По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».
Поминальные молитвы, зажженные свечи, невысыхающие слезы, фильтрационные пункты пропуска к Дому профсоюзов, кордоны спецназа в масках, открытые угрозы активистов, контролирующих «порядок», и парящий в небе над Куликовым полем красно-черный флаг как напоминание о том, кто в этом доме хозяин. Так встретила Одесса четвертую годовщину кровавой трагедии, разыгравшейся 2 мая на Куликовом поле, пишет украинский еженедельник «2000». В тот день «жемчужина у моря» навсегда попрощалась с имиджем города-праздника, города-космополита, и с правом ее жителей на свободную жизнь в толерантном обществе, где мирно соседствуют люди разных убеждений.
Психически здоровый человек не может без ужаса и содрогания просматривать видео и фото-свидетельства событий у Дома профсоюзов, где девочки нежного возраста готовят коктейли Молотова, которые станут потом орудием убийства в руках крепких парней. С азартом игроков в компьютерные «стрелялки» эти парни станут целиться в выпрыгивающих из полыхающего здания людей, а тех, кто выжил — со звериной яростью добивать на земле палками и бейсбольными битами. А потом смаковать в циничных и хладнокровных комментариях результаты своих деяний — застывшие в предсмертных муках, обугленные человеческие тела. Все это случилось не в инквизиторском средневековье, а в 21 веке. Под крики «Слава Украине! Героям слава!» ее новые герои, нарушившие заповедь «Не убий!», жгли и уничтожали страну.
42 заживо сожженных, шестеро погибших от огнестрельных ранений, около двухсот раненных и покалеченных — официальный итог кровавой жатвы Одесской Хатыни. Так это чудовищное преступление, ставшее символом нечеловеческой жестокости, с тех пор называют в народе. Параллель очевидна. С той только разницей, что белорусов 70 лет назад сжигали зондербатальоны СС, а одесситов — так называемые активисты, именующие себя патриотами демократической европейской державы. Виновные в сожжении жителей белорусского села понесли суровое наказание. Жертвы Одессы до сих пор не отмщены, а их убийцы не наказаны.
Несмотря на огромное количество доказательств, в том числе видео и фото документов, ни один из участников бойни не попал за решетку. Более того, в годовщину трагедии высшая власть страны не упомянула ни единой строкой о погибших. Но о них не забыли простые люди. В разных городах мира прошли митинги, панихиды и памятные акции под лозунгом: «Я — Одесса». Жители Англии, Бельгии, Чехии, Италии, Нидерландов, США и других стран высказали свою поддержку одесситам. В Берлине — столице государства, которое знает о нацизме всё, у Бранденбургских ворот состоялся митинг-реквием на двух языках — немецком и русском.
На Украине по инициативе общественной организации «Сила добра» в тринадцати городах прошли поминальные акции. В Киеве они состоялись сразу в двух местах — возле арки Дружбы народов и в храме Всех Святых. Не смотря на угрозы и попытки сорвать мероприятия, люди нашли возможность собраться, чтобы разделить скорбь одесситов, и не побоялись публично высказать свое отношение к случившемуся четыре года назад.
Лариса Скорик, архитектор, член-корреспондент Академии искусств Украины:
— Сегодня мне особенно хочется вспомнить слова удивительно искреннего и честного поэта Вадима Негатурова, который погиб во время Одесской бойни. Он получил чудовищные ожоги и на следующий день, 3 мая, умер в страшных мучениях, потому что никакой настоящей помощи ему даже в больнице не оказали. У него есть прекрасные стихи, эпиграфом к которым стали слова Тараса Шевченко: «Славних прадідив великих правнуки погані». Я процитирую оттуда последние строки: «Украина. Проклятые годы. Скверна в душах, на совести грязь. Что ж, Отчизна, с тобой происходит?.. Мы — не дети твои, мы — отродье, коль живем, с твоей болью мирясь…»
Мы не должны мириться ни с болью нашей Отчизны, ни с болью тех, кто ушел безвинно, в страшных мучениях погиб за настоящую любовь к своей Родине. Я прошу вас, читайте Вадима Нигатурова! Он мало издавался, но писал прекрасные, пронзительные строки. А сколько этот человек мог еще создать для своей страны, как и все те, у которых отняли жизнь 2 мая! Нет этих людей среди нас, и я боюсь, что не станет Отчизны, если мы не будем помнить о них, и если наши души не будут обращены к Богу с просьбой даровать вечную жизнь ушедшим, а нам — чувство человеческого достоинства, о котором сегодня столько говорят, и которое к сожалению, уже давно на этой земле исчезло.
Владимир Быстряков, музыкант, композитор, заслуженный артист Украины:
— Я родился в Киеве на улице Жертв Революции, потом ее переименовали в Героев Революции, сейчас она Десятинная, но первое название осталось во мне на всю жизнь. У «революции», которая произошла четыре года назад, есть жертвы, как правило, невинные. Жертвы, которые будут биться в наши сердца, и мы обязаны о них помнить. А виновные в этих преступлениях — те, кто без суда и следствия убивал людей, должны быть наказаны.
Я неоднократно просматривал в Фейсбуке ленты с фотографиями погибших одесситов, всматривался в их лица и думал, что у каждого из них была своя жизнь, свое любимое дело, родные и близкие. Особенно мне запомнился совсем юный паренек с чистыми, добрыми глазами… (Вадим Папура — Е.В.). Этих людей убили только за то, что они пошли защищать идеалы и убеждения, которые исповедовали. Они погибли, защищая ту Одессу, которую мы все знали и любили — мирную, интернациональную, веселую, неполитическую. Их лишили жизни, принеся в жертву чьим-то грязным политическим играм. В моем сердце до сих пор не утихает боль о невинных жертвах Одессы. Я думаю, что придет время, когда мы одну из улиц в этом городе, которой сегодня навязали имя какого-нибудь «героя»-бандеровца, назовем улицей Мучеников 2-го мая.
Денис Жарких, писатель, политолог:
— Для меня одесская трагедия стала огромным потрясением. Особенно после того, как государственные мужи начали праздновать случившееся, как некое достижение в битве за Украину. Но ведь там убивали украинских граждан! И если подобные людоедские признания звучат на самом высоком уровне, это свидетельство антигуманности государства, которое не имеет никакого отношения к христианским заповедям. Это, скорее, похоже на поклонение идолам, которые требуют жертвоприношений.
2 мая лично для меня произошел водораздел: на людей, сочувствующим Одессе, осознающих, что нельзя по-животному решать политические споры, и на тех, кто считает случившееся нормой, инструкцией к дальнейшим действиям, требуя себе ордена за преступления. Печально, что трагедия Одессы так ничему большинство и не научила. Пожалуй, единственный положительный сдвиг — это то, что постепенно происходит кристаллизация людей, которые считают, что подобное недопустимо в цивилизованной стране. Они не потеряли разум и ориентацию. Таких людей становится все больше. И это вселяет надежду.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.