Велик град на Оби

Велик град на Оби

По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия».

Анатолий Локоть руководит Новосибирском четыре года. Накануне юбилея города (в июне исполняется 125 лет) Локоть рассказал о науке и промышленности, о благоустройстве дворов, парков и скверов, о предстоящем развитии Новосибирска.

– Анатолий Евгеньевич, четыре года назад вы поменяли мандат депутата Госдумы от партии КПРФ на должность мэра города Новосибирска. Не пожалели об этом решении?

– Новосибирск – родной для меня город, я здесь родился и вырос и глубоко погружен в местные проблемы. Мне жалеть не о чем. Я просто вернулся домой и остался здесь работать. Новосибирск сильно отличается от Москвы. У города особый характер, что сразу замечают наши гости. У нас зимой температура –30 градусов, чуть за город – степь, болота, сибирская тайга. Суровые природные условия формируют волю и выдержку. В то же время мы – дружный и доброжелательный народ. В советское время в Новосибирске разместились крупные оборонные предприятия, часть которых продолжает работать и сегодня. В больших коллективах развивалась взаимовыручка. В годы войны в Новосибирск была эвакуирована техническая и творческая интеллигенция из Ленинграда и других городов СССР. В 60-е годы в город приехали лучшие кадры советской науки. Появился Академгородок, и сложилась новосибирская научная и образовательная школа. За 125 лет в городе сформировался уникальный «человеческий климат», талантливое и активное городское сообщество. Новосибирск стал главным научным центром Сибири. К сожалению, в последние несколько лет крупномасштабных научных проектов нашей стране не хватало. Однако сейчас обсуждается проект создания в Новосибирске центра синхротронного излучения, – это инструмент для проведения исследований в области ядерной физики, проект мирового значения с инвестициями от 20 млрд рублей.

– Однако, несмотря на свой экономический и научный потенциал и одаренных жителей, Новосибирск имеет дефицитный бюджет и в большой степени зависит от федерального финансирования.

– Это правда – в Новосибирске, как и в других городах России, после распада СССР накопились серьезные проблемы. Новые жилые микрорайоны годами строили без дорог, школ, поликлиник, парков и спортивных объектов. В результате нагрузка на действующую инфраструктуру стала чрезмерной. При этом город не располагает средствами, чтобы самостоятельно решить эту проблему и быстро наверстать упущенные десятилетия. В год 125-летия мы ищем фундаментальное решение, которое позволит сократить разрыв между потенциалом Новосибирска, темпами его развития и уровнем инфраструктуры. Поэтому мы говорим о том, чтобы предоставить Новосибирску особый статус. Наш город может сам заработать средства на свое развитие – надо лишь дать ему справедливые стимулы и возможности. Пришло время менять федеральное и региональное законодательство, чтобы такие города, как Новосибирск, обеспечили стране технологические условия для нового рывка вперед. Уверен, что энергия городов – это локомотив развития нашей страны.

– Но как сегодня удается руководить городом-миллионником при минимальном бюджете развития?

– В условиях ограниченного бюджета необходимо мобилизовать все силы для поиска путей развития города. Первое – по максимуму участвовать в федеральных программах. Я, как мэр, не имею права упускать возможность с помощью федерального бюджета построить новую школу, новую дорогу или благоустроить дворы. Профильные структуры мэрии обязаны работать как часы, вовремя готовить документы. Второе – рационально использовать имеющиеся ресурсы. Для этого надо слушать людей и правильно расставлять приоритеты. Мое убеждение: люди должны участвовать в судьбе города и решать, как распоряжаться бюджетом. Мы начинали с изменения порядка публичных слушаний, чтобы граждане выносили наболевшие вопросы на общественное обсуждение без бюрократических проволочек. Пробовали новые формы диалога с жителями, такие как онлайн-голосование «Выбери дорогу для ремонта». Люди сами решали, какие дороги ремонтировать в первоочередном порядке. Сегодня сотни планов благоустройства проходят через фильтр народного голосования. Возрождаются народные дружины, обеспечивающие безопасность и порядок в Новосибирске. Быстро развивается территориально-общественное самоуправление. Все большее число людей принимают на себя ответственность за родной город.

– Чего же хотят жители Новосибирска?

– Простых вещей: хорошей работы и образования, интересного досуга, перспективы для своих детей. Поэтому город должен создавать такую среду, которая будет помогать во всем: трудиться, учиться, отдыхать, развиваться и достигать целей. Последние четыре года мэрия Новосибирска работает над принципами формирования комфортной городской среды. Это проработка комплекса вопросов – от градостроительных норм до ремонта дворов.

Новосибирцы болезненно реагировали на точечную застройку, когда многоэтажки, торговые и бизнес-центры возводились на крошечных участках вплотную к жилым домам. Надо было навести порядок, вернуть приоритет интересам жителей, а не тех, кто хочет заработать на каждом клочке земли. Мы утвердили новые правила землепользования и застройки. Теперь застройщики обязаны возводить дома, не экономя пространство на парковках, детских площадках, зонах отдыха и зеленых насаждениях. Мы защитили землю от хищнического отношения – закрепили 600 площадок, где нельзя возвести ничего, кроме социальных объектов. Взяли на контроль 237 зон для отдыха и досуга. До 2015 года Новосибирск «славился» барахолкой (Гусинобродская барахолка – крупнейший вещевой рынок за Уралом, новосибирский «черкизон». – Прим. редакции). Пришлось приложить немало усилий, чтобы решить эту проблему наследия 90-х. Мы перевели продавцов в торговые центры и комплексы, чтобы торговля велась в достойных условиях. Также при участии жителей была задана траектория развития Новосибирска на годы вперед – мы провели дискуссионные площадки, где были определены три городских приоритета. Это развитие зеленых зон, дорожно-транспортной и социальной инфраструктуры. В 2017 году в проект «Городские приоритеты» вложено более 3 млрд рублей.

– Расскажите подробнее о городских приоритетах, в чем заключается главная идея?

– Идея в том, чтобы концентрироваться на главных проблемах и бить прицельно – по болевым точкам. Например, людей беспокоил беспорядок в парках и скверах. Зеленые зоны в городе несколько лет приходили в упадок, превращались в территорию нелегальной коммерции и пивных ларьков. Впервые в истории города мы провели аудит парков и скверов с участием новосибирцев, были подготовлены паспорта, создана единая программа развития зеленых зон. Мы вернули зеленым территориям их главное назначение. Благодаря этой работе за последнее время больше десятка зеленых зон изменили облик.

Историческим событием для Новосибирска стала реконструкция набережной. Сибиряки из Омска, Красноярска, Иркутска гордятся благоустроенными набережными, это преимущество города на реке, его лицо. А огромный Новосибирск долгое время выглядел на фоне соседей несолидно.

Масштабного ремонта набережная дожидалась почти полвека. В прошлом году мы оформили прогулочную зону с велодорожкой вдоль реки, скамейками, освещением, высадили деревья.

Нынешним летом продолжим работы в верхней зоне набережной, а также установим сцену и экраны для зрителей чемпионата мира по футболу, в планах – новое колесо обозрения. Красивая набережная станет символом Новосибирска. Постепенно Новосибирск становится привлекательнее для работы и для жизни. Новые зеленые зоны, благоустроенные места отдыха и дворы, ухоженные парки и скверы – в большом городе, перегруженном автотранспортом, это необходимость. И это ежедневный труд, в котором участвуют тысячи людей.

– Насколько для Новосибирска актуальна проблема пробок и аварийных дорог?

– Это острая проблема. Ежегодно мы сдаем более миллиона квадратных метров нового жилья. Новые микрорайоны означают возрастающую потребность жителей в новых дорогах, в общественном транспорте. Поэтому дорожное строительство, развитие транспорта – городские приоритеты. Город делает все, чтобы ежегодно ремонтировать не менее миллиона квадратных метров дорожного полотна. В прошлом году мы впервые за последние семь лет вышли на показатель 1,3 млн. Этот объем необходимо сохранять, чтобы поддерживать дороги в нормативном состоянии. После вынужденного перерыва из-за нехватки средств мы вернулись к благоустройству пешеходной инфраструктуры. В прошлом году обновили 120 тыс. квадратных метров тротуаров. Как никогда большое внимание стали уделять частному сектору – за четыре года ремонтом охвачено 360 участков улиц. Развитие транспортной инфраструктуры также является приоритетом развития города. Поэтому мы приложили максимум усилий, чтобы войти в федеральный проект «Безопасные и качественные дороги». Это позволит обновить дорожную сеть, направить часть средств на крупные инфраструктурные объекты, которые свяжут отдаленные микрорайоны с деловым центром Новосибирска, ускорят транспортные потоки между нашим мегаполисом и городами Новосибирской агломерации – Бердском, Обью, Кольцово и другими.

– Вы планируете достраивать метро?

Вопрос строительства метро важен для Новосибирска, поэтому я вынес обсуждение этой проблемы на федеральный и региональный уровень. Считаю, мы вправе рассчитывать на поддержку в тех направлениях, которые создают стимулы для развития Новосибирска. Сегодня финансировать строительство метро могут только две столицы. Нашему городу необходимо около 26 млрд рублей, чтобы развивать метрополитен в ближайшие 5 лет. Это неподъемная сумма при годовом бюджете 37 млрд. Государство должно довести до логического завершения хотя бы те проекты, которые уже начаты в городах-миллионниках. Прервано строительство метро в Екатеринбурге: запущена одна линия метро, вторая недостроена. В Омске прорыли несколько станций, построили метромост через Иртыш и остановили стройку. В Новосибирске строительство также остановлено. Неоконченные проекты наносят экономический ущерб городам, потому что содержать долгострои, консервировать их иногда дороже, чем достроить. Преимущество Новосибирска – готовность решать эту проблему и системное видение развития метрополитена. Поэтому наша идея получила поддержку. В первую очередь мы намерены закончить строительство Дзержинской линии метрополитена с новыми станциями «Гусинобродская» и «Молодежная» и метродепо, продлить Ленинскую линию до площади Станиславского.

– А как будет развиваться наземный транспорт в Новосибирске?

– Мы делаем акцент на развитии экологически чистого транспорта. Сегодня разрабатывается проект «Городская электричка», который включит железнодорожный транспорт в процесс городских перевозок и уменьшит пробки на дорогах. Не так давно построили в городе первую за 30 лет ветку трамвайных путей. Эта ветка соединила транспортный узел со станцией метро на левом берегу Оби с отдаленным жилым микрорайоном. Мы также практически с нуля создали совместное с Белоруссией предприятие по сборке и ремонту трамваев – «БКМ-Сибирь». В прошлом году на маршруты вышли 12 новых вагонов совместного производства.

– Почему в качестве партнера выбрана Республика Беларусь? У Новосибирска с Беларусью много общего?

– У новосибирцев с белорусами тесные партнерские и дружеские взаимоотношения. Минск – побратим Новосибирска – стал нашим главным торгово-экономическим партнером. Жителям полюбились ярмарки белорусских товаров, которые проходят регулярно. Город закупает белорусскую уборочную и сельскохозяйственную технику, автобусы, мы организуем Дни Беларуси в Сибири. Белорусы присматриваются к разработкам наших ученых – в биоинженерии, генетике, лазерной физике. Обсуждаем идеи создания совместных с Новосибирском предприятий на промышленных площадках времен СССР. Судите сами: товарооборот между Беларусью и Россией в последние годы снижается, а между Беларусью и Новосибирской областью, наоборот, растет. В 2017 году в рублевом эквиваленте торговый оборот превысил 12 млрд.

– Проблема многих городов России – недостаток мест в школах и детских садах, и Новосибирск не исключение. Удается ли вам контролировать ситуацию?

– Ежегодный прирост числа школьников в последние годы значительный – 8–10 тыс. детей. Федеральные программы по детским садам и школам помогают, но этого недостаточно. Поэтому мы максимально используем внутренние ресурсы, ищем решения. С 2014 года мы реконструировали и построили 28 детских садов – это 7 тыс. новых мест для ребятишек. Это своего рода рекорд, ставший возможным благодаря поддержке вышестоящих бюджетов. Мы также возвращаем детям помещения в действующих учреждениях, где группы использовались не по назначению. Два детских сада у нас открылись в зданиях, где раньше размещались детские дома. Город помогает устраивать детей, оставшихся без родителей, в приемные семьи. За четыре года у нас новую семью обрели более 800 детей. В этом отношении успехи Новосибирска стали примером для всей страны. Также за четыре года мы открыли шесть новых и обновленных после капремонта школ. В том числе современные школы построены в густонаселенных микрорайонах новой застройки. Например, в Октябрьском районе в школе на 250 мест учились 700 ребятишек. В прошлом году мы открыли здесь два новых здания школы, и жители вздохнули с облегчением. Кстати, эта школа стала уникальным для Новосибирска проектом с точки зрения архитектуры и функционального наполнения. В ней созданы условия для маломобильных детей – предусмотрены специальные лифты, раздевалки, оборудование в кабинетах. Еще пять новых школ введем в строй в этом году. Таких объемов работ не было со времен СССР.

– Каким вы видите Новосибирск будущего?

– Я вижу Новосибирск благоустроенным городом, где хочется жить и работать. У города есть прекрасная возможность стать центром науки и технологий будущего, задействовать потенциал СО РАН, высокий уровень образования и кадровый ресурс Новосибирска. Есть возможность опережающими темпами внедрять научные разработки в повседневность, в наше городское хозяйство. Я каждый день бываю в коллективах, общаюсь с людьми, как говорится, глаза в глаза. Мы понимаем друг друга, нам есть ради чего стараться и работать не жалея сил.

Андрей ЖИРНОВ

Депутат Законодательного собрания  Новосибирской области

 

 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *