По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
В СВОЁ ВРЕМЯ «Правда» сообщала про объявленный Российским военно-историческим обществом конкурс на лучший сценарий фильма о жизни и подвиге Героя Советского Союза Зои Космодемьянской — под рабочим названием «Страсти по Зое».
Не лишне вспомнить, что сама идея создания этого фильма возникла на волне появившихся в интернете и некоторых средствах массовой информации злобных инсинуаций, пытающихся опорочить этот святой для нашего народа образ. Гнусная, отвратительная кампания по дискредитации народной героини всколыхнула тогда всю страну.
Многие не остались равнодушными и, насколько я знаю, приняли участие в конкурсе. Первый этап конкурса проходил с 9 декабря 2016 года по 23 февраля 2017-го. За этот период было подано 70 заявок от разных авторов.
По итогам первого этапа члены жюри выбрали три лучшие заявки, после чего победители продолжили работу над созданием развёрнутого сценария к полнометражному художественному фильму.
И вот, наконец, в последние дни прошедшего 2017 года, будучи в Ленинской библиотеке, я случайно обратила внимание на скромно приклеенную к стене небольшую листовочку с портретом Зои, из которой узнала, что начат сбор народных пожертвований на фильм «Страсти по Зое» на сайте Российского военно-исторического общества. Съёмки картины начинаются в 2018 году, режиссёр — Егор Кончаловский.
В интернете выяснила, что автор сценария фильма — Елизавета Трусевич. Из интернета же узнала, что народных пожертвований собрано чуть больше 7 миллионов рублей при заявленном бюджете 150 миллионов. Даже удивительно, что удалось собрать 7 миллионов при такой убогой рекламе и непонятном для большинства людей способе сбора денег на фильм!
Но самое главное — нигде не удалось найти сценарий будущего фильма. Сообщалось только, что в фильме будет использовано «нелинейное повествование» — образ Зои будет представлен в трёх измерениях, в трёх сюжетных линиях. Первая линия — современный Киев, где вандалы поглумились над памятником Зое, и будет рассказана история спасения памятника героине. Вторая линия — во время войны журналист Пётр Лидов слышит от случайного попутчика историю о партизанке Тане, повешенной фашистами. Он ведёт своё собственное расследование, пытаясь узнать, кто же она, героиня, назвавшаяся этим именем. Третья линия — история самой Зои и её последних страшных дней, часов, минут. Несмотря на чудовищные издевательства, она не выдала никого.
Весьма скупо сообщается о том, что сценарий фильма «Страсти по Зое» написан на основе исторических документов и свидетельств выживших участников событий: «Никаких слухов и сплетен. Напротив, все мифы, выдаваемые за «правду о войне», планомерно и скрупулёзно опровергаются», — заявляют авторы будущего фильма.
Вот здесь хотелось бы узнать поподробнее: а какие именно мифы и сплетни опровергаются? Кто те «выжившие свидетели» и эксперты, которые будут «отделять мух от котлет»? Нужно ли, например, опровергать шизофренический бред малоизвестного художника, фамилию которого никто не знал, пока он не поместил в интернете свой злобный пасквиль о Зое? Или рассуждения о том, что Зою выследили и выдали немцам «свои»? Предатели были всегда. Они есть и сейчас, и даже не скрывают своих имён…
А вот что хотелось бы увидеть и услышать в фильме — так это подлинные последние слова Зои Космодемьянской, которые она произнесла перед тем, как принять свою мученическую смерть. Да, первым исследователем подвига Зои был автор очерка «Таня» военкор газеты «Правда» Пётр Лидов. Он случайно услышал о казни в подмосковной деревне Петрищево от свидетеля — пожилого крестьянина, которого потрясло мужество неизвестной девушки: «Её вешали, а она речь говорила. Её вешали, а она всё грозила им». Лидов отправился в Петрищево, подробно расспросил жителей и на основе их рассказов опубликовал свой очерк об этой девушке. Её личность была вскоре установлена. Об этом Пётр Лидов сообщил в своей второй статье — «Кто была Таня», опубликованной в газете «Правда» от 18 февраля 1942 года. Накануне, 16 февраля, был подписан Указ о присвоении ей звания Героя Советского Союза (посмертно).
В очерке Петра Лидова были приведены последние слова Зои, которые она произнесла перед казнью: «Прощайте, товарищи! Боритесь, не бойтесь! С нами Сталин! Сталин придёт!»
Вот в этих словах — ключ к пониманию того, почему именно образ Зои вызывает такую лютую ненависть тех, кто не приемлет нашего советского прошлого, почему именно её святое имя нужно было во что бы то ни стало с необычайной злобой оболгать и замазать грязью.
Как известно, одним из самых коварных способов лжи является замалчивание правды. Можно сказать правду, но не всю, утаив самую главную, ключевую фразу, объяснив при этом «непонятливым», что она является несущественной деталью. Но можно ли считать такую «правду» подлинной правдой о войне?
Именно поэтому, зная, что нынче именно так вполне может быть и в создаваемой кинокартине, многие защитники памяти Зои Космодемьянской пока воздерживаются от перечисления своих пожертвований на фильм. Они хотят видеть сценарий будущего фильма, знать, что в нём прозвучат подлинные слова Зои, а не лукавая полуправда.
Об этом мне сказал, например, известный защитник памяти Сталина и Зои, ветеран Великой Отечественной войны Иван Тимофеевич Шеховцов. В середине 1980-х годов, когда с ведома и попустительства М.С. Горбачёва и его клики в стране была развязана антисталинская вакханалия лжи и клеветы на наше великое советское прошлое, на Коммунистическую партию и советский народ, воин и коммунист Шеховцов был одним из тех, кто не поддался гнусной антисталинской истерии, не смирился с беспрецедентной по масштабу ложью, начав в московских судах марафон по защите чести и достоинства своего Верховного Главнокомандующего Иосифа Виссарионовича Сталина. Впоследствии им была написана книга под названием «Дело Сталина-«преступника» и его защитника», за счёт которой им была частично профинансирована установка памятников И.В.Сталину и Зое Космодемьянской в г.Запорожье, созданных на народные пожертвования. Судьба этих памятников на нынешней Украине не менее трагична, чем судьба памятника Зое Космодемьянской в Киеве, который упоминается авторами будущего фильма.
Недавно в издательстве «Алгоритм» вышла книга под названием «Исповедь сталинского поколения», в которой И.Т. Шеховцов опубликовал огромный массив писем в свою поддержку от людей, откликнувшихся на его судебные процессы в защиту И.В. Сталина. Эти письма представляют собой уникальные исторические документы, подлинные, не придуманные истории людей, которые в своём подавляющем большинстве даже в то смутное время не разделяли навязываемые им штампы антисоветской пропаганды, защищали правду великой советской эпохи.
Замечу, что книга «Исповедь сталинского поколения» в настоящее время продаётся в московских книжных магазинах, а четырёхтомник И.Т. Шеховцова «Дело Сталина-«преступника» и его защитника», вышедший несколькими тиражами в середине 2000-х годов и также вызвавший огромный поток писем, автор готов безвозмездно передать в дар внукам и правнукам солдат Великой Отечественной войны, которые стремятся сохранить память о своих героических предках. Те, кто хотел бы получить эти книги, могут обратиться по адресу: gagutld@mail.ru
НЕОБХОДИМЫЙ КОММЕНТАРИЙ. Согласитесь, можно понять тревогу автора этого письма. Казалось бы, радоваться надо, что вот появится новый фильм о любимой героине советского народа (первый был снят вскоре после её гибели, ещё во время Великой Отечественной войны). Однако радость тут же затеняется насторожённостью. Почему?
Есть уже горький опыт, свидетельствующий, что «новый взгляд» на советских героев нередко приводит к вопиющему искажению их образов и всей атмосферы действия. Наглядный пример — сериал «Молодая гвардия», показанный по телевидению к 70-летию Великой Победы и подготовленный, кстати, под эгидой того же самого Российского военно-исторического общества.
Цели тогда заявлялись благие, но результат не просто разочаровал, а вызвал возмущение и категорическое неприятие многих. И особенно резкой, конечно, была реакция людей старшего поколения, которые не увидели в персонажах этого сериала почти ничего общего с теми, кто самоотверженно отдавал жизнь свою за Советскую Родину.
Годы «декоммунизации», «десоветизации» и «десталинизации» многое перевернули в общественном сознании. Уже трудно бывает понять подвиг, движимый высокой идеей. Как это, дескать, возможно: восемнадцатилетняя школьница выдерживает нечеловеческие пытки, а потом добровольно идёт на казнь? Да она просто сумасшедшая, она психически ненормальная! Вот вам и весь ответ.
Автор письма, которое мы публикуем, вспоминает недавнюю гнусную, отвратительную кампанию по дискредитации Зои Космодемьянской, поднятую в интернете неким художником-карикатуристом и по совместительству владельцем ресторанов. Но ведь кампания эта отнюдь не первая. Казнить Зою в 1991-м, полвека спустя после её смерти, принялись те же самые, что губили тогда Советскую страну, которую комсомолка Зоя Космодемьянская любила больше жизни.
А каково отношение к той стране сегодня? К её идеям, её вождям, её героям. Большой вопрос! Им и вызвано публикуемое письмо. Ветеран Великой Отечественной войны из Харькова Иван Тимофеевич Шеховцов и доктор экономических наук из Москвы Луиза Дмитриевна Гагут не хотят допустить очередной клеветы на любимую советскую героиню. Они не хотят и лукавых подтасовок, опасность которых чувствуется ими неспроста. Я уверен: такое же чувство испытывают многие читатели нашей газеты.
Что ж, современные технические средства (скажем, сайт Российского военно-исторического общества в интернете) дают возможность взявшимся за ответственную работу познакомить со сценарием готовящегося фильма будущих зрителей. И, я думаю, их пожелания и замечания не окажутся бесполезными. Во всяком случае свои пожертвования на съёмки фильма люди будут посылать с большей уверенностью, если у них исчезнут опасения в какой-либо недобросовестности при подходе к столь важному делу.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.