По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
В центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» состоялась организованная ассоциацией «Народные художественные промыслы» Всероссийская выставка-ярмарка «Жар-птица». В нынешнем году в ней участвовали мастера, ремесленники, художники более чем из 40 регионов России и стран СНГ.
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ — это то, чем издавна славилась наша страна, сумевшая сохранить их и донести до современных дней тайны старинного искусства. И сегодня богата умельцами русская земля, в чём и убедились посетители ярмарки. Хохломская роспись, дулёвский, кисловодский, вербиловский фарфор, жостовские расписные подносы, ярославская майолика, дымковская и ковровская глиняная игрушка, вологодская финифть, абашевская и семикаракорская керамика, торжокское золотное шитьё — всё это лишь малая часть промыслов, которые были представлены на «Жар-птице». А ещё — яркие, самобытные работы современных авторов, старающихся сохранять и продолжать лучшие традиции векового искусства.
В рамках выставки проходили мастер-классы для детей и взрослых, особое внимание организаторы уделили деловой программе. Например, впервые в рамках «Жар-птицы» был реализован проект «Российская ремесленная неделя», ставший коммуникационной площадкой для обсуждения актуальных вопросов ремесленничества и промыслов в России. Важным моментом стало обсуждение создания единой системы, объединяющей производителей изделий народных промыслов, художников-прикладников, учебные заведения, готовящие специалистов в данной сфере, научно-исследовательские центры и музеи для решения общих задач.
Гуляя по выставке, невозможно не восхититься разнообразием, разноплановостью творчества мастеров, богатством и буйством красок, интересными образами, воплощёнными в жизнь художниками. А значит, живут народные промыслы, развиваются. Но так ли это на самом деле?
Как отметил на состоявшейся 12 апреля конференции ассоциации «Народные художественные промыслы» председатель правления ассоциации Геннадий Дрожжин, отрасль находится практически в предынфарктном состоянии. С каждым годом сокращается объём производства изделий НХП: по определённому кругу предприятий по сравнению с 2016 годом произошло падение на 10 процентов, свыше половины предприятий промыслов сократили численность работающих. Из отрасли уходит молодёжь, так как средняя зарплата здесь меньше 20 тысяч рублей. А ведь преемственность поколений — первоочередное условие для выживания народных ремёсел.
— Пятая часть организаций промыслов, — отметил Г. Дрожжин, — это микропредприятия численностью до 15 человек, на половине предприятий трудятся до 50 человек. Нынешняя ситуация напоминает дореволюционную с кустарным производством.
Большая часть предприятий промыслов низкорентабельная либо убыточная. Две трети из них находятся в зоне повышенного риска банкротства и прекращения деятельности. Государственную поддержку получает лишь пятая часть организаций промыслов, это примерно 60 предприятий из 280.
Среди важнейших мер — создание инфраструктуры сбыта изделий, освобождение организаций НХП от налога на прибыль, образующуюся от получения субсидий на федеральном уровне, создание системы госзакупок и совета по НХП при правительстве Москвы, а также центров народных промыслов и ремёсел в регионах, решение проблемы со страховыми взносами, выделение субсидий на техническое перевооружение предприятий и многое другое.
Назревшие давным-давно проблемы в этой сфере необходимо срочно решать, иначе наши промыслы — гордость нации — исчезнут.
Вот и Надежда Петровна Копосова — генеральный директор ООО «Центр народных промыслов и ремёсел «Вятка» — в разговоре с корреспондентом «Правды» не могла не коснуться наболевших проблем.
— Наш центр был создан в 1999 году с целью сохранения лучших народных традиций, сбережения промыслов, — говорит Надежда Петровна. — Создавался он в тяжёлые времена, когда многие мастера остались не у дел. Наше предприятие стало специализироваться на нескольких направлениях: мы выпускали изделия из лозы, соломки, бересты, занимались ручным ткачеством. Сегодня осталось два ведущих направления: плетение из лозы и дымковская глиняная игрушка. Это произошло не по нашему желанию, сыграла свою роль экономическая ситуация.
Конечно, проблем, мешающих развитию промыслов, много. Расскажу о том, что волнует нас. Например, учитывая, что лепка глиняной игрушки и плетение — это 95 процентов ручного труда, необходимо соответствующим образом оценивать трудозатраты мастериц. Но покупательная способность населения низкая. Нашу продукцию просто-напросто не станут брать, если цены будут слишком высокими.
Ещё один наболевший вопрос: налоги с заработной платы, которые доходят до 40 процентов. Представьте, какие должны быть обороты, чтобы предприятие работало не в убыток. И это беда не только нашего промысла, а многих производств и объединений НХП.
Экономическая ситуация сложная. Получить субсидии от государства тоже непросто. Особенно после введения новых правил, вступивших в силу в прошлом году. После того как соберёшь достаточно большой пакет документов и получишь эту субсидию, через какое-то время придётся отчитываться о темпах роста производства. Но в нынешних условиях за это никто не сможет поручиться. Кроме того, если ты не достиг положенного роста, субсидию придётся вернуть(!). Тогда зачем брать? Нужны изменения в порядке предоставления субсидий. Ведь нынешнее положение негативно сказывается на ситуации в народных промыслах. Существует и множество других проблем: недобросовестная конкуренция, отсутствие молодёжи, низкая зарплата.
Тем временем выставка-ярмарка идёт своим ходом: люди покупают понравившиеся изделия, обмениваются впечатлениями, обсуждают увиденное. Возможно, многие из них о бедственном состоянии промыслов даже не догадываются. Между тем без принятия неотложных мер по спасению промыслов мы можем лишиться ценнейшего пласта российской культуры.
Комментарий редакции: С помощью организации выставок, подобной той, что проходила в «Экспоцентре» нам пытаются внушить, будто Россия находится на подъёме, что наблюдается процесс выздоровления культуры и т.д. Но, как отмечено в статье, правда далека от подобных представлений. Мы зададимся вопросом, почему народные промыслы де-факто находятся в загоне? Дело в том, что находящейся у власти криминально-компрадорской буржуазии явно невыгодно, чтобы развивалась народное культура и народное искусство. Напротив, её представители заинтересованы не только в социальном, но и в духовном сломе народного духа, в окончательном порабощении трудящихся. Ну а зарубежные хозяева нашей олигархии вообще стремятся к стиранию с лица Земли всего, что напоминает о Русской и о Советской культуре. Поэтому понятно, почему практически не финансируются народные промыслы и их производство — на фоне существенного увеличения вложения государственных финансовых ресурсов в американскую экономику. Причём это не единственный пример компрадорской социально-экономической политики. Всё это тревожно. Тем более, что в перспективе может пагубным образом сказаться на будущем России.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.