На прошлой неделе в России произошло два знаковых события, которые повлияют на ход подготовки к инаугурации президента и стали фоном для стартующей масштабной выборной кампании в регионах 9 сентября. Премьер-министр РФ Д. Медведев выступил с отчетом перед Государственной Думой, а бывший министр финансов А. Кудрин представил свою программу «развития» РФ. Также экспертами в СМИ активно муссируется тема предстоящей встречи Медведева и Кудрина. Создается впечатление, что перед инаугурацией Путина и формированием нового правительства происходит мобилизация и консолидация либерального лагеря.
Отчет Медведева: либеральная бессодержательность на фоне
воинственной риторики
Большинство экспертов считает, что отчет Медведева перед Думой с экономико-структурной точки зрения является совершенно бессодержательным и оторванным от реальности, однако вызывает интерес с точки зрения своих идеологических посылов.
Во-первых, Медведев позволил себе (пусть и на словах) достаточно воинственную по отношению к Западу риторику, прикрывая ей либерально-рыночной отказ от реально нужных стране реформ.
Во-вторых, премьер-министр, рапортуя об «успехах» последних шести лет, фактически ничего не сказал о планах по развитию страны, тогда как А. Кудрин (ЦСР) представил соответствующую программу.
Планируемая встреча Кудрина и Медведева
Как известно из ряда сообщений в СМИ премьер-министр Дмитрий Медведев планирует встретиться с бывшим министром финансов России, а ныне председателем совета Центра стратегических разработок (ЦСР) Алексеем Кудриным и сотрудниками этой организации.
Предварительно встреча запланирована на 17 апреля.
Запланировано участие в этой встрече первого вице-премьера Игоря Шувалова, курирующего в правительстве финансово-экономический блок, и министра финансов Антона Силуанова. Главной темой станет обсуждение реформы государственного управления.
ЦСР должен представить свое видение реформы. Согласно информации портала РБК, источник агентства в аппарате правительства рассказал, что Кудрин и Медведев уже встречались «некоторое время назад», после чего «договорились поговорить пошире».
Эксперты отмечают, что тема разговора Медведева и Кудрина будет крайне острой, так как в повестке дня: сокращение чиновничьего аппарата и их затрат. В целом можно сказать, что изменение положения чиновничьего класса, а затем и пенсионеров, станет ключевым внутриполитическим трендом на ближайшую перспективу.
Также эксперты отмечают, что новый этап «раскрутки» Кудрина происходит с помощью ТАСС.
Стратегия Кудрина
Алексей Кудрин представил с помощью ЦСР стратегию развития страны на 2018-24 годы.
Она включает в себя семь приоритетов:
1. «Важен каждый»
2. «Страна возможностей»
3. «Технологическая революция»
4. «Мировая экономика»
5. «Государство для граждан»
6. «Развитие городов и регионов»
7. «Защита и справедливость»
Стратегия представлена одновременно с отчетом правительства.
Сопоставив два опубликованных сегодня документа – краткое резюме проекта Стратегии развития России в 2018-2024 году от ЦСР и отчет о результатах работы Правительства России за 2012-2017 годы, — можно сделать несколько обобщений.
Перечень ключевых показателей проекта стратегии в основном заимствован из Послания Президента ФС РФ, хотя в некоторых случаях немного в переформулированном виде:
•Повышение пенсионного возраста.
•Снижение доли государства в экономике.
•Снижение контрольных функций государства.
•Реформа судебной системы.
•«Интенсификация экономики за счет частной инициативы»: 40 % ВПП от МСП.
•Привлечение иностранного капитала для приватизации;
•Тотальная цифровизация и фактическая ликвидация существующего госаппарата.
Эксперты отмечают, размещенный на сайте ЦСР отчет, остается менее конкретным, чем озвученные в Послании Федеральному Собранию меры и ранее принятые государственные документы (например, Указ Президента «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» или дорожная карта проекта реформирования контрольно-надзорной деятельности).
Фактически за «мишурой» из различных красивых фраз и заявлений программа Кудрина подразумевает:
1)Резкое уменьшение социальной ответственности государства: официальное внедрение социал-дарвинизма, включая коммерциализацию всего и вся, повышение пенсионного возраста и т.д.;
2)Практически полный уход государства из экономики;
3)Создание «цифрового концлагеря» для граждан РФ и фактические уничтожение госаппарата РФ.
Традиционно в программе Кудрина отсутствует поддержка реальной экономики, государственные инвестиции в производство, введение прогрессивной шкалы налогообложение и т.д.
Резюмируя, можно сказать, что план Кудрина – это план ТНК и наиболее завязанных на Запад российских олигархов.
Критика концепции реформы госуправления по Кудрину[1]
За основу предлагаемых изменений в структуре госуправления РФ ЦСР взят опыт Великобритании с концепцией «правительство как платформа» и Эстонии с концепцией цифрового правительства X-road. Также упоминались Финляндия, Малайзия и Сингапур. Предложения ЦСР увязали воедино структурные изменения экономики, включая пенсионную реформу, бюджетные расходы и налоговый маневр, реформу госаппарата и построение «цифрового государства». Центром действительно была проведена большая работа по анализу, построению корреляций и выработке предложений.
Если отбросить лишнее, то предлагается создать единую цифровую платформу управления, чтобы консолидировать и повысить эффективность, которую возглавит «стратегический» первый вице-премьер. Такое решение позволит:
сократить госслужащих на треть как лишних посредников между гражданином и государством в цифровую эпоху,
создать конкуренцию среди чиновников за счет стандартизации выполняемых функций, оценки их работы кадровыми службами и гражданами,
разделить регулярное (отраслевое) и проектное (национальное) управление за счет введения прозрачных ключевых показателей эффективности,
делегировать часть государственных услуг бизнесу для сокращения государственных расходов,
увеличить инвестиции в человеческий капитал за счет высвобождения государственных средств в результате реформы.
Как таковое понятие «цифрового госуправления» появилось в 90-х годах в целом ряде стран. «Умное правительство» должно обеспечивать удобство общения граждан с государством и привлечение жителей к планированию развития страны или региона. Лидерами являлись Британия и Канада. Появлению концепции умного правительства предшествовал ряд более ранних предпосылок. Многие ранние идеи имели отечественное происхождение и являлись влиянием достижений социализма на граждан капиталистических стран.
Если обобщить, то любое управление строится на трех китах: скорость прохождения решения, планирование (включая постановку целей), исполнительская дисциплина.
Первое и последнее в СССР решалось путем создания партийной надстройки в экономике. Партия контролировала хозяйственников. В Союзе экономика была централизована и прохождение решения по огромной структуре имело наивысший приоритет, инструментом донесения важности решений на местах являлся партийный актив. Планирование, в усеченном смысле народного управления, должны были выполнять Советы народных депутатов различного уровня, которые являлись посредником между гражданами и органами исполнительной власти.
Все три кита управления приобрели новое значение при развитии сначала компьютеризации (персональные компьютеры), а затем интернета (как единого информационного пространства) и высокоскоростных сетей передачи данных.
Управление реформировалось параллельно развитию компьютерной техники. Основная идея компьютеризации и интерактивного общения в управлении – развитие компьютерной техники позволяет исключить посредников в общении между гражданами и государством (убрать Советы народных депутатов, экспертные сообщества и общественные палаты) и привлечь граждан к формированию кратко- и среднесрочных целей, а также к контролю их исполнения.
Следует отметить, что программа «Электронное правительство» на федеральном уровне в России, наоборот, подразумевает создание большего количества посредников в виде экспертных сообществ и общественных палат, что, возможно, имеет смысл на верхнем уровне государственного управления, но при рассмотрении муниципальных структур (особенно уровня район, село, дом и т.п.) или органов самоуправления (ТСЖ или совет дома) теряет экономическое и политическое значение.
На примере муниципального транспорта в Англии покажем некоторые требования к реестру контрольных показателей муниципального управления. Такие требования играют роль скелета будущей автоматизированной системы. Управление развитием транспорта в Англии строится на 3 циклических шагах:
— Аудит, который анализирует карту доступности транспорта и определяет ключевые зоны улучшений;
— Планирование, которое целостно и иерархично: 6 стратегических целей – 1 сводный показатель отчетности — локальная детализация, которая вводится местными властями, но обязана сочетаться со стратегическими целями;
— Контроль исполнения показателей, сроков и бюджетов.
Из примера видно, что подход к развитию базируется на наглядности (карта) и целостности структуры управления, которые способствует выбору понятных и популистских (выборы никто не отменял) показателей развития транспорта. Карта доступна критике общественности, то есть выполняется требование интерактивности.
При этом Кудрин и ЦСР не предложили ничего нового с точки зрения основ управления. Все их основные управленческие идеи устарели до начала их реализации.
Реализация реформы по Кудрину не уменьшит, а увеличит расходы государства, так как без изменения модели управления управленческая надстройка только «осваивает» средства, а количество чиновников растёт. Экспертами ЦСР вообще не было показано, как граждане участвуют в управлении, что предусмотрено всеми современными концепциями «умного правительства», что отличает современное представление о муниципальном управлении от дореволюционного в России.
Отсюда мы можем еще раз предположить, что идеи «прорывных технологий» в проекте Кудина представлены «для отвода глаз» и прикрытия ликвидационных планов по лекалам Гайдара-Чубайса».
НЕКОТОРЫЕ ВЫВОДЫ
1)В настоящий момент наблюдается активная мобилизация и консолидация ультралиберальной части российской элиты, которая нацелена на получение фактической полноты власти в РФ во время нового строка В. Путина;
2)В этом плане синхронизируются действия Д. Медведева и А. Кудрина, анонсированная встреча которых предполагает фактический формат правительственного совещания;
3)При этом Медведев сейчас выступает как некая политическая фигура с «патриотической» риторикой (пример – отчет-«пустышка» в Думе), а Кудрин принимает на себя роль «нового Гайдара» и «берет на себя» программные предложения по существу;
4)И Кудрин, и Медведев в своих заявлениях и документах демонстрируют весьма низкий уровень содержательной мысли, однако в программе ЦСР четко постулируются: а) резкое уменьшение социальной ответственности государства: официальное внедрение социал-дарвинизма, включая коммерциализацию всего и вся, повышение пенсионного возраста и т.д.; б) практически полный уход государства из экономики; в) создание «цифрового концлагеря» для граждан РФ и фактические уничтожение госаппарата РФ.
5)При этом «прорывные» идеи ЦСР (Кудрин, Греф и т.д.) по реформе госуправления на самом деле являются крайне слабыми и ведут к увеличению расходов государства, отчуждению граждан от управления и т.д. (фактически повторяется «реформа электроэнергетики по Чубайсу, обещавшего, что после расчленения РАО ЕЭС цены на электричество понизятся);
6)Идеи «прорывных технологий» в проекте Кудина представлены «для отвода глаз» и прикрытия ликвидационных планов по лекалам Гайдара-Чубайса».
7)По большому счету программа ЦСР представляет собой проект уничтожения «инфраструктуры» российского государства и добивания реальной экономики РФ, а также социального геноцида под прикрытием «красивых фраз» и весьма низком профессиональном уровне экспертов ЦСР;
8)В целом, «консолидация либералов», идущая на фоне мощного санкционного давления на РФ и активизации «семейно-олигархических кланов», действующих в прямой увязке с их западными покровителями (в этом контексте имеет смысл рассматривать и критику со стороны «титанового» ВСМПО АВИСМА проекта чувствительного для Вашингтона ответа Москвы на американские санкции), представляет собой серьёзнейшую опасность для России;
9)В этих условиях КПРФ имеет смысл резко активизировать свою экспертную деятельность и попытаться навязать свою, принципиально отличную от либералов повестку. Но для этого нужно не простое повторение «10 шагов Зюганова» и «20 шагов Грудинина», а свежий и модернизированный для нужд регионов пропагандистско-программный продукт, с который партия пойдет на выборы 09 сентября.
Обзор подготовили: А.М.Богачев, С.П. Обухов, доктор политических наук
Отдел ЦК КПРФ по проведению избирательных кампаний
Центр исследований политической культуры России
[1] На основе материалов сайта SOLARU.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.