Красный дьявол

Красный дьявол

По материалам публикаций на сайте газеты «Советская Россия».

. Здравствуйте, ува­жаемый Валентин Васильевич!
Пишет вам профессор кафедры ботаники и кормопроизводства Кубанского государственного аграрного университета имени И.Т. Трубилина Владимир Михайлович Мордалев.

Я читаю вашу газету «Советская Россия» около 30 лет.
Сердечно благодарю вас и Геннадия Турецкого – автора статьи «Легенды советского неба».

Я читаю лекции каждый учебный год на всех факультетах университета с сентября месяца «О вреде курения». Объездил все республики Советского Союза, которые выращивают табак, посетил и Всероссийский научно-исследовательский институт табака и махорки, опытные станции.
В мае читаю лекции «Подвиги советских воинов в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов».
Особое место среди боевых летчиков Советского Союза занимает русский летчик Иван Федоров.
В 1932 году он поступил и окончил школу военных пилотов.
В 1937 году в Испании Иван Федоров сбил 28 самолетов противника.
В 1938 году он был представлен к званию Героя Советского Союза, но на радостях в ресторане выпил и подрался с моряком и танкистом. В итоге никому не вручили звание Героя.
Федорова перевели на должность пилота-испытателя к конструктору Лавочкину.
В 1940–1941 гг. Иван Федоров с тремя летчиками был командирован в Германию на стажировку и отличился в испытаниях юнкерсов, мессершмиттов и других самолетов.
Геринг, генерал-фельдмаршал немецкой авиации, упросил Адольфа Гитлера посетить летное поле и посмотреть полеты русского летчика Ивана Федорова. Наблюдая за его полетами, Гитлер спросил:
– А наши так могут?
Геринг ответил:
– Нет, не могут.
Гитлер наградил Ивана Федорова высшим германским орденом, а Геринг вручил ему три жетона – по 10 000 марок каждый.
В одном бою с ведомым Иван Федоров в атаке против 20 немецких истребителей сбил 9 самолетов, и ведомый сбил 2 самолета. Остальные девять немецких летчиков, узнав, с кем они вступили в бой, покинули поле боя и разлетелись в разные стороны.
Узнав о результатах боя, Гитлер приказал Герингу отобрать лучших немецких асов и направить их на Восточный фронт с единственной целью: уничтожить Федорова!
Узнав о цели прибытия фон Берга, Иван Федоров собрал свой штрафной батальон и обратился к своим летчикам со словами Александра Невского: «Кто к нам с мечом придет, от меча и погибнет!»
Чтобы уничтожить немецких асов, Федорову понадобилось 2 месяца. Остался только полковник фон Берг. Иван Федоров вызвал его на воздушную дуэль, и когда они встретились в воздухе, направил свой самолет на самолет противника. Перед самым носом фон Берга взмыл вверх, развернулся и сверху расстрелял самолет фон Берга. Охваченный огнем, немецкий самолет рухнул на землю и взорвался.
После войны Иван Федоров работал пилотом-испытателем сверхзвуковых самолетов у конструктора Лавочкина. Установил 29 мировых рекордов и сбил 96 самолетов, за что И.В. Сталин присвоил ему звание Героя Советского Союза. Сам И.В. Сталин надел на грудь летчику Ивану Федорову Золотую Звезду и орден Ленина.
Испытывая сверхзвуковой истребитель, который забарахлил на высоте 5000 метров, Федоров катапультировался из него, обморозился, ободрался и попал в госпиталь с высоким давлением. Его списали с полетов.
Он тяжело перенес смерть жены.
В госпитале его навещали маршал Ворожейкин и генерал Белецкий.
Министерство иностранных дел пригласило его на должность начальника отдела – он знал иностранные языки.
Ивану Федоров прожил более 90 лет, жил в Москве.
В первом ряду наших летчиков был и Иван Кожедуб, сбивший 62 немецких самолета. Третий, Кирилл Евстигнеев, сбил лично 53 самолета и в групповых боях еще 3. Четвертый – Виталий Попков – сбил лично 47 самолетов и в групповых боях – еще 13. Пятый летчик сбил 46 самолетов и в групповых боях – еще 8.
И все-таки из этой пятерки лучшим признан Иван Евграфович Федоров, сбивший с 27 июня 1942 г. по 9 мая 1945 г. 96 немецких самолетов.

Уважаемый Валентин Васильевич!
Пожалуйста, напечатайте в «Советской России» об Иване Федорове.
Жду вашу газету. Уже подписался на второе полугодие.
Будьте здоровы и счастливы в работе.

В.М. МОРДАЛЕВ

 

В порядке уточнений

* Иван Евграфович Федоров (прозвище Красный дьявол) с мая 1937 по февраль 1938 года в должности командира звена принимал участие в национально-революционной войне в Испании. 17 июня 1937 года он сбил свой первый самолет. По официальным данным, опубликованным в последних изданиях, в небе Испании И.Е. Федоров совершил более 150 боевых вылетов, лично сбил 2 самолета «Савойя-79» в районе Картахены… За мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания правительства, был награжден двумя орденами Красного Знамени (1937, 1938).

* После возвращения в СССР в марте 1938 года капитан Федоров назначен командиром эскадрильи 17-го истребительного авиаполка в 59-ю истребительную авиабригаду ВВС КОВО. За короткое время вывел эскадрилью на 1-е место в части, после чего в июне того же года он был назначен помощником командира полка, а с 10 октября 1938 года вступил в командование этим полком. С января по сентябрь 1939 года проходил обучение на Липецких авиационных курсах усовершенствования ВВС РККА, затем был направлен в город Великие Луки на формирование 42-го особого истребительного авиаполка в составе
17-й истребительной авиабригады.

* С ноября 1940 года майор Федоров находился в правительственной командировке в Китае в городе Урумчи, где был летчиком-испытателем и начальником летно-испытательной станции завода №600, на котором собирались истребители И-16 для китайских ВВС. В мае 1941 года, после катастрофы летчика-испытателя С.Н. Викторова, он был снят с этой должности и остался работать на заводе рядовым летчиком-испытателем.

* С началом Отечественной войны в прежней должности. В феврале 1942 года майор Федоров вернулся на Авиазавод №21 имени С. Орджоникидзе в городе Горький, где испытывал серийные истребители ЛаГГ-3. В июле 1942 года, перегоняя ЛаГГ-3 на фронт, самовольно остался на Калининском фронте.

* 26 июля перевелся на должность старшего инспектора по технике пилотирования управления 3-й воздушной армии Калининского фронта. В период с 12 августа по 7 сентября 1942 года одновременно командовал группой летчиков-штрафников, затем исполнял должность командира 157-го истребительного авиационного полка этой воздушной армии. В этих должностях участвовал в Ржевско-Сычевской и Великолукской наступательных операциях. 23 сентября 1942 года в одиночку над аэродромом Бошарово вел воздушный бой против 24 самолетов противника (18 Ю-88 и 6 Ме-109), в котором сбил 1 и подбил 2 самолета противника (все три – Ю-88). В сентябре 1942 года ранен в лицо и ноги.

* Приказом ВС Калининского фронта №21 от 5.01.1943 майор Федоров награжден орденом Отечественной войны 1-й степени за 82 боевых вылета, 6 воздушных боев, 5 подбитых и 6 сбитых самолетов противника: 3 Ю-88 и 3 Ме-109 (1 в группе и 5 лично).

* В 1942 году вступил в ВКП(б). С 1 апреля 1943 года назначен командиром 273-й истребительной авиадивизии, находившейся в резерве Ставки ВГК. В мае дивизия вошла в состав 6-го истребительного авиакорпуса 16-й воздушной армии Центрального фронта и участвовала в Курской битве, битве за Днепр, Гомельско-Речицкой наступательной операции. Ее части вели боевую работу на орловско-курском направлении, в районах городов Бахмач, Кромы, Севск, Глухов, Конотоп, Нежин, Чернигов и Гомель. За успешное выполнение заданий командования ей было присвоено наименование «Гомельская».
Приказом ВС Белорусского фронта №74/н от 16.12.1943 полковник Федоров награжден орденом Александра Невского за успешное командование дивизией, продуктивную боевую работу (243 подтвержденных сбитых летчиками дивизии самолета противника), 3 сбитых Ю-88, 1 До-217 и 3 Ме-109 лично и 10 боевых вылетов на сопровождение бомбардировщиков. Общий налет на момент награждения составил 8700 часов.

* Приказом ВС 3-го Прибалтийского фронта №464/н от 14.10.1944 года полковник Федоров И.Е. награжден орденом Отечественной войны 2-й степени за умелое руководство боевыми действиями летчиков дивизии по связи, за правильное воспитание и ввод в строй молодых летчиков, за 12 боевых вылетов, совершенных с целью контроля подготовки молодых летчиков и за суммарно 101 боевой вылет с начала войны. В наградном листе дана характеристика командиром дивизии о том, что полковник Федоров «любит прихвастнуть прошлыми подвигами».
С 25 ноября 1944 года дивизия входила в состав 4-й воздушной армии 2-го Белорусского фронта и участвовала в Восточно-Прусской, Восточно-Померанской и Берлинской наступательных операциях. Награжден медалью «За победу над Германией» (9.05.1945).
Приказом ВС 2-го Белорусского фронта №670/н от 6.06.1945 награжден орденом Отечественной войны 1-й степени за 12 боевых вылета, 2 воздушных боя, в одном из них (25.04.1945 года) сбил 2 самолета противника (ФВ-190), а также – по совокупности за 112 боевых вылета и 11 сбитых самолета противника лично с начала войны. Командиром дивизии полковником Додоновым вновь в наградном листе упоминается излишнее хвастовство Федорова.
Награжден медалями «За освобождение Варшавы» (9.06.1945), «За взятие Берлина» (9.06.1945).

* В 2007 году об И.Е. Федорове был снят полнометражный документальный фильм «Старик и небо» (режиссер Михаил Масленников, сценарий Александра Анненского).
Иван Евграфович Федоров также стал прототипом главного героя книги Антона Кроткова «Воздушный штрафбат».

* После выхода на экраны фильма «Старик и небо» последовал ряд критических публикаций, вызванных озвученными Федоровым фактами якобы из своей биографии.
Например, по словам Федорова, почти за год войны в Испании он одержал 20 воздушных побед и совершил два тарана. За заслуги Иван Евграфович был представлен к званию Героя Советского Союза, но получить Золотую звезду Федорову было не суждено из-за драки со стрельбой непосредственно во время банкета в Кремле. При этом Федоров несправедливо был объявлен одним из зачинщиков скандала, и в результате представление о награждении было отозвано. Из ВВС Федорову также пришлось уйти.
После того как Иван Евграфович попал в 1942 году на фронт, он за первые полтора месяца сбил 18 немецких самолетов и уже в октябре 1942 года был назначен командиром 157-го истребительного авиаполка. Весну 1943 года он встретил уже командиром 273-й авиадивизии. А до этого с лета 1942-го до весны 1943 года Иван Евграфович (одновременно с авиаполком) командовал группой из 64 летчиков-штрафников, созданной по личному распоряжению И.В. Сталина.

* В характеристике на летчика Федорова, составленной по месту прохождения службы еще до войны, указывается высокий профессионализм и отличная техника пилотирования самолета, но вместе с тем отмечено болезненное тщеславие, тяга к наградам, склонность к самовозвеличиванию.

* В среде историков отечественной авиации Иван Евграфович Федоров снискал репутацию «Барона Мюнхгаузена советских ВВС». Разо­блачение началось с мелочей: Иван Евграфович часто рассказывал выдуманную им историю о том, как Герман Геринг лично вручил ему рыцарский крест за блестящие полеты на немецких самолетах в Германии (Федоров был участником предвоенной командировки советских авиационных специалистов в эту страну). И все бы хорошо, но знак в виде белой эмалированной свастики, который Федоров демонстрировал в доказательство своей правоты, оказался значком фашистской молодежной организации «Айзсарг». Примерно то же произошло с историей про немецкого аса фон Берга, лично сбитого Федоровым в воздушном бою. Федоров якобы стал обладателем личной сабли фон Берга и часто показывал ее непосвящённым. На самом деле «сабля фон Берга» представляет собой наградной тесак, которыми в конце XIX века награждали служащих почтового ведомства. Летчика же с такой фамилией в списках немецких асов нет.

* С октября 1945 года – летчик-испытатель ОКБ С.А. Лавочкина на авиазаводе №81 Министерства авиапромышленности СССР.
За мужество и героизм, проявленные при испытании новой авиационной техники, полковнику Федорову Ивану Евграфовичу Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 марта 1948 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№8303).

Комментарий редакции: Несомненно, мы гордимся героическими подвигами Советского народа. Всегда чтили и чтим память тех, кто отстоял наше Отечество в боях с фашистами. Но надо также иметь в виду множество факторов. Что способствовало появлению целого поколения самоотверженных героических людей? Во-первых, само существование Советской власти, которая действовала в интересах трудящихся. Люди готовы были до самого последнего отстаивать государство, которое стояло на страже их интересов и обеспечило людям перспективы. Во-вторых, активное внимание укреплению патриотического сознания народа, выразившееся в развёртывании сети аэроклубов, в утверждении патриотических начал в политике Советского государства и в сознании людей. Ну а про создание мощного индустриального щита и своевременную ликвидацию пятой колоны известно. Если бы не два последних фактора, то СССР не имел бы шансов на победу.

                                                       

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *