Алексей Парфёнов. Требуются… с опытом работы

Алексей Парфёнов. Требуются… с опытом работы

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

«Требуются швеи с опытом работы» — такое объявление можно прочитать на страницах газет, рекламных брошюр и пр. И требуются не только швеи, но и работники других профессий в промышленность и транспорт, в торговлю и строительство, в связь и разведку полезных ископаемых… И всюду, как правило, работодатели ждут людей с опытом работы. Но если везде стараются брать работников с производственным опытом, то где же такой опыт получать? Между тем даже в российской скукожившейся экономике требуется новая рабочая сила для замещения работников, уходящих на пенсию, не говоря уже о подготовке людей для случающегося иногда расширения производства.

ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ стали вызывать озабоченность даже у не озабоченной судьбой России нынешней государственной власти. Об этом можно судить по сигналам, идущим с самого её верха. Вот и В.В. Путин на встрече с победителями конкурса «Лидеры России» заговорил о… наставничестве.

Наставничество… Это — дело и слово, характеризующие одну из важнейших черт советской эпохи. Буржуазная система усердно выметала и само явление, и слово из современного языка. Как и ударничество, ученичество, взаимопомощь… — всё то, что было естественным при социалистическом жизнеустройстве и стало ненужным, социально рискованным и опасным для новоявленных господ и для капитализма. И вдруг президент РФ достаёт из запасников истории чуждое буржуинству наставничество. И переводит в наше время. А это ему, всевластному главе государства, по силам?

Самоуверенный чиновник тут же хихикнет:

«Нашли проблему! Откройте хотя бы старую «Правду», почитайте, что она про наставничество писала:

«С первой пятилетки в советском обществе начали складываться традиции шефской работы, направленные на воспитание у молодёжи трудолюбия, высокого понимания общественного долга. В 70-е годы XX века действенной формой такой работы стало наставничество, при котором наставник не только передаёт ученику профессиональное мастерство, но и помогает ему быстрее освоиться в трудовом коллективе, осознать личную ответственность перед обществом и коллективом».

И кто говорил о важности развития наставничества? Вот именно: Л.И. Брежнев. А чем Путин хуже?»

Действительно, осознав, что первые самостоятельные шаги в жизни человека имеют особое значение, Генеральный секретарь ЦК КПСС в своей речи на XVII съезде комсомола (апрель 1974 года) сказал следующее:

«Во внимательном отношении, в поддержке и помощи нуждаются и вчерашние школьники, и питомцы училищ, и воспитанники техникумов и вузов…

В рабочем классе зародилось новое замечательное движение — движение наставников молодых рабочих. Наставники — это кадровые рабочие, обладающие высоким мастерством, богатым жизненным опытом, и, я бы сказал, талантливые педагоги. Они по доброй воле, по призванию души учат молодёжь трудолюбию, мастерству, воспитывают её на героических традициях нашего славного рабочего класса».

Ну а в 1978 году президиум Всесоюзного центрального совета профсоюзов и ЦК комсомола приняли специальное постановление «О дальнейшем развитии массового движения наставников молодых рабочих и колхозников».

Как раз в эти годы я стал членом комитета комсомола Дмитровской перчаточной фабрики и был в курсе того, как развивается наставничество и, шире, как идёт воспитание молодой смены рабочего класса. Развивалось успешно. Легко приживалось в трудовых коллективах. Но…

Но это было в той, советской, социалистической исторической эпохе. Вот корень вопроса. О наставничестве при капитализме я и думать не собирался: сейчас не к месту о нём вспоминать. И вдруг о нём вспомнил… В.В. Путин. Через сорок четыре года после Брежнева высшее должностное лицо государства заговорило о наставничестве. Чего ради?

Более того, президент говорил о наставничестве в самом широком смысле этого слова: от высших эшелонов государственного и корпоративного управления, где наставниками являются министры и руководители крупнейших корпораций, до самого низа, до рабочих специальностей. Путин стал певцом конвергенции на манер академика А.Д. Сахарова, надеявшегося соединить «лучшие образцы» капитализма и социализма? Президент и его подельники знают: подобное невозможно. И если начнут напористо повторять говорения про наставничество, то можно будет точно установить: у власти появилась нужда в очередной гапоновщине. Потому что о подлинном повторении советского общества в сфере наставничества говорить при капитализме наивно и смешно.

Не буду рассуждать о наставничестве в системе государственного управления: не в курсе, как там обстоят дела. А вот о рабочей среде поговорю подробнее.

КОГДА я услышал слова Путина о необходимости движения наставничества, я подумал: чего больше в этих словах — наивности, непонимания реалий жизни или лукавства и политического цинизма. Президент не хуже меня понимает, что страна совсем другая, совсем иное жизнеустройство насаждается правящим режимом, общественно-политический строй — полярный.

Бурно развивавшаяся советская промышленность постоянно требовала новых рабочих, техников, инженеров. Сейчас же… В условиях спада промышленного производства, низкого покупательского спроса предприниматели стараются всячески экономить на персонале, на его заработной плате, обучении. Конкуренция заставляет уменьшать издержки производства. Но такая же конкуренция существует и внутри предприятий, между рабочими. Появилось явление, немыслимое в советское время: боязнь пролетариев потерять рабочее место. Она особенно сильна у людей предпенсионного и тем более пенсионного возраста. Зачем же на производстве в сегодняшних условиях высококвалифицированным профессионалам готовить себе возможных сменщиков и конкурентов?

С приходом буржуазных отношений к нам вернулась не только конкуренция между собственниками предприятий, производящих товары и услуги, но и между рабочими. О такой конкуренции 170 лет назад писали Карл Маркс и Фридрих Энгельс в «Манифесте Коммунистической партии»: «Эта организация пролетариев в класс, и тем самым — в политическую партию ежеминутно вновь разрушается конкуренцией между самими рабочими. Но она возникает снова и снова, становясь с каждым разом сильнее, крепче, могущественнее».

Я проработал 19 лет (1972—1991 годы) при социализме и 25 лет после буржуазного переворота на одном и том же предприятии. И являюсь свидетелем того, как в советскую эпоху цель — успешная работа предприятия, выполнение плана — объединяла если не всех, то большинство работников, начиная от директора и до простого рабочего. Но я свидетель и того, как на той же фабрике после 1991 года нарастало отчуждение от целей работы производства. Рабочие довольно скоро поняли, что ею в современных условиях является прибыль его владельца. Будут ли в этих условиях опытные, квалифицированные рабочие готовить себе замену, понимая, что они действуют в интересах хозяина предприятия?

Я не призываю к тому, чтобы отказаться поддерживать молодых рабочих в их стремлении освоить специальность. Нет сомнений в том, что и вчерашние школьники, и выпускники специальных учебных заведений нуждаются во внимательном отношении, поддержке и помощи. Помогать своим товарищам по труду надо при любом общественном строе. К тому же не забудем: одновременно идёт формирование классового сознания. Я так и делал, как до 1991 года, так и после.

НО ГЛАВНОЕ для рабочего, осознающего свою ответственность — не перед хозяином, не перед абстрактным обществом, а перед своими товарищами рабочими, — это отстаивание своих классовых интересов, умение их защищать, необходимость передать опыт классового сопротивления новым поколениям пролетариата.

Комментарий редакции: И так, правящие круги, стремясь усидеть на двух стульях одновременно, и призывают к укреплению всевластия частной собственности, и заявляют о «наставничестве». Дескать, они выступают за то, чтобы капиталисты изменили отношение к наёмным работникам и т.д. Но это идеализм в чистом виде. На уступки эксплуататоры идут когда? В период, когда у них имеются излишки, возникшие во время экономического бума (да и не всегда). А в период кризиса, напротив, «верхние десять тысяч» дерут три шкуры с трудящихся. Попытки формального контроля над их деятельностью бесполезны. Ведь при буржуазном строе коррупция является нормой. Соответственно, контролирующие инстанции начнут закрывать глаза на нарушения работодателями законов. Поэтому только обобществление средств производства, переход власти трудовому народу сможет  решить проблемы нехватки рабочих кадров, низкого уровня квалификации персонала и т.д. Только социалистическое государство (и ни какое больше) на деле заинтересовано в наличии огромного числа грамотных, квалифицированных, способных работников. 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *