Запас прочности. Старт Ю.А. Гагарина

Запас прочности. Старт Ю.А. Гагарина

По материалам публикаций на сайте Движения за возрождение Отечественной науки.

12 апреля 1961 года гражданин Страны Советов, коммунист Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый в истории человечества полёт вокруг земного шара. После благополучного приземления он два дня провёл в городе Куйбышеве, теперешней Самаре, где и была изготовлена межконтинентальная баллистическая ракета Р-7, которая вывела космический аппарат на околоземную орбиту.

Из Куйбышева Юрий Алексеевич доложил по телефону в Москву о выполнении правительственного задания. Здесь прошёл послеполётное медицинское обследование. Первому космонавту устроили рыбалку на берегу Волги с костерком и ухой. А 14 апреля специальным рейсом Юрий Гагарин вылетел в Москву.

На вопросы нашего корреспондента о событиях тех далёких дней отвечает ветеран космодрома Байконур, лауреат Государственной премии в области космической техники, полковник в отставке Михаил Маслянцев

— Первый полёт в космос стал неожиданным или его всё-таки ждали?

— К тому времени уже были запущены первые искусственные спутники Земли, совершили свой полёт Белка и Стрелка. Так что полёт человека в космос уже не казался чем-то фантастическим. Его ждали, хотя никто не знал, когда это произойдёт. А чем сильнее ждёшь, тем неожиданнее кажется событие. Так что ликовал весь коллектив полигона Тюра-Там, как назывался тогда будущий Байконур, ликовала Самара и вся страна, и всё, как принято было говорить, прогрессивное человечество.

При этом следует учесть, что в самом разгаре была «холодная война», и наши зарубежные недоброжелатели кусали локти, когда СССР показал всему миру, на что способен наш народ. Ведь всего полтора десятка лет назад закончилась самая разрушительная в истории человечества война. Мы победили фашизм и за короткое время не только восстановили разрушенное народное хозяйство, но и первыми вырвались в космос. Так что мы, молодые лейтенанты, только что прибывшие на полигон, чувствовали гордость за свою Родину и искренне радовались успешному полёту нашего первого космонавта.

А потом был полёт Германа Степановича Титова. Впоследствии он руководил испытаниями многоразовых возвращаемых космических аппаратов. И я не один год отработал под его началом. После полёта Титова я и мои товарищи готовили к стартам космические корабли Павла Поповича, Юрия Артюхина и других космонавтов. Каждый успешный полёт был для нас праздником. И всё-таки полёт Юрия Гагарина на корабле «Восток» занимает особое место в истории нашей космонавтики и в нашей памяти. Ведь он положил начало космической эры и прославил СССР в истории человечества на века.

Шло время, появились более современные космические корабли, которые делали тоже в Куйбышеве, впоследствии переименованном в Самару. Самый знаменитый из них — «Союз» — встал в центре города как памятник Юрию Гагарину и всем покорителям космоса (на снимке). У подножия ракеты — музей, среди экспонатов которого фотографии знакомых мне космонавтов, конструкторов и ракетостроителей Самарского РКЦ «Прогресс», сослуживцев по Байконуру.

— А как вы оцениваете сегодняшний уровень развития космической отрасли в нашей стране?

— Конечно, многое потеряно из того, что было наработано в советских конструкторских бюро и научно-исследовательских институтах. Помнится, ещё в шестидесятых годах прошлого столетия были начаты разработки гиперзвуковых аппаратов академиками Челомеем, Лозино-Лозинским и другими учёными. Всеми забытая теперь «Спираль» — один из них. Звучит, может быть, фантастично, но этот аппарат из плотных слоёв атмосферы должен был выходить в космос, а затем возвращаться и в различных регионах земного шара выполнять поставленные задачи. Если бы не развалили СССР, «Спираль» и другие подобные ей аппараты могли бы надёжно защищать нашу страну от ударов из космоса.

А вот ещё пример. Двигатели НК-33, сделанные десятки лет назад коллективом известного самарского конструктора Николая Дмитриевича Кузнецова, до сих пор соответствуют самым современным требованиям. И за рубежом ничего подобного пока не сделано. Вот такой запас прочности у продукции советского образца. На этом надёжном фундаменте строится современная космонавтика.

Конечно, появились новые космические аппараты. Наращивается наша группировка на околоземной орбите. Самарскому ракетно-космическому центру «Прогресс» поручено заняться ракетой тяжёлого класса. Это обеспечит многотысячный коллектив работой на годы вперёд, хотя смена руководства на предприятии вызывает некоторые опасения. Прежний генеральный директор от выполнения своих обязанностей отстранён, новый не назначен. Его обязанности пока исполняет главный конструктор. Если во главе коллектива поставят представителя конкурирующих фирм, РКЦ «Прогресс» может утратить лидирующие позиции и стать младшим братом одной из них. Правда, руководитель «Роскосмоса» обещал, что коллективу «Прогресса» никакие реорганизации не грозят. Поживём — увидим.

— Что бы вы хотели пожелать своим коллегам в день праздника?

— Ветеранам, вроде меня, здоровья и оптимизма. Молодёжи нужно учиться у старшего поколения настойчивости в достижении цели, преданности интересам народа, а не кучке хапуг. Нужно перенимать опыт у наших ветеранов, чтобы энергично идти вперёд несмотря ни на что.

Правда, №37 (30680) 12 апреля 2018 года

 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *