом деле выбор был ясен: никаких 70% к 2020 году не будет, это просто нереально. 19 декабря 2014 года Шойгу еще бодрился: «Завершена работа по формированию типажа перспективных образцов вооружений и техники, имеющих сходные функциональные и технические характеристики. Это позволит сократить стоимость Государственной программы вооружения с 55 до 30 триллионов рублей с сохранением необходимых объемов оснащения». Таким образом, крайний рубеж возможного отступления военных, на котором они собирались стоять насмерть, был отодвинут достаточно далеко. Но для неровно дышащей российской экономики и это оказалось непосильным.
Ожесточенная грызня под кремлевским ковром с ведомством Антона Силуановак началу 2018 года вынесла на поверхность новый результат — на ГПВ-2027 никак невозможно выделить более 19 триллионов рублей. Как можно на них закупить столько же нового оружия, как и на 55 триллионов, определенно не знал даже Шойгу. Но публично роптать ему было бесполезно. Поскольку понятно, что такая арифметика одобрена президентом.
Вы полагаете, на этом все и завершилось? Какое там! Битва паркетных бульдогов вокруг будущего гособоронзаказа продолжалась еще не один месяц. Наконец, 26 февраля вице-премьер Дмитрий Рогозин победно объявил, что многострадальная ГПВ-2027 подписана, наконец, Путиным. По дороге из нее, правда, куда-то испарились еще два триллиона целковых, осталось «всего» 17 триллионов.
Надо думать, что на оборонных предприятиях уже стали прикидывать, чего и сколько можно изготовиться на эти средства. Какие договора и с кем для этого следует срочно заключать. Но даже месяца не было отведено военно-промышленному комплексу на такую сложнейшую работу. Все в очередной раз полетело в корзину теперь, после заявления Белоусова, с которого мы и начали этот разговор. Понятно, что сейчас и 17 триллионов рублей генералам и оборонной промышленности никто не даст.
Мне кажется, тут напрашивается важнейший вопрос, который касается вовсе не одной только обороны России. Как вообще в нашей стране готовятся решения президента? Как может быть, что Путин сначала подписывает программный документ принципиального свойства, а месяца не прошло — эту казенную бумагу с высочайшим автографом публично выбрасывают в корзину?
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.