Правильно затянутые гайки

Правильно затянутые гайки

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда»

Ярославский моторный завод был основан ещё до революции, однако первые грузовики выехали из сборочного цеха только в годы Советской власти. Здесь строили большегрузные самосвалы, троллейбусы, автобусы и даже гусеничные артиллерийские тягачи. В конце 1950-х встал вопрос о специализации: двигатели внутреннего сгорания всегда удавались здесь на славу, поэтому на них и решили сосредоточиться. В то время закладывались рабочие традиции Ярославского моторного завода, которые живы и сегодня. В советские годы продукция завода поставлялась практически на все автостроительные гиганты огромной страны. Двигатели Ярославского моторного завода и сегодня приводят в движение многотонные «Мазы», «Кразы», «Белазы», «Зилы», тракторы «Кировского завода» и Ростсельмаша. Оборонное значение этого предприятия всегда было высоко. Сегодня именно ярославские двигатели стоят на новых российских ракетно-космических комплексах «Тополь-М».

ТЕЛЕКАНАЛ «Красная Линия» — один из немногих в России, который регулярно освещает проблемы, связанные с состоянием отечественной промышленности, в том числе с импортозамещением. И с этой точки зрения вопрос о том, надо ли снимать специальный репортаж на Ярославском моторном заводе, решался однозначно: надо. Произведённые здесь двигатели отлично зарекомендовали себя, они устанавливаются даже на импортных «Мерседесах». Это лишний раз доказывает, что ярославцы с задачей импортозамещения справляются неплохо. Традиции советского моторостроения и сегодня помогают трудовому коллективу продвигать и развивать инженерную мысль, технологии, производственную дисциплину. Как не рассказать об этом?

Но можно рассмотреть вопрос и с другой точки зрения: Ярославский моторный завод — уже давно не социалистическое предприятие. Под маркой Публичного акционерного общества «Автодизель» он принадлежит группе частных владельцев. Среди них и российские олигархи с их бесстыжей роскошью, яхтами, зарубежными счетами, недвижимостью и вывезенными из России миллиардами.

Не сделаем ли мы невольную рекламу этим новым «хозяевам жизни», рассказывая об успехах Ярославского моторного завода и его трудового коллектива, размышляли журналисты «Красной Линии». Но после бурных обсуждений и споров решили: снимать специальный репортаж нужно. Не про олигархов — про трудовой коллектив, создающий высокотехнологичную конкурентоспособную продукцию. Ту продукцию, в которой сегодня особенно нуждается Россия, обложенная со всех сторон западными санкциями.

Власть олигархов и их владение бывшей общенародной собственностью — не вечны. Рано или поздно эта власть рухнет. Сменится экономическая система, будет проведена национализация стратегических отраслей промышленности. И тогда никто и не вспомнит о нынешних владельцах богатейшего советского наследия, к которому, без сомнения, относится и Ярославский моторный завод. А вот о том, как делают мощные, безотказные современные двигатели внутреннего сгорания, о том, как работает над своими производственными задачами трудовой коллектив завода, — об этом полезно знать всегда. Тем более что развитие собственной промышленности для России — задача из важнейших.

…Знакомство с работой Ярославского моторного завода специальный корреспондент телеканала «Красная Линия» Аркадий Медведев начал с осмотра испытательных стендов. Качество и надёжность продукции — проблема для российской промышленности очень непростая. Можно сказать, её ахиллесова пята. Работники предприятия утверждают, что этот вопрос они у себя на производстве сегодня решили. Окончательно и бесповоротно.

Главный специалист по сборке и испытанию двигателей Роман Буров впервые пришёл на завод в 1996-м на производственную практику. Тогда, как он вспоминает, рабочим не платили зарплату, и поэтому на качество продукции многим было просто наплевать.

— Люди хотели зарабатывать, кормить свои семьи, но куда там, — рассказывает Роман. — Оплату за свою производственную практику я получил только через два года, в 1998-м, когда был в армии. Какое уж там качество! Даже гайки не до конца затягивали…

Он очень рад, что на место расхлябанности 1990-х на завод пришли технологическая дисциплина и ответственность каждого за конечный результат.

— Главный признак конкурентоспособной продукции — это качество, — не устаёт повторять Буров. — Не будет качества — не будет заказов. Останемся без работы и без зарплаты. Никто на заводе этого не хочет.

Директор по качеству Сергей Вальков производственных секретов от журналистов скрывать не стал.

— Мы максимально делегировали полномочия по контролю качества самим рабочим на производственной линии, — объяснил он главный из этих секретов. — Над душой не стоим. Главное — самоконтроль. Именно самоконтроль. В советские годы было такое понятие: «личное клеймо качества». Сегодня мы эту практику повсеместно используем.

Большинство операций на сборочном конвейере выполняют роботы. Но без человека, конечно же, обойтись никак нельзя. Его роль в технологическом процессе объясняет наладчик Максим Кичигин.

— Смотрите, оператор на рабочем месте ставит поддон под масляный картер, наживляет болты, а уже робот в два этапа затягивает гайки, — показывает наладчик. — Так что масло из наших двигателей никогда не подтекает. При такой технологии это практически невозможно.

На этой линии применяется и так называемая защита от дурака: каждому оператору выдают точное количество болтов, которые надо наживить, — не больше и не меньше. Что-то будет сделано не так — и узел по конвейеру дальше не пойдёт.

Промасленная роба слесаря и набор ключей в кармане на этом заводе давно в прошлом. Современный рабочий — это человек с компьютером. Максим Кичигин именно такой современный рабочий, как и большинство его друзей и коллег.

Во дворе заводоуправления висят плакаты, на которых отражена история предприятия. В советское время двигатели здесь делали с нуля, начиная с литейного цеха. Сегодня больше работают с поставщиками: с литейщиками, поставщиками компрессоров, топливной аппаратуры. Несколько лет назад это были в основном иностранные производители. Сегодня — почти все российские. Задача — довести национальную локализацию производства компонентов до ста процентов. По сути дела, восстановить советские производственные цепочки в новых условиях. А главное требование к поставщикам — всё то же качество продукции.

— Мы меняем иностранных поставщиков на российских только в том случае, если они подтверждают качество продукции, — говорит главный конструктор завода Дмитрий Мокроусов. — И это не прихоть и даже не желание сделать приятное правительству, которое много говорит о локализации. Просто если снизим качество, нас начнут вытеснять даже с нашего, российского рынка. И не европейские производители, чья продукция всё-таки довольно дорогая, а те же китайцы, у которых не только приемлемые цены, но и качество на высоте.

Ради качества продукции создают даже учебную площадку для приходящей на завод молодёжи. Нет, это не профессионально-техническое училище, подобно тем, что выпускали рабочую смену в советские годы. Скорее, участок производственной практики, где можно и трудовые навыки приобрести, и деньги заработать.

— Поставим несколько испытательных стендов, несколько цехов в миниатюре, — обещает директор по качеству Сергей Вальков.

Сейчас ярославцы производят для своего питерского партнёра — «Кировского завода» — двигатели для новой модели трактора линейки «Кировец», «К-4». Кстати, в советское время Ярославский моторный и Ленинградский тракторный работали в теснейшей кооперации. И слава тракторов «Кировец» гремела далеко за пределами СССР. Сегодня прежние производственные связи восстанавливают. И очень жалеют, что они были грубо разорваны в 1990-х годах. Удалось бы тогда сохранить эти связи — и состояние российской промышленности могло бы сегодня быть совершенно иным. Обогнали бы и Китай, и так называемых западных партнёров. За правильно затянутыми гайками дело бы не стало.

Специальный репортаж «Правильно затянутые гайки» смотрите на сайте телеканала «Красная Линия» по адресу http://www.rline.tv.

 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *