По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
В Московском физико-техническом институте (МФТИ) преподаватели — члены Межрегионального профсоюза работников высшей школы «Университетская солидарность» — борются за соблюдение прав профсоюза в вузе
Неоднократные нарушения трудового законодательства и Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», нежелание со стороны администрации идти на контакт с преподавателями, чтобы разрешать наболевшие проблемы, — всё это послужило поводом для подачи в суд первичным отделением «Университетской солидарности» в МФТИ иска к работодателю.
КАК РАССКАЗЫВАЮТ члены профсоюза, в последний год в МФТИ фактически не выполняется соглашение о взаимодействии, подписанное руководством вуза и представителями «Университетской солидарности» три года назад, в апреле 2015-го. В соответствии с ним с профсоюзом должны согласовываться локально-нормативные акты, по требованию профсоюза предоставляться для ознакомления документы, связанные со стратегическим развитием института и касающиеся трудовых, социально-экономических и профессиональных интересов работника. На сегодняшний день все достигнутые ранее договорённости руководством вуза игнорируются. И после того, как многочисленные попытки договориться с руководителями закончились ничем, было принято решение подавать иск в суд.
Корреспондент «Правды» расспросила председателя первичного отделения «Университетской солидарности» в МФТИ, профессора кафедры высшей математики Максима Викторовича Балашова о том, какие требования заявляют представители профсоюза в своём иске и какие проблемы волнуют вузовское сообщество.
— В связи с тем, что работодатель, вопреки, в частности, статьям 370 Трудового кодекса («Право профессиональных союзов на осуществление контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением условий коллективных договоров, соглашений») и 377 («Обязанности работодателя по созданию условий для осуществления деятельности выборного органа первичной профсоюзной организации»), продолжает игнорировать наши законные требования, в первую очередь о предоставлении информации, было принято решение обращаться в суд для урегулирования этих вопросов законным порядком. Например, уже долгое время в нарушение и Трудового кодекса, и других нормативных актов, регулирующих профсоюзную деятельность, игнорируются наши требования о предоставлении профсоюзу для ознакомления документов, связанных с деятельностью института и правами работников. Различные документы, отчёты, «дорожные карты», которые, по идее, вообще должны находиться в свободном доступе, профсоюзу нужны для того, чтобы, в частности, понять, нарушены или нет права работников в том или ином случае.
Приведу несколько примеров. Последний наш важный запрос датирован 2 апреля 2018 года. Он касается конкурса на замещение должностей профессорско-преподавательского состава, объявленного недавно в МФТИ. По дошедшей до нас неофициальной информации, процедура конкурса будет существенно изменена. Например, если на кафедре при конкурсе на должность количество вакантных мест будет равно числу соискателей, то количество вакантных мест на эту должность должно быть уменьшено. На наш взгляд, это форма увольнения сотрудников.
Кроме того, мы указываем в запросе на тот факт, что руководство вуза нам неоднократно заявляло: существующая в данный момент процедура продления трудовых контрактов по сути эквивалентна бессрочному трудовому договору. Однако из-за планируемых изменений процедуры конкурса для профессорско-преподавательского состава вновь становится актуальным вопрос о бессрочных трудовых договорах, которые гарантируются Трудовым кодексом РФ, но на практике нигде не применяются. Мы предлагали организовать встречу с сотрудниками ректората для разъяснения ситуации и внесли ряд предложений, например, чтобы количество ставок на должность по каждой кафедре не было меньше числа штатных сотрудников данной кафедры, чей контракт подходит к концу.
Но наш запрос о предоставлении профсоюзу локально-нормативного акта, вносящего изменения в порядок конкурсного отбора, вновь остался без ответа.
Ещё ранее мы просили предоставить для ознакомления годовые отчёты МФТИ в министерство образования и науки за 2014—2016 годы по программе «5 — 100».
Целью проекта «5 — 100» минобрнауки заявило повышение престижности российского высшего образования и включение не менее пяти университетов из числа участников проекта в сотню лучших вузов трёх авторитетных мировых рейтингов. Так вот, те вузы, которые включены в число участников, получают увеличенное государственное финансирование. Но дело в том, что в вузах эта программа часто используется неадекватно. Иными словами, у нас возникает сомнение в разумном, а иногда и целевом расходовании средств. Мы хотели ознакомиться с отчётами МФТИ, а также получить пояснения от руководства, по какому принципу распределяются деньги, какие в программе есть приоритеты, как они будут выполняться и т.д.
Ещё один важный запрос, который администрация оставила без внимания, — это переговоры по поводу нового коллективного договора, который, как известно, организация обязана менять каждые три года. Эти переговоры начались без уведомления профсоюза «Университетская солидарность», что грубо нарушает статью 37 Трудового кодекса РФ «Порядок ведения коллективных переговоров». В этой статье указана обязанность организатора коллективных переговоров известить об их начале «все иные первичные профсоюзные организации, объединяющие работников данного работодателя, и в течение последующих пяти рабочих дней создать с их согласия единый представительный орган либо включить их представителей в состав имеющегося единого представительного органа».
Однако о переговорах мы узнали случайно из информации на сайте МФТИ через несколько недель после их начала. Мы отправили запрос в ректорат со ссылкой на статью 37 Трудового кодекса, подчеркнув, что представители «Университетской солидарности» в соответствии с ней должны быть представлены в коллективном органе, который разрабатывает коллективный договор. Мы также предложили устранить нарушение и включить в комиссию по подготовке редакции договора нашего представителя. В ответ — тишина. И только после того, как мы обратились в Конфедерацию труда России, президент которой направил в МФТИ письмо с требованием устранить нарушения трудового законодательства, администрация ввела члена нашего профсоюза в единый представительный орган.
Сейчас мы требуем предоставления отчётов по преподавательской нагрузке, по расчёту её оплаты. Несмотря на то, что работодатель обязан дать ответ на запросы профсоюза в течение недели, за этот год мы не получили ни одного ответа на указанные выше запросы ни в письменном, ни даже в устном виде.
В апреле я встречался с ректором МФТИ, со своей стороны он не видит проблем с возможностью предоставлять нам информацию, но когда мы пишем электронные письма его заместителям, сотрудникам, которые обязаны предоставлять нужные нам бумаги, никакого ответа не получаем. Это замкнутый круг. Именно поэтому решено было защищать свои права в суде.
Есть ещё один немаловажный момент. Одним из наших главных требований является включение в учёный совет МФТИ представителя «Университетской солидарности».
Недавно член нашего профсоюза доктор физико-математических наук, заведующий отделом Института прикладной математики им. М.В. Келдыша РАН, преподаватель кафедры высшей математики МФТИ Юрий Орлов опубликовал в газете «Троицкий вариант» статью «Неучёные учёные советы?», где проанализировал состав учёных советов ряда московских университетов. Он отметил, что по своему составу учёными их можно назвать с большой натяжкой. В каждом из них — множество административных работников, не меньше 10 процентов составляют сотрудники без учёной степени. Между тем учёный совет — это стратегический орган, который должен формировать вопросы науки и образования, а не заниматься административно-хозяйственной деятельностью.
У нас же в стране всё это зачастую смешано. В учёном совете многих вузов — масса административных работников.
Мы требуем, кроме того, соблюдения части 1 статьи 2 закона о профсоюзах, которая гласит, что все профсоюзы пользуются равными правами. На сегодняшний же день в учёный совет входит только представитель профсоюзного комитета МФТИ — органа, приближённого к руководству и выполняющего все его решения. Причём этот человек не имеет учёной степени. Вообще такая тенденция (включения в совет административных работников, сотрудников без учёных званий), на наш взгляд, противоречит всему смыслу учёного совета. Единственное объяснение этому — повышение управляемости и создание локальной вертикали власти в вузе.
Мы добиваемся включения в учёный совет члена нашего профсоюза, чтобы он представлял не только профсоюзные, но и преподавательские интересы. Нам нужна информация с заседаний учёного совета для защиты прав профессорско-преподавательского состава. В нашем профсоюзе много достойных кандидатов, серьёзных учёных, докторов наук. Мы готовы предложить разные кандидатуры. Но реакции по-прежнему нет, диалога не получается. В судебном иске мы указали требование включить нашего представителя в учёный совет.
И ещё один важный момент. В конце прошлого года мы рассчитали по нормам министерства образования финансирование, которое должно выделяться на преподавательскую деятельность конкретно в МФТИ. По предварительным расчётам, с использованием рекомендаций минобрнауки, оно оказалось существенно больше, чем мы имеем по факту. Мы не настаиваем на какой-то идеальной точности наших расчётов, а предлагаем: «Дайте нам свои расчёты, сошлитесь на нормативные акты, на основе которых они сделаны, поясните, из каких параметров вы исходите, и так далее». Нам ответили что-то типа того, что раз мы не в ректорате работаем, то и не поймём этих расчётов. И на этом всё.
Ситуация в вузах складывается, надо сказать, не очень хорошая. Особенно в тех, которые автономны и в меньшей степени контролируются минобрнауки и другими надзорными структурами. Сегодня фактически всем руководит ректор, который никак не подотчётен коллективу, ведь во многих вузах это уже не выборная должность: он назначается министерством образования и науки. Соответственно каким-то образом повлиять на него коллектив не может. Между тем для эффективного функционирования вузов совершенно необходим диалог между администрацией и сотрудниками.
А пока приходится защищать свои права в суде.
«Правда» будет следить за развитием ситуации.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.