По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия».
1 июня – Международный день защиты детей. И по многолетней традиции «Советская Россия» беседует в его канун с главой Детского фонда Альбертом Анатольевичем Лихановым.
– Два слова об этом дне. Такой ли он праздничный? Почему мы думаем о детях во-вторых, а во-первых о курсе доллара, цене нефти, бюджетных хлопотах? Как-то из имени существительного детство становится именем прилагательным.
– Для детей этот день, конечно, праздничный. Особенно тех, кто никогда не бывал в красивом театре, не очень-то избалован добрыми словами и даже вкусным угощеньицем. Но для взрослых – это подведение итогов, не всегда радостных. Ведь и Всемирная демократическая федерация женщин, учредившая этот день в 1949 году, всего через четыре года после войны, утверждала именно такую традицию – освободить Европу, да и весь мир от сиротства, рожденного войной, оградить детское сознание от страха, создать условия цивилизационного возрождения. Многие страны мира услышали этот призыв, и наша большая держава с 1950 года отмечает этот день не красивым словом, а трудным делом. Из 68 лет существования этого дня у нас 31-й год подряд организацию его принимает на себя Детский фонд – российский и Международная ассоциация детских фондов, куда входят детские фонды стран СНГ.
– Как же «конструируется», если можно так выразиться, этот день во благо детства?
– Торжественное открытие происходит по традиции в Большом театре России. Только в зале – не состоятельные граждане и крупные руководители, а дети-сироты и дети, оказавшиеся в нелегких жизненных обстоятельствах, маленькие инвалиды и даже небольшая группа выздоравливающих ребятишек из Республиканской детской клинической больницы, которых будут сопровождать врач и медсестра. В Большом мы принимаем и небольшие группы детей сотрудников посольств, аккредитованных в Москве. Ожидаем гостей из Франции, Германии, Испании, Италии, Сирии, Китая.
А всего же в гостях у этого дня ребята из 27 российских регионов, дети из Белоруссии, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Молдовы, Южной Осетии, Абхазии. Двери этого истинно Международного дня распахнуты для детства мира.
– И как же обстоят дела у всемирного детства?
– Точно так же, как и у взрослого мира. В мире работает ООН и его специализированные организации, вроде Детского фонда ООН – ЮНИСЕФ, но доклады, с которыми они периодически обращаются к мировому сообществу, давно уже не являются сенсацией.
– Например?
– Около 5 миллионов детей во всем мире не умеют читать и писать. 570 миллионов живут в нищете. Каждая десятая девочка подвергается насилию. А германские специалисты, на основе специальных исследований, утверждают, что 230 миллионов детей в мире вообще не числятся ни по каким документам, а это – благодатная основа для торговли детьми, продажа их на органы и использования их в вооруженных конфликтах. Всемирная конвенция о правах ребенка, которую в 1989 году от имени Советского Союза поддерживал и я, выступив в III Главном комитете ООН, а потом и участвовав в церемонии подписания на Генеральной Ассамблее ООН, действует в развитых странах. Конечно, и у нас. Таких страстей, как перечисленные только что, мы не знаем. Но это не значит, что все у нас в порядке.
– Детский мир никогда не жил в раю.
– В том-то и дело, что он зеркален взрослому. Если нам объявляют, что у нас 44 миллиона бедных взрослых, то ведь у них не могут вдруг оказаться богатыми их дети, внуки и правнуки. Вольно или невольно, а состоятельность и бедность при нынешних социально-экономических обстоятельствах становятся наследственными, может даже, генетическими.
– Но может ли детство остаться равным в неравном обществе?
– Вот в этом-то и могла быть в каком-то смысле миссионерская роль нашего государства и правительства. Я уверен, что в детстве все равны, а еще равнее те, кому хуже, чем обычным ребятам – детям-инвалидам, сиротам, тем, кто не по своей воле оказался в тяжелой жизненной ситуации, оставаясь несостоятельным по возрасту, несовершеннолетним. Меня, например, коробит сбор средств, почти рекламный, на лечение больных детей со сложными диагнозами и почти всегда за рубежом.
У Детского фонда есть великолепный опыт отправки детей для операции на открытом сердце в США, когда Лео Антонович Бокерия и его учитель академик Владимир Иванович Бураковский сами обратились к нам с просьбой организовать гуманитарный мост. Всего мы помогли 880 семьям – при этом операции в лучших клиниках, два авиабилета туда и обратно и короткая реабилитация в США, а потом в нашем подмосковном реабилитационном центре были для семей абсолютно бесплатны. Наши коллеги-благотворители собирали только (без нашего участия) по 5 тысяч долларов на расходные материалы – всякий раз. А сейчас, конечно, благодаря Л.А. Бокерия все операции такого типа делаются у нас в стране и вновь бесплатно. Расходные материалы – за счет бюджета.
– Сейчас много говорится о сокращении социального сиротства, чуть ли не о его полной ликвидации.
– Слова, употребленные в желанном смысле, чаще всего вводят в заблуждение. Госстат публикует цифру сиротских заведений – их сокращают силком или преобразовывают в замаскированную данность. Сегодня по статистике трудно оценить сиротство. Но дети, отданные в приемные семьи, да и принятые под опеку и попечительство родственниками, от сиротского статуса не освобождаются, потому что сиротам государство должно предоставить жилье по достижении совершеннолетия. Так что вдумайтесь в другого рода статистику: тех, кто уже получил такое жилье, и кто стоит в очереди, и вы поймете, каков масштаб сиротства. Да, он несколько снижается, всего лет пять назад считалось, что сирот – и в учреждениях, и у родни – около 700 тысяч. Можно ли их «рассосать»? В каждом регионе, увы, свой ответ, но я не раз говорил, что сиротство, так же как и детский туберкулез, – не региональное и общероссийское бедствие. Хорошо бы его централизовать, как это делается сейчас для онкологии. Впрочем, все это бедствия одного масштаба.
– А каково ныне Детскому фонду?
– В больших тяготах. Явление «олигархата» учредило уйму корпоративных, а, может, карманных и удобных фондов на все случаи жизни. Мы же организация общественная, публичная и, таким образом, беднеем параллельно обществу. Сейчас благотворительные взносы, скажем, на ту же программу «Детский туберкулез», которую мы стараемся исполнять вместе с читателями «Советской России», приходят скромные пожертвования – от пенсионеров и ветеранов, а нам нужны миллионы. Докладываю: к 1 июня 2018 года мы собрали 13 миллионов рублей и хоть чуточку, но помогли всего лишь 28 противотуберкулезным детским санаториям, в том числе двум на Камчатке. Всего же таких учреждений в стране 120. Пользуясь случаем, обращаюсь все-таки и к ветеранам, и к олигархам – патриотам (может, дойдет до них «Советская Россия»): давайте поскорее поможем всем остальным-то! Тем более что Российский детский фонд – четкий и внятный исполнитель социальных программ. К тому же еще и продвинут в научно-практическом смысле.
– Приведите пример.
– Мы в третий раз исполнили уникальную программу под общим названием «Звуки жизни». Средства получаем по президентским грантам и даже выпустили методическую разработку, не скрывая своего опыта. Дело в том, что порой рождаются совершенно глухие дети, «муму», как про себя кличут их некоторые бедные родители. Раньше эти люди назывались понятным термином «глухонемые», для них строились спецшколы, повзрослев, они работали на предприятиях общества глухих.
Теперь наука (не наша) добилась прорыва: ребенку – чем раньше, тем лучше – имплантируют в голову чип (это специальная операция), через некоторое время подключают к чипу слуховой аппарат. Все дорого, но по счастью, за счет бюджета (можно же!). А затем возникают проблемы более чем напряженные: прооперированного ребенка надо «подключать» к жизни – научить говорить, слышать, что тоже целая наука, если ты был ко всему глух. И вот здесь семье нужна помощь! Сурдопедагоги, психологи, социальные педагоги – мы создаем альянс этих специалистов, которые своей интенсивной помощью открывают двери в жизнь этим ребятишкам. Мы даже создали документальный фильм на эту тему, он так и называется: «Звуки жизни». И благодарим главу Российского центра детского слухопротезирования Г.А. Таверкеладзе за многолетнее партнерство – кстати, и сам этот центр был создан после обращения Детского фонда, тогда – Советского – к властям.
– Говорят об успехах вашего сотрудничества с Китаем.
– Да, мы подписали договор о сотрудничестве с Китайским фондом детей и подростков и с многими китайскими клиниками, учитывая особую эффективность китайской традиционной медицины.
Заняты мы и новой программой по имени «Панда». Это совместный проект, мы отправляем в Китай на лечение детей, больных ДЦП (детским церебральным параличом), предоставляем семьям возможность бесплатных и авиационных перелетов в Китай и обратно.
По нашим «путевкам» туда уже съездило 90 семей, а бригады китайских врачей осмотрели сотни и сотни детей в Севастополе, Феодосии, Кирове, Улан-Удэ и других городах.
– Какие программы еще реализует фонд?
– В день нашего 30-летия в прошлом году стартовала – с помощью Сбербанка, ВТБ и Россельхозбанка акция по сбору благотворительных пожертвований. Все наши программы мы объединили в единую общероссийскую систему – комплекс благотворительных программ РДФ. Туда вошли «Детский туберкулез», «ДЦП», «Глухие дети», «Скорая социальная помощь». Всего у нас 30 федеральных программ. Так вот мы приглашаем добрых людей к их поддержке и к взносу в истинно народный фонд для детей следующим образом: донор приходит в отделение банка, одного из трех (отделений немного, они избраны банковскими специалистами, независимо от нас) и вносит свой благотворительный взнос в сумме не менее 5000 рублей. Это немало, но зато надежно. В ответ благотворитель тотчас получает «Благотворительный сертификат» с включенной в него памятной, уже ставшей коллекционной, монетой достоинством 25 рублей и имеющей девиз «Дари добро детям»: (Консультации по телефону: +7-495-625-82-00).
– Интересный проект!
– Тем более что за 30 лет своего существования Детский фонд по всей стране оказал помощь детям в разных регионах на сумму 325 миллионов долларов (в пересчете), ни рубля не получив из бюджета.
Так что не просто и не только Российский детский фонд, а дети России ждут вашей поддержки, добрые люди Отечества!
Альберт ЛИХАНОВ
председатель Российского детского фонда
Комментарий редакции: Одна из острых проблем нашего общества — беспризорность и высокий уровень детской смертности. Разумеется, нужно говорить о кризисной демографической ситуации в целом. Вот что должно быть в центре внимания государственной политики и всего общества. Но поскольку у руля находятся капиталисты (да ещё и компрадорские), то они готовы принести на алтарь своих прибылей абсолютно всё, вплоть до демографического потенциала России. К сожалению, контрпродуктивные тенденции набирают обороты. Вопросы детства и материнства отодвинуты на задний план. В центре внимания одно и то же — «инвестиционный климат», «интеграция в мировой рынок» и т.д. То есть, продвигают кабальные проекты, несущие беду народам России.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.