По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Менее полутора месяцев остаётся до старта чемпионата мира — 2018 по футболу в России, к которому подготовка шла в течение 8 лет. За это время в строительство новых стадионов и реконструкцию уже существующих, а также в объекты футбольной инфраструктуры были вложены сотни миллиардов рублей. И нет сомнений, что мировой чемпионат пройдёт в России, как всегда, на высоком уровне и станет настоящим праздником по части организации, как, например, это было на Олимпиаде-2014 в Сочи: по-другому у нас не принято. Однако мало кто сейчас задаётся вопросом о том, что после любого праздника наступают будни, время трезвых оценок своих свершений. Попробуем разобраться, какое же наследство оставит стране чемпионат хотя бы в самом очевидном вопросе — футбольной инфраструктуре, которая ещё до начала турнира уже объявлена спортивными чиновниками предметом национальной гордости…
ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ о том, что чемпионат мира может оказаться для России слишком дорогой затеей, появились почти сразу после того, как в декабре 2010 года наша страна получила право на его проведение. И тут же эти прогнозы начали сбываться. Самым ярким примером стало строительство стадионов, в особенности «Санкт-Петербург-Арены», стоимость которой поэтапно увеличивалась и в итоге взлетела с 6,7 млрд рублей до почти 50 млрд. По ходу этого долгостроя новости о возбуждении очередного уголовного дела в связи с хищениями средств, выделявшихся на строительство, стали восприниматься как рутина.
Впрочем, не «отставали» и другие объекты: так, в марте этого года МВД возбудило уголовное дело по факту хищения 752 млн рублей при возведении стадиона в Калининграде, о «пропаже» 2,5 млрд рублей заявлял генподрядчик стадиона в Самаре, миллионные хищения выявлялись в ходе строительства стадиона в Ростове. Что уж говорить на фоне этого о более мелком воровстве средств и многочисленных проявлениях разгильдяйства и бесхозяйственности, о которых даже наши охочие до сенсаций СМИ не упоминают в силу их «малозначимости» на фоне глобальных финансовых махинаций.
Кстати, о бесхозяйственности и разгильдяйстве. С самого начала строительства спортивных объектов к чемпионату мира как-то сразу не задалось с темпами работ. Изначально все стадионы должны были быть готовы к декабрю 2017 года. Однако эти сроки были сорваны, и ФИФА согласилась отодвинуть их на три месяца. Но и к марту на многих объектах в срок уложиться не удалось. И только сейчас, к началу мая, практически все арены готовы и на них проведены тестовые матчи. Хотя продолжают оставаться и недоработки: так, в Самаре возле самого стадиона неожиданно провалился свежий асфальт, «Волгоград-Арена» рассмешила зрителей на матче открытия отсутствием перегородок в туалетах, а в Нижнем Новгороде на авральную ликвидацию недоделок уже после официального ввода стадиона в эксплуатацию бросили целую «армию» бюджетников. Короче, всё как всегда.
Профессиональный анализ ожидаемого от чемпионата мира экономического эффекта попытались провести в ходе январского Гайдаровского форума, сообщает издание «Версия». Однако дискуссию пришлось, фактически, свернуть, едва начав: министр спорта Павел Колобков на неё не явился. Вероятно, не без причины, поскольку присутствовавший на слушаниях гендиректор Оргкомитета по проведению чемпионата Алексей Сорокин так и не смог конкретно ответить на вопрос, какую именно выгоду получит страна. Однако узнать хотя бы примерную цифру было бы неплохо, учитывая, что, по словам того же Сорокина, на подготовку к чемпионату-2018 к январю текущего года только из бюджета уже было потрачено 480 млрд рублей…
Самые большие сомнения в плане экономической эффективности вызывает дальнейшая судьба новых стадионов, на строительство которых и ушли основные деньги. Их, напомним, 12 в одиннадцати городах страны: два в Москве, по одному — в Питере, Калининграде, Нижнем Новгороде, Саранске, Казани, Самаре, Волгограде, Ростове-на-Дону, Сочи и Екатеринбурге. Так вот, ещё в 2016 году консалтинговая компания «Aecom» подготовила аналитический отчёт о перспективах использования арен, построенных к чемпионату мира. Прогноз аналитиков оказался неутешительным: «многие российские города, принимающие чемпионат мира, в особенности — в регионах, в качестве «наследства» от этого турнира могут получить серьёзные экономические проблемы на много лет вперёд»…
Главной проблемой авторы исследования назвали слишком большой размер арен. Понятно, что такая «гигантомания» обусловлена требованиями ФИФА к вместимости стадионов — они должны быть рассчитаны минимум на 40 тысяч зрителей (исключение сделано только для Калиниграда и Екатеринбурга, где разрешили вместимость трибун в 35 тысяч). Однако международные футбольные чиновники, покрасовавшись на чемпионате, уедут, а хозяевам предстоит думать, как использовать арены. Ведь с этой проблемой столкнулись в той или иной степени практически все страны, принимавшие чемпионаты мира, даже Бразилия, где футбол возведён в ранг национальной идеи.
Кстати, о Бразилии. В связи с вышесказанным вспоминается комичный эпизод, описанный в книге «Пеле, Гарринча, футбол» советского журналиста Игоря Фесуненко, много лет проработавшего в этой стране и искренне полюбившего и отлично изучившего местный футбол, который, по его словам, является «одной, но пламенной страстью всего народа». Так вот, в двух небольших соседних городках в бразильской глубинке соперничали футбольные команды. Несмотря на невысокий статус соперников, матчи между ними не уступали по накалу борьбы на поле и активности зрителей на трибунах условному противостоянию между мадридским «Реалом» и его извечным соперником «Барселоной». Однажды власти одного из этих городков узнали о том, что соседи решили увеличить вместимость своего стадиончика на тысячу мест. Задетые за живое отцы города немедленно дали команду надстроить свой стадион на 2 тысячи зрителей. Соседи опять же не остались в долгу, и «строительная гонка» в обоих городках продолжалась с переменным успехом, пока власти и там и там не схватились за голову: в обоих населённых пунктах появились стадионы на 15 тысяч мест, в то время как всё население каждого из них, включая немощных стариков и грудных младенцев, едва достигало 12 тысяч человек…
К чему, казалось бы, это лирическое отступление? Дело в том, что поневоле напрашиваются аналогии с нашими реалиями. Возьмём, к примеру, Саранск. Всё население этого главного города Мордовии едва превышает 300 тысяч человек, а стадион там отгрохали на 45 тысяч мест. И это при том, что местная футбольная команда… прозябает сейчас в третьей лиге российского футбола — ПФЛ и на её матчи и трёх тысяч зрителей не собирается. С определёнными нюансами схожая картина наблюдается в Нижнем Новгороде, Волгограде, Калининграде, Сочи (где, кстати, по сей день вообще нет профессиональной футбольной команды).
Анализ заполняемости стадионов в России на футбольных матчах команд, не выступающих в премьер-лиге — высшем эшелоне российского футбола, показывает, что она редко превышает 4—5 тысяч человек. Даже в Москве и Питере, где играют гранды российского футбола — «Спартак», ЦСКА и «Зенит», стадионы заполняются почти полностью только в тех случаях, когда эти команды играют между собой. В остальных же матчах — в лучшем случае наполовину…
Вряд ли стоит рассчитывать и на «нефутбольный эффект» в виде частых выступлений на новых стадионах с концертами различных музыкальных групп и отдельных исполнителей, равно как и организацию массовых экскурсий на эти объекты, ставшие временным домом для лучших команд мира. Крайне слабую эффективность такого использования, как и другие возможности, можно проследить на примере сочинского стадиона «Фишт», провозглашённого наследием Олимпиады-2014. Использовать это грандиозное спортивное сооружение на постоянной основе оказалось делом нереальным. Иными словами: многомиллиардные убытки от использования футбольных арен после чемпионата мира становятся вполне реальной перспективой. Особенно — для регионов, где с доходами в бюджет страны и так дело плохо.
Сложно предполагать, какой выход из положения, которое неизбежно сложится с использованием новых стадионов после чемпионата мира — 2018, найдёт главный спортивный чиновник страны вице-премьер правительства Виталий Мутко и иже с ним, но хочется верить, что в конечном итоге новые грандиозные спортивные сооружения в России не повторят судьбу знаменитого римского Колизея после завоевания этого города варварами. Ведь арена разграбленного Колизея спустя много лет после его разорения заросла травой и бурьяном и превратилась… в пастбище для коз, которых выгоняли туда окрестные жители.
Очень хотелось бы надеяться, что ни одну из наших новых футбольных арен не будет ожидать такая участь даже в приближённом сравнении. Иначе итоги чемпионата мира по футболу в России, независимо от его исхода для нашей сборной, можно будет смело назвать голом в свои ворота.
Комментарий редакции: Вообще то в условиях, когда Россия испытывает острые социальные и экономические проблемы, следовало бы уделить первоочередное внимание их решению. Все остальные развлечения вроде чемпионатов мира стоило отложить. Но нет, всё перевёрнуто с ног на голову. Как будто социальные проблемы решены, инфраструктура модернизирована, а экономика развита! Да куда там. Просто буржуазная власть индифферентна к потребностям общества. Поэтому инициирует те проекты, которые сулят дополнительные барыши паразитам. Это во-первых. Во-вторых, что касается самих спортивных дел, то их состояние вряд ли можно оценить высоко. Не до конца продуманная система в спорте, плюс международное давление в данной сфере, не говоря уже о разворовывании финансовых ресурсов при строительстве спортивных объектов — всё это не может не внушать тревоги.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.