На последнем рубеже

На последнем рубеже

По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия».

В конце 1980-х годов в СССР в интеллигентской среде набрало силу идейное направление, нацеленное на раскачивание и расшатывание советской государственности.

Извне раздербанивание Советского государства осуществлялось открытыми нападками на руководство страны Александра Солженицына и умелой пропагандой западными СМИ так называемых преимуществ «открытого общества».  Внутри в том же направлении тихой сапой действовали «кроты» либерализма – Виталий Коротич («Огонек»), Андрей Дементьев («Юность») и редакционное ядро «Нового мира».

Именно в это полное тревог и надежд время появляется талантливое произведение Владимира Войновича – роман-анекдот «Жизнь и необычайные приключения Ивана Чонкина» («Юность», 1988, №12 и 1989, №№1, 2). Задуманный еще на пике хрущевской «оттепели» (1963) роман-аллегория до этого момента расходился сначала в самиздате, затем был опубликован за рубежом (1975, Париж), но настоящую силу обрел в нашей стране в канун распада Советского Союза. Мастерски нанесенный сатирический удар угодил в самую десятку, вскрыв в издевательском тоне наиболее уязвимые места (ахиллесовы пяты) советской системы.

Не будет преувеличением сказать, что это произведение, по крайней мере в молодежной среде того времени, по своему взрывному эффекту было подобно психологической бомбе очень большого калибра. Все вроде бы оставалось на своих местах, и люди внешне были те же, но дух человеческий подвергся распаду. На первый взгляд «Иван Чонкин» казался простой юмореской, бесшабашной игрой фонтанирующего ума и безобидным зубоскальством. Но его подтекст был ядовито саркастическим, нацеленно разрушительным и непримиримо враждебным по отношению к существующему строю. И не только к нему.

По признанию Владимира Войновича, Чонкин у него – собирательный образ. Имя Иван дано автором своему герою вовсе не случайно. Ибо Чонкин, по замыслу Войновича, должен был представлять осовремененный сказочный типаж русского Иванушки-дурачка, «немного смахивающего» на Швейка и Василия Теркина. Но это по замыслу. Фактически же получилась злая пародия не только на этих литературных героев, но и на советскую действительность. По отмороженному шутовству и полному отвержению патриотичной героики роман Войновича больше сравним с английским кинокомиксом, посвященным мистеру Питкину из «породы бульдогов».

Первая серия английского фильма, созданного режиссером Джоном Карстэйрсом и вышедшего на экраны в 1960 году, называлась «Мистер Питкин в тылу врага». Но если герой фильма Карстэйрса путем ряда нелепостей оказывается во время войны в тылу у немцев, то солдат Иван Чонкин по прихоти Войновича вынужден сражаться в собственном тылу, причем врагом у него, по сути, явилась вся советская система. В ее критике либерал-западник Владимир Войнович оттягивается по полной. Здесь у него и доносчик «селекционер» Гладышев, гонящий самогон из дерьма, и горький пьяница на посту председателя колхоза, и капитан НКВД по фамилии Миляга. В отличие от английского Питкина, смахивающего на идиота, Чонкин у Войновича – якобы простой русский парень, которого делает идиотом окружающая его действительность – «идиотская», по определению сатирика.

Метаморфозы хрущевской оттепели, злобное западничество Войновича, провоцирование героя на войну с НКВД, откровенные нападки на советскую систему, – все это наводит на размышления об истоках и сути российского либерализма. Английский фильм о «бульдоге» Питкине появился на свет спустя 6 лет после Фултонской речи Уинстона Черчилля, в которой он определил политическую цель и общую стратегию Запада в борьбе с Советским Союзом. Продюсеры и авторы комедии о Питкине наметили контуры тактических средств этой борьбы. По сути, это был сигнал творческой элите о демонстративном выходе из «тяжелой» военной тематики и переходе к смакованию легкой, беззаботной «мирной» жизни.

Объявив войну, по личным соображениям, культу личности Сталина, Никита Хрущев в объективном плане подыграл Западу в его стратегической игре против СССР. А наша творческая интеллигенция как будто только и ждала сигнала с Запада, чтобы подключиться к подрыву устоев Советского государства. Зерна сомнений и раздора были брошены именно в хрущевскую эпоху, хотя всходы дали ближе к появлению на политическом олимпе разрушителя Михаила Горбачева. Либерализуя советскую систему и делая при этом упор на гласности как главном средстве демократизации советского общества, Горбачев выпустил джинна разрушения государственных устоев и тем самым обрек систему на неминуемое поражение.

Но Войнович не учел одного. Заложенный им в Чонкине русский Иванушка-дурачок и в сказках, и в жизни – очень непростое явление. Да, этот герой прост – сущностно прост и наивен, вплоть до кажущегося идиотизма. Но это святая простота, простота князя Мышкина, воплотившего в себе идеал человечности. У Вани Чонкина несколько иная, более приземленная простота, но она тоже святая. Чонкин – неподкупный страж государственной собственности и самого принципа государственности. Ему доверили охрану неисправного, но боевого самолета, посаженного в тылу на запасном аэродроме. И он до конца выполняет свой воинский долг и хранит верность присяге, несмотря ни на кого и ни на что.

Процесс разрушения советско-российской государственности, давший трещину при Хрущеве, пущенный на самотек Горбачевым и подвергнутый грубой ломке Ельциным, сегодня подходит к своему последнему рубежу – к той роковой черте, за которой начинается анархия и смута. Куда уж дальше идти в этом процессе, когда к разрушению государственной системы системно подключились руководители и носители этой самой государственности! Наверняка новые Минины и Пожарские в России могут и должны появиться в ходе новой Смуты. Но в преддверии ее, пока российская государственность еще не перешагнула через свой последний рубеж, вся надежда на ее сохранение и последующее развитие остается исключительно на Чонкиных и Иванушках-дурачках, верных долгу и служению Отечеству.

Посудите сами. Частный интерес, разрушительный для любой государственной системы, сегодня в России проник во все поры. В политической сфере тон задают злейшие враги государства – либералы. Российская экономика прибрана к рукам олигархами, которых официально нет, но которые де-факто заправляют всем и вся. Общество разбилось на семейные кланы, скопища карьеристов, конкурирующие группы и группировки и клубы по интересам. Интеллигенция либо угодничает перед сильными мира сего, либо сеет недовольство всем и вся, либо проедает богатое культурное наследство предков, не внося от себя ничего нового. Даже некоторые представители Церкви не удерживаются от мирских соблазнов и дарят небесное прощение откровенным земным лихоимцам.

Все это происходит в самый критический для России и всего российского народа исторический момент. Всем и каждому в стране известно, что в мире есть враг. Враг подлинный, реальный – враг человека и человечности. У него есть имя – Соединенные Штаты Америки. Его идолом является золотой телец, и он мнит себя даже не могущественным Древним Римом, а осовремененным библейским Вавилоном, возносящим свою гордыню до небес. Этот враг нацелился на мировое господство и принуждает к покорности народы, страны и континенты, последовательно и беспощадно устраняя непокорных.

Этот враг сегодня сжимает кольцо вражды и ненависти вокруг России. Не потому, что наша страна угрожает Штатам или покушается на их свободу и независимость. Нет, совсем по другой причине. Просто потому, что Россия не хочет им покориться и, более того, помогает отстаивать независимость других государств. Но больше всего бесит американских ястребов то, что Европа в своей массе им покорилась и во всем подыгрывает, а Россия противится и находит поддержку ряда других государств, включая Китай. Этот вполне естественный процесс воспринимается в США как бунт, мятеж и призыв к сопротивлению.

Дональд Трамп и американская ястребиная элита, вставшие на путь войны со всем миром во имя собственных гегемонистских национальных устремлений, почему-то забывают об уроках далекого и совсем недавнего прошлого. Меняются претенденты на мировое господство, но Россия остается сама собой. В свое время Россия встала на пути кровавого монгольского нашествия и, претерпев его невзгоды, не только восстановила, но и умножила свою державность. То же самое произошло с нашествиями наполеоновских войск и гитлеровских полчищ. И где сейчас Монголия, Франция и Германия?

Дошло даже до того, что Германия униженно просит Трампа разрешить ей снять санкции с России в индивидуальном порядке!

Россия же стоит. Терпит наветы, унижения и материальные лишения, но продолжает упрямо стоять. И будет стоять до конца, чего бы ей это ни стоило. А все потому, что сама Россия является последним рубежом национальной и государственной независимости в мире. Причем не только независимости, но и многого другого. Человечности, например, справедливости, всего букета Моисеевых заповедей и духовно значимых заветов Иисуса Христа. Не может быть, чтобы эти нетленные ценности, на которых зиждется все бытие и благополучие человечества, были брошены на поругание и с презрением и цинизмом растоптаны распаленной алчностью, дьявольским эгоизмом и надменной гордыней. Ибо если это случится, само человечество лишит себя права на земное существование.

Высокая духовная миссия России предполагает, что порох в ее пороховницах должен оставаться сухим. Сейчас у нас много говорится о необходимости сосредоточения сил и о мобилизационных технологиях. Даже либералы заговорили о некоем «технологическом прорыве», подразумевая под ним прежде всего внедрение цифровых технологий в российскую экономику. Но это все блеф, пускание пыли в глаза, очередные увертки и стремление увести общество от кризисного состояния самой экономики. Это равно тому, чтобы вместо разумного использования ресурсов Земли искать какие-то далекие необитаемые планеты, жаждущие нашего пришествия!

Наши проблемы нам нужно не замалчивать или хитрым способом уходить от них, а, наоборот, решительно вскрывать и незамедлительно браться за их решение. Ни мы всей массой никуда не уйдем и не улетим, и никто другой не будет убирать за нами наши какашки. Причем это касается не только собственно экологии, которая сейчас находится в бедственном положении. За неполные 30 лет мирового господства либерально-буржуазных глобалистов на нашей собственной планете оказались разрушенными все системы международной, военной, экономической, социальной, культурной и духовной безопасности. И сама собой, без пота и крови, нормальная жизнь человечества не восстановится, а, наоборот, уже весь мир окажется на последнем рубеже своего существования.

7 мая 2018 года состоится инаугурация нового/старого президента Российской Федерации. 8 мая пройдет утверждение в Государственной думе РФ нового главы правительства. Сам президент за один день не станет другим: это для взрослого, сложившегося человека практически невозможно. Да и народ его избирал таким, каков он есть. Но ситуация в мире и в стране за последние шесть лет коренным образом изменилась. Сегодня либерализм далеко не в чести, да и трудно скрывать уже его катастрофические промахи и сибаритские причуды. Все это предполагает, что и в России в практическом плане либеральная модель должна остаться за чертой старого/нового шестилетия.

Владимир Путин в ходе избирательной кампании среди всего прочего пообещал главное: обеспечить прорыв в экономике и организовать пространственное развитие России. Эти задачи целиком и полностью ложатся на плечи главы и каждого члена нового правительства. Сам состав правительства покажет, сможет ли оно справиться с имеющимися в стране серьезными кризисными проблемами или, как и его предшественники, останется в их плену. Хотелось бы надеяться на смену либерального курса прежнего правительства, которое вместо реальной работы лишь имитировало бурную деятельность. Но одними надеждами сыт не будешь. Поживем – увидим.

Александр АФАНАСЬЕВ

Комментарий редакции: Казалось бы, усиление внешнеполитического давления на Россию должно заставить принять срочные меры, направленные на проведение индустриализации, экономического рывка, укрепления суверенитета. Ну и, разумеется, решить острые социальные проблемы (хотя бы с целью гармонизации внутренних отношений на фоне эскалации внешнего нажима). Даже соображения личной безопасности по идее должны обязывать российскую буржуазию пересмотреть курс и вытеснить господствующий ныне иностранный капитал с российской экономики. Тем не менее, мы этого не замечаем. Складывается впечатление, что наш капитал подыгрывает западному в его попытке удушения нашей страны. Впрочем, это не случайно. Ведь российская олигархия пестовалась «глобализмом». Она изначально создавалась в качестве филиала зарубежного капитала, в качестве посредника империализма в грабеже России и её народов. Поэтому нет оснований удивляться, почему правящие круги не ставят вопроса о выходе из ВТО. Почему они за приватизацию остатков государственной собственности, почему они продолжают размещать государственные финансовые ресурсы в американских казначейских облигациях. Почему с экранов телевизора льётся грязь на историю. Всё  это — риторические вопросы. Иного невозможно ожидать от «цепных псов» американской олигархии. Но подобная политика в перспективе может нанести России серьёзный урон, со всеми вытекающими последствиями. 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *