По материалам публикаций на Центральном сайте КПРФ.
В 19-м номере «Литературной газеты» от 16 мая 2018 года полковник в отставке Владимир Каталиков в статье «Не двойник. Не шпион» рассказал о расследовании в начале 70-х годов прошлого века уголовного дела в отношении крупного советского учёного палеонтолога и писателя-фантаста Ивана Ефремова, которого некие неназванные лица обвиняли в том, что он являлся английским шпионом. В. Каталиков принимал участие в расследовании, и тогда же, в 1973 году, пришёл к выводу, что такие предположения не верны, и «окончательная точка была нами всё же поставлена».
Со своей точки зрения, юриста и следователя, можно сказать, что он прав. Он — следователь, перед ним поставлена конкретная задача: выявить, тот ли человек Иван Антонович Ефремов, за которого себя выдавал или нет! В любом случае в конце расследования должен последовать конкретный вывод, и он был сделан В. Каталиковым. Но это вывод юриста, и поэтому он ограничен рамками, его профессии. Между тем, на мой взгляд, эта история заслуживает более развёрнутого исследования и неординарных выводов, то есть должна рассматриваться не только юристами (правда, без них тоже не обойтись), но и с политологической точки зрения, или с исторической, исходя из того, что мы знаем о советском времени, о взаимоотношениях власти, каких-то властных структур и общества. Как не странно, но статья В. Каталикова такие возможности в себе содержит.
Иван Ефремов умер 5 октября 1972 года в пять часов утра в своей квартире в возрасте 65 лет, а через месяц, 4 ноября, у него дома был произведён обыск следственным отделом Управления КГБ по городу Москве и Московской области. Вот после этого обыска дело с расследованием и закрутилось. Вначале его возглавлял старший следователь по особо важным делам Ришат Хабибулин, а потом его вёл В. Каталиков. Он приводит один юридически очень интересный факт. С согласия прокурора уголовное дело было возбуждено 22 января 1972 года. «В постановлении следователя было сказано: «В момент ухудшения состояния здоровья его жена Ефремова Т.И. из городской станции скорой помощи врачей не вызывала, вскрытие трупа Ефремова не проводилось, и он 6 октября 1972 года был кремирован. Кроме того, к моменту возбуждения дела имелись материалы, дающие основания предполагать, что Ефремов не являлся тем лицом, за которое себя выдавал при жизни». Фамилию этого следователя В. Каталиков не называет, хотя, наверное, мог бы, дело-то всё-таки прошлое. Нам было бы интересно его знать, хотя бы потому, что как потом выяснило следствие, «было установлено, что при ухудшении здоровья Ефремова его жена 5 октября 1972 в 4 часа 56 минут вызывала неотложную скорую помощь Центральной поликлиники Академии наук СССР. Выехавший по вызову дежурный врач в 5 часов 5 октября 1972 года констатировал смерть Ефремова».
Зачем, или можно спросить по чьей-то просьбе, «безымянный» следователь врал? Следствие работало более двух лет, на него затратили, судя по рассказу В. Каталикова, большие средства, а результат-то можно было смело предсказать. Если для возбуждения дела в его основу закладывают ложь, значит оно, при честном следователе, изначально обречено на поражение. Но В. Каталиков не только защитил честное имя Ивана Антоновича Ефремова, он, в сущности, раскрыл факт того, что против него была запущена ГНУСНАЯ ДЕЗА. Но кем? В сущности, В. Каталиков отвечает и на этот вопрос.
«ОПЕРАТИВНАЯ РАБОТА ПО Ефремову проводилась в течение нескольких лет задолго до его смерти и была необычайно объёмной. О ней было известно в Московском горкоме и Центральном комитете КПСС… Имею смелость полагать, что причина особого взгляда «инстанций» на творчество Ефремова в то время определялась в том числе такими проистекающими из КГБ подозрениями. Реальным следствием этого была окружающая Ивана Антоновича таинственная пустота: публикаций и встреч с читателями нет, запрет на упоминание его имени и так далее». Думается, что В. Каталиков ошибается в своём мнении, что у КГБ могли быть какие-то подозрения в отношении «творчества Ефремова». Ни в одном из его романов нет и грана антисоветизма, но в них есть то, что могло вызывать ненависть в среде мещан с партийными билетами, которые в те времена проникли в высшие слои партийно-государственного аппарата. Вот для них «Туманность Андромеды», «Сердца Змеи» и «Час Быка» были как нож в сердце.
Несколько лет назад на глаза в книжном магазине мне попался на глаза однотомник с тремя этими произведениями в довольно красивой обложке. Мне как раз нужен был подарок для одного молодого человека по случаю его дня рождения. Купил, а поскольку до дня рождения оставалось несколько дней, решил сам почитать два первых романа, с которыми был знаком с детства. «Час Быка» я прочитать не успел, подарок преподнёс. Но через некоторое время мне повезло купить этот роман на книжном развале в Москве. И это было двойное везение, дело в том, что в нем было предисловие от автора, который дал ключ к своим творениям. «Третье произведение о далёком будущем, после «Туманности Андромеды» и «Сердце Змеи», явилось неожиданностью для меня самого. Я собрался писать историческую повесть и популярную книгу по палеонтологии, однако пришлось более трёх лет посвятить научно-фантастическому роману, который хотя и не стал непосредственным продолжением моих двух первых вещей, но также говорит о путях развития ГРЯДУЩЕГО КОММУНИСТТИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (выделено мной – В.С.)»
После этих слов мне стало абсолютно ясно, за что миллионы советских юношей и девушек так полюбили романы Ивана Ефремова: за чистоту его героев. Им хотелось подражать, делать с них жизнь. Сегодня, когда мы знаем «героев», разваливших Советский Союз, сравнивая, к примеру, Горбачёва и Ельцина с персонажами романов И. Ефремова, мы понимаем, какие же эти двое и им подобные пигмеи. В «Часе Быка» Иван Антонович не просто вывел их на свет божий, а буквально растёр по стене. И это подвиг советского учёного, писателя, беспартийного коммуниста Ивана Антоновича Ефремова.
30 января 2015 года в газете «Правда» была опубликована статья Юрия Павловича Белова «Вверх, к вершине». В ней он продолжил начатый газетой разговор «о работе коммунистов и наших сторонников с политической, теоретической и художественной литературой», чтобы лучше разбираться в потоке нынешней жизни. Пересказывать статью я не буду, но воспользуюсь возможностью ещё раз процитировать названия книг, которые Юрий Павлович считает полезным читать молодёжи.
Это: Г. Волков. «Наша дерзкая, весёлая проза» (Сатирический и художественно-образный фермент в творчестве К. Маркса и Ф. Энгельса). М., 1986; С. Есин. «Ленин. Смерть титана». М., 2010; Э. Ильенков. «Учитесь мыслить смолоду». М., 1977; М. Лившиц. «Карл Маркс. Искусство и общественный идеал». М., 1972; М.В. Нечкина. «Читая Маркса…» М., 1984; В. Чикин. «Имярек. Памфлет одной ленинской строкой». М., 1977; В. Чикин. «Исповедь». М., 1987.
Думается, к этому списку смело можно добавить «Туманность Андромеды», «Сердце Змеи», «Час Быка» Ивана Антоновича Ефремова. В этих романах представлены люди действительно свободные, как от частной, так и личной собственности, которая подчас столь же верно губит людей, как и частная собственность на средства производства. Такие книги молодежи отнюдь не вредно читать.
И последнее. Из статьи В. Каталикова можно понять, что в уголовном деле на писателя И. Ефремова очень много лиц, не имеющих имени собственного, этакие «бесфамильные источники», действующие инкогнито. Из-за угла. В конце апреля нынешнего года в Ульяновске было принято решение о переименовании главной площади города – Ленина. В «Правде» от 29 мая Олег Черковец пишет, что «решение об этом было принято кулуарно, на заседании некоей «специальной комиссии по переименованию улиц (есть выходит и такая), при этом городская администрация долгое время даже затруднялась объяснить, кто и на каком основании в эту комиссию входит».
Как видим страсть действовать исподтишка, не называя своих фамилий, эта врождённая особенность подлецов и негодяев, никуда не делась. Не она с ними, а они при ней, как прикованные к тачкам рабы Древнего Рима.
Комментарий редакции: Узкая кучка лиц, стремясь нанести максимальный урон обществу (с выгодой для себя), а также скомпрометировать тех, кто в той или иной форме подвергает критике их действия, принимает подобные решения в кулуарном порядке. Тем не менее, можно догадаться, кто является истинным заказчиком подобных действий. Некоторые могут спросить: как это связано с Советским временем? Ведь произошедшее с И.А. Ефремовым имело место в начале 1970-х годов, когда на дворе была Советская власть, у власти стояла Коммунистическая партия? На самом деле надо смотреть глубже на действительность. Разумеется, у власти находилась КПСС. Тем не менее, экономическая реформа 1965 года, внедрившая капиталистические механизмы в социалистическую экономику и, как следствие, переориентировавшая её на прибыль, сделала своё чёрное дело. Вполне понятно, что на этом фоне начало расти число карьеристов, перерожденцев и «теневиков», стремящихся перекачать в свои карманы общенациональные богатства. Как показал дальнейший ход истории, данная прослойка, окрепнув, захватила управленческие рычаги и повела страну к развалу. Но ведь И.А. Ефремов в своих произведениях, как было подчёркнуто выше, рисовал общество без эксплуатации. Общество, базирующееся на принципах равенства, справедливости. Нельзя исключать того, что подобные суждения шли вразрез с интересами подобной группировки. Несомненно, Ефремов, фактически возвысивший голос против контрпродуктивных тенденций, ведущих в перспективе к буржуазной контрреволюции, совершил настоящий подвиг. Но, к сожалению, к нему мало кто прислушался. Тем не менее. время показало, на чей стороне была правда.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.