Случилось событие весьма и весьма неординарное, завершившее, можно сказать, дело вековой мечты: Тамань и Таврия соединились при помощи надёжного и современного моста. Его открытие для движения транспорта 16 мая, когда автомобили помчались навстречу другу другу по обоим направлениям широкой магистрали, поистине стало всенародным праздником.
НЕЛИШНЕ напомнить, что до этого уже предпринималась попытка соединить два берега. В годы войны, в 1944-м, впервые в СССР был построен временный мост через Керченский пролив.
3 ноября 1944-го по мосту прошёл первый поезд от станции Крым до станции Кавказ. Но с началом зимы толщина льда здесь стала достигать 0,5—1 метра, а в некоторых местах пролив промерзал до дна. Образовывались льдины, размеры которых нередко во много раз превышали расстояние между опорами, оказывая неровными краями давление на 2—3 опоры одновременно, а потому вызвали их повреждение. Движение по мосту стало рискованным. Окончательная авария произошла 18—20 февраля 1945 года, когда мощные ледяные поля под действием ветра и течения двигались на мост со стороны Азовского моря и основные опоры не выдержали давления.
Может быть, по этой причине за 18 месяцев, пока строился новый Крымский мост, в украинских СМИ раздавалось немало злопыхательских намёков на печальную участь новостройки. Вплоть до того, что построить такой мост вообще невозможно. К тому же его, дескать, сметут образующиеся вертикальные волны (!). Но, вопреки всем мрачным прогнозам, мост построили значительно раньше срока. Какова его дальнейшая судьба — покажет будущее.
А пока торжественное открытие самого длинного в этом регионе мостового соединения вызвало на Украине и за её пределами бурный шквал критики в адрес этого сооружения и его создателей.
Наиболее громкое осуждение по поводу появления Крымского моста поступило из американского госдепа. Как говорится в заявлении его официального представителя Хизер Нойерт, «мост представляет собой не только попытку России укрепить незаконный захват и оккупацию Крыма, но и препятствует судоходству, ограничивая размеры кораблей, которые могут пройти через Керченский пролив — единственный путь к территориальным водам Украины в Азовском море».
«Мы ещё раз подтверждаем нашу приверженность суверенитету и территориальной целостности Украины», — заявили во внешнеполитическом ведомстве.
Вслед за янки Канада осудила возведение моста через Керченский пролив и запуск автомобильного движения по нему. Как утверждает на сайте МИД министр иностранных дел Канады этническая украинка Христя Фриланд, «мост, связывающий Россию с незаконно аннексированным Крымом, это ещё одно нарушение суверенитета и территориальной целостности Украины со стороны Российской Федерации», запуск движения по мосту способствует «упрочению незаконного владения Россией полуостровом и насильственного отторжения его от остальной Украины».
Построенный Россией Керченский мост в аннексированный Крым нарушает суверенитет Украины, говорится и в заявлении представителя ЕС Майи Косьянчич, опубликованном пресс-службой Европейской службы внешнего действия 15 мая.
«Российская Федерация построила Керченский мост в Крыму без согласия Украины. Это является ещё одним нарушением суверенитета и территориальной целостности Украины Россией. Строительство моста направлено на дальнейшую вынужденную интеграцию незаконно аннексированного полуострова с Россией и его изоляцию от Украины, частью которой он является», «Евросоюз продолжает осуждать незаконную аннексию Крыма и Севастополя Россией и не признаёт это нарушение международного права», — отмечается в заявлении.
Осудили открытие Крымского моста и в НАТО. Как отмечает германская «Дойче велле», представители Североатлантического альянса в среду, 16 мая, заявили, что открытие моста является нарушением суверенитета и территориальной целостности Украины.
Напомним: когда украинская сторона блокировала поставку на полуостров электроэнергии, воды, продовольствия, со стороны абсолютно всех западных ведомств, включая ЮНЕСКО и Красный Крест, не раздалось ни одного слова осуждения или хотя бы предостережения о масштабах возможной катастрофы. Ведь фактически в первую очередь для спасения крымчан от подобных бед и началось осуществление столь масштабного проекта. Конечно, появление нового моста — это и забота о потребностях миллионов курортников. Но ведь и тогда, когда Крым входил в состав Украины, большую часть отдыхающих здесь составляли россияне.
В то время, когда проходило открытие моста, президент Украины Пётр Порошенко заявил, что «Керченский мост обязательно понадобится оккупантам, когда они будут срочно покидать Крым». Если отбросить сарказм этого заявления, то в будущем этот мост, вне всякого сомнения, понадобится и жителям Украины для куда более полезных целей. Отдельные ведомства на Украине подсчитывают убытки, обещая предъявить России счета за причинённый ущерб. Так, в министерстве инфраструктуры оценивают убытки страны от строительства Крымского моста в 500 миллионов гривен (1188,64 млрд руб.) в год. Об этом заявил глава ведомства Владимир Омелян после заседания кабинета министров 16 мая.
КУДА БОЛЕЕ радикальные предложения поступили от американо-британского журналиста Тома Рогана на сайте американского издания «Вашингтон икзаминер», который прямо призывал: «Украина должна взорвать Крымский мост»… «Теперь пришло время Украине разрушить элементы этого моста <…>. К счастью, у Украины есть средства для того, чтобы нанести воздушные удары по этому мосту таким образом, чтобы по крайней мере на время вывести его из строя. Благодаря внушительной длине моста украинские самолёты вполне смогут ударить по нему, сведя к минимуму вероятность жертв среди тех, кто в этот момент будет по нему ехать».
От упомянутого издания, некогда претендовавшего на солидность, открытый призыв к террористическому акту выглядит неожиданным. Хотя обещания «взорвать мост» уже звучали из уст различных украинских деятелей — тех самых, которые до этого неоднократно говорили, что этот мост вообще никогда не может быть построен.
Нелишним будет привести «комплимент» в адрес киевских властей журналиста проекта Open Ukraine Александра Мединского, сравнившего открытие Крымского моста с эпопеей возведения киевского моста через Днепр, который должен соединить жилмассив Троещина с правым берегом. Это горе-мост, который «строится» уже десятки лет начиная чуть ли не с момента обретения Украиной так называемой независимости. Его пролёты застыли, едва поднявшись над берегами, подобно гоголевской птице, так и не решившись взлететь над речной гладью…
В.М.Т.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.