По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».
Журналистский ажиотаж вокруг мусорных бунтов в Подмосковье в последнее время несколько поутих, чего нельзя сказать о запахе свалок практически во всех районах Московской области, который с наступлением теплой погоды только продолжает усиливаться. Власти на местах включают все административные ресурсы на всю катушку, а жители судорожно пытаются найти хоть какой-нибудь выход, обвиняя «мусорных королей» в наплевательском отношении к людям ради собственной наживы. Однако, похоже, истинные корни этой проблемы растут совсем из другого места, чем полагают некоторые.
— Когда в 2012—2015 годах в столице заключались госконтракты на вывоз мусора, понятное дело, все это «затачивалось» под определенные компании и под конкретных людей, — рассуждает руководитель некоммерческой организации Центр «Устойчивое развитие» Наталья Розина. — Но суть не в том, есть или нет в сложившейся схеме какой-то коррупционной составляющей, а в том, что в сфере утилизации мусора в столице творился форменный бардак, и вот таким способом здесь попытались, пусть на скорую руку, но навести хоть какой-то порядок. К сожалению, контракты составлялись отнюдь не профессионалами, складывается такое ощущение, что писали их, простите, абсолютно «от балды». И мне кажется, что делалось это все даже не по какому-то там особому злому умыслу, а просто по принципу «давайте сейчас срочно чего-нибудь сляпаем и все».
«СП»: — Откуда у вас такое ощущение?
— Потому что многомиллиардные контракты в итоге представляли собой всего по 10−15 страниц формата А4. К тому же, все они оказались разными, причем отличия имеются в разных частях. Где-то одни нормативы, где-то другие нормативы прописаны по раздельному сбору мусора. Но главная их особенность в том, что они в первую очередь определяли вывоз из московских дворов, а вовсе не налаживание раздельного сбора вторичного сырья. Правда, в каждом контракте пункт о раздельном сборе мусора все-таки есть. И вот содержащиеся в них показатели, нормативы сбора, количество контейнеров и прочие цифры, как я уже говорила, различаются для каждой из организаций, где-то совпадают, где-то не совпадают. Компании, которые пытались и до сих пор пытаются этот самый раздельный сбор все же наладить, есть. У некоторых даже получилось. Например, в Зеленограде, где очень мощно представлено общественное экологическое мнение.
«СП»: — И что, приемлемо получилось?
— Не скажу, что выглядит идеально, идеал — это, наверное, из разряда сказок, но, в принципе, там все достаточно хорошо. Однако в процессе всего этого действа выяснилось, что организация раздельного сбора мусора — дело не просто низкорентабельное, а в целом не рентабельное как таковое. Особенно для крупных компаний, которым просто вменили это в обязанность в добровольно-принудительном порядке. Помните, раньше везде книги продавали, так сказать, «в нагрузку»? Вот для них это оказалось примерно тем же самым, эдакой «нагрузкой».
«СП»: — Обоснуете?
— Основной смысл контрактов заключался в том, чтобы как можно оперативнее, в течение суток, максимум — трех, мусор вывозился из дворов и куда-то увозился с глаз долой. И до определенного момента компании-подрядчики доблестно это все выполняли. Потом выяснилось, что организации, офисы, магазины и все прочие медицинские центры с фитнес-клубами, расположенные на первых этажах жилых домов, заключать отдельные договоры на вывоз мусора на коммерческой основе, как это и предусматривалось госконтрактами, не хотят. А ведь подразумевалось, что как раз на эти деньги фирмы-утилизаторы должны будут как-то благоустраивать подведомственные районы.
«СП»: — И что же произошло?
— Конечно, чисто на бумаге, исключительно для проверяющих, такие «липовые» контракты все же были заключены. Но на деле фактически 99% всех этих контор и магазинов стали просто тупо сваливать весь свой мусор в общие дворовые контейнеры. Предотвратить это не реально, так как никаких запирающих устройств и прочих ограждений-барьеров, за редким исключением, не установлено. В результате компании, вывозящие отходы по госконтрактам в определенных объемах, столкнулись с необходимостью удалять вдвое-втрое больший поток мусора, но за прежние деньги. Поэтому-то они и стали переходить из рук в руки, настоящие владельцы стремились избавиться от неприбыльного бизнеса. И никто не захотел сесть и разобраться, почему бюджетные деньги оказались так недальновидно распланированы.
«СП»: — А кто именно разрабатывал это контракты на вывоз мусора?
— Разрабатывались они в столичном департаменте жилищно-коммунального хозяйства. Собственно, это же ведомство и подписывало все соглашения с подрядчиками.
«СП»: — И что, ни с кого за подобную безалаберность так до сих пор и не спросили? Никто «под раздачу» не попал?
— Как ни странно, «под раздачу» попадают районные подразделения ГБУ «Жилищник», хотя они как раз не являются стороной контракта — они просто балансодержатели мусорных контейнеров и контейнерных площадок. Но когда компания-подрядчик несвоевременно вывозит мусор, как раз на местный «Жилищник» «прилетает» жалоба от граждан. «Жилищники», понятное дело, как могут устраняют завалы мусора, но они не имеют возможности никаких ответных санкций к нарушителям применить, потому что, повторюсь, ни стороной контракта не являются, ни контролирующим органом. Максимум, что они могут сделать, так это пригнать дворников, которые соберут раскиданный по площадке мусор обратно в контейнеры. Или, понимая, что все нормы превышены, за дополнительные деньги заказывать дополнительный контейнер, который потом, опять же, за отдельную плату, вывезет сторонняя подрядная организация, благо в столице таких много.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.