По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
19 июля «единороссы», наплевав на протестные выступления граждан по всей стране и требования оппозиции снять с повестки пленарного заседания Госдумы вопрос о повышении пенсионного возраста, дали первый залп по пенсионной системе.
ПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫЙ законопроект, глумливо названный как изменение отдельных законодательных актов Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий, принят в первом чтении: 328 депутатов «за», 104 — «против».
Фракция Компартии пришла в зал с плакатами: «КПРФ против повышения пенсионного возраста». Это заявление парламентарии-коммунисты пытались реализовать многократно, предлагая к рассмотрению свой законопроект о моратории на повышение пенсионного возраста до 2030 года в качестве альтернативы правительственному. Олег Смолин убеждал депутатский корпус подождать до выяснения позиции президента России В. Путина, который в 2005 году заявлял, что, пока он на этом посту, повышения пенсионного возраста не будет. Представитель президента в Госдуме
Г. Минх никак не отреагировал на предложение депутата. Всё и так ясно без слов. Или пока не ясно? И решение президента будет зависеть от протестного голоса улицы, от того, насколько внятно и убедительно народ заявит о незыблемости своих конституционных прав? Топор занесён над головой народа, но на плахе пенсионной «реформы» может оказаться и голова власти.
Не случайно социологи фиксируют рост социального пессимизма. По данным Левада-центра, в июне по сравнению с апрелем оценки граждан своего личного положения ухудшились на 10%, ситуации в стране в целом и ожидания на будущее своих семей — на 12%, действий властей — на 18%.
Впрочем, социальный оптимизм — это в духе либеральной социологии. Народ выражается жёстче. При обсуждении законопроекта Николай Харитонов передал слова одного из своих избирателей, сравнившего внесение правительством законопроекта о повышении пенсионного возраста с вероломным нападением на нашу страну фашистской Германии 22 июня в 4 часа утра.
Для режима-банкрота, не справившегося с задачей развития страны, пенсионеры — это балласт, который надо сбросить. Если сейчас ежегодно на пенсию по старости выходят около 1 миллиона человек (данные 2017 года), то в соответствии с разработанной правительством схемой новые пенсионеры в течение переходного периода, который для мужчин установлен с 2019 по 2028 год включительно, а для женщин — с 2019 по 2034-й, будут появляться через год. Уже в 2019 году пенсия по старости не светит никому. При этом мужчины будут выходить на пенсию по достижении 65 лет, а женщины — 63. Нововведения затронут мужчин, родившихся в 1959 году и позже, и женщин, родившихся в 1964 году и позже.
Таблица выхода на пенсию мужчин
Год Предполагаемый Год выхода
рождения возраст выхода на пенсию
мужчины на пенсию, лет Было Будет
1959 61 2019 2020
1960 62 2020 2022
1961 63 2021 2024
1962 64 2022 2026
1963 65 2023 2028
Таблица выхода на пенсию женщин
Год Предполагаемый Год выхода
рождения возраст выхода на пенсию
женщины на пенсию, лет Было Будет
1964 56 2019 2020
1965 57 2020 2022
1966 58 2021 2024
1967 59 2022 2026
1968 60 2023 2028
1969 61 2024 2030
1970 62 2025 2032
1971 63 2026 2034
Такова концепция законопроекта. Вполне возможно, что ко второму чтению, намеченному на осень, будут внесены поправки, в частности, об установлении для женщин возраста выхода на пенсию не 63 года, а 60 лет. Однако антисоциальный характер «реформы» они не изменят.
Главный довод правительства в обоснование необходимости повышения пенсионного возраста — без этого, мол, невозможен рост пенсий, которые находятся на неудовлетворительном уровне и отстают от динамики прожиточного минимума. Но прибавка к пенсии, предложенная правительством, несопоставима с масштабом отъёма денег у населения. Пенсии неработающим пенсионерам планируется ежегодно повышать на тысячу рублей в течение шести лет. В 2019 году они будут проиндексированы приблизительно на 7 процентов, то есть вдвое выше уровня инфляции. «Такого не было никогда в истории Российской Федерации», — отметил как величайшее достижение министр труда и социальной защиты Максим Топилин. Кстати, индексация пенсий по уровню инфляции и сейчас гарантирована законом, так что в 2019 году правительство от щедрот своих добавит не 1000, а лишь 500 рублей. А за весь шестилетний период сумма индексации на одного неработающего пенсионера составит примерно 72 тысячи рублей. При этом каждый не вышедший на пенсию недополучит за тот же срок в среднем более 1 миллиона рублей.
На вопрос члена Комитета по бюджету и налогам Михаила Щапова о том, как правительство планирует компенсировать выпадающие доходы граждан от повышения пенсионного возраста, Максим Топилин бросил: «Всё очень просто… Никто не потеряет, это элементарный расчёт. Вы почему-то в начале пенсионного периода вычитаете, а потом прибавить забываете, это просто-напросто манипуляции».
Сдаётся, манипуляциями-то занимается как раз правительство, пытаясь убедить, что все вдруг станут долгожителями. Средняя продолжительность жизни россиян в 2017 году составляла 72,7 года, соответственно мужчин — 67,5 года, женщин — 77,6 года. Одному богу и ещё, оказывается, Росстату известно, увеличится ли за переходный период продолжительность жизни настолько, чтобы пожить на пенсии и получить от государства то, что оно, по сути, взяло в долг. Росстат прогнозирует увеличение к 2024 году продолжительности жизни мужчин до 72,3 года, женщин — до 82,1 года. Но ещё неизвестно, как увеличение пенсионного возраста отразится на этой благостной картине. Эксперты утверждают, что свыше 14 миллионов человек в результате этих новаций могут оказаться в числе безработных, возрастёт число людей, обратившихся за оформлением инвалидности. Как известно, стрессы (а социальная нестабильность здесь служит едва ли не главным провоцирующим фактором) здоровья ещё никому не прибавляли.
Да и сказки о нашем замечательном здравоохранении, которое выведет россиян на светлый путь долгожительства, лучше оставить для прочтения на ночь, чтобы крепче спалось. Вот только, пробудившись от ночных видений, человек столкнётся совсем с другой реальностью — с тотальной экономией на здоровье людей, начиная с закрытых на селе фельдшерско-акушерских пунктов и заканчивая сокращением сроков пребывания больных в стационарах и дороговизной лекарств.
На депутатские подозрения в том, что правительство намерено экономить на не доживших до пенсионного возраста гражданах, Максим Топилин ответил невозмутимо: «Это никакая не экономия. Это вообще принцип работы страховых систем. Взять, например, ОСАГО — кто-то попадает в аварию, кто-то не попадает, но устанавливается соответствующий тариф, и за счёт этого страховая система живёт».
При обсуждении законопроекта парламентарии поднимали много точечных проблем. Председатель Комитета по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Николай Харитонов отметил, что правительству необходимо учитывать как региональный аспект, так и ситуацию на рынке труда. Продолжительность жизни населения в различных регионах существенно различается. Если в Ингушетии она 80 лет, в Москве — 78, то, например, в Тверской области — уже 69, а на Чукотке и в Туве — 64 и 63 года соответственно. «Правительство одной из причин повышения пенсионного возраста называет нехватку трудовых ресурсов, но не предлагает действенных мер по снижению смертности в трудоспособном возрасте, — подчеркнул Николай Михайлович. — На Дальнем Востоке, в Арктике этот показатель выше среднероссийского на 20 процентов. Высок он и в Калининграде, Псковской и Новгородской областях». По мнению депутата, пенсионные новации не будут стимулировать приток населения на территории, развитие которых правительство определило приоритетом, а это Север, Арктика, Дальний Восток. И сейчас-то не очень получается мотивировать людей к обустройству в этих суровых районах. За прошлый год убыль населения, например, Дальнего Востока составила 17 тысяч человек, за 4 месяца 2018-го этот показатель достиг уже 5 тысяч. А с разворачиванием пенсионной «реформы» отток будет ещё больше.
Возглавляемый коммунистом Николаем Харитоновым думский Комитет по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, несмотря на то, что «единороссы» в нём, как и во всех других комитетах, составляют большинство, выступил за сохранение пенсионного возраста для коренных малочисленных народов Севера, а также предложил в рамках второго чтения законопроекта снизить пенсионный возраст для всех женщин до 60 лет, для северянок — до 55 лет, а для мужчин и женщин, живущих на Дальнем Востоке, — на 2 года по сравнению с общеустановленными нормами. Кроме того, предлагается установить льготный порядок выхода на пенсию для многодетных родителей-дальневосточников. «Уплачивая страховые взносы, но живя меньше, жители Крайнего Севера и Дальнего Востока понесут от этой «реформы» больше всего потерь», — поддержал председателя комитета и товарища по фракции КПРФ Алексей Корниенко.
Член Комитета по охране здоровья Алексей Куринный поставил вопрос о досрочных пенсиях врачей, на которых правительственный законопроект ставит крест, о несправедливости повышения пенсионного возраста на 8 лет для остальных медиков, педагогов, творческих работников, вдов и родителей погибших военнослужащих, о необходимости восстановления надбавки для селян, замороженной до 2020 года.
Давая оценку правительственной инициативе о повышении пенсионного возраста, руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов назвал её ударом по российской государственности. Выступление лидера коммунистов публикуется в сегодняшнем номере «Правды».
Возмущение руководителей трёх парламентских фракций — КПРФ, ЛДПР и «Справедливой России» — вызвало необъективное освещение обсуждения в Государственной думе закона о повышении пенсионного возраста телевидением.
Г. Зюганов, В. Жириновский и С. Миронов направили руководству ведущих телеканалов следующую телеграмму:
«19 июля Государственная дума рассматривала без преувеличения судьбоносный для миллионов граждан России вопрос — вопрос о повышении пенсионного возраста.
Эта проблема прямо затрагивает интересы абсолютного большинства жителей нашей страны. Следовательно, каждый был вправе рассчитывать на детальное обсуждение данного вопроса в ведущих российских СМИ. Но этого не произошло. Тема пенсионной «реформы» подавалась в крайне урезанном виде и искажалась.
Авторы программ настойчиво подчёркивали планируемое повышение размера пенсий на тысячу рублей в месяц, но не давали слова тем, кто выступает против повышения пенсионного возраста.
Более того, в день рассмотрения вопроса в Государственной думе телезрители не были детально ознакомлены с ходом его обсуждения, истинная позиция фракций изложена не была. Даже результаты голосования по законопроекту не были представлены гражданам.
Считаем такого рода «информационную политику» недопустимой. Настаиваем на том, чтобы представителям парламентских партий была дана возможность развёрнуто выразить свою позицию в связи с проведением пенсионной «реформы».
Вслед за принятием в первом чтении законопроекта о повышении пенсионного возраста законодатели приступили к рассмотрению международной Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения (Конвенции №102), предложенной именно сейчас к ратификации, видимо, для успокоения народа. Присоединение к Конвенции подразумевает взятие государством на себя обязательств, предусмотренных этим документом. Допускается выборочная ратификация определённых разделов Конвенции. Россия определила для себя приемлемыми семь из девяти разделов. Причём в таких разделах, как «Медицинское обслуживание», «Обеспечение по болезни», «Обеспечение по материнству», «Обеспечение в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием», для России нет ничего нового. Все заложенные там нормы предусмотрены российскими законами. Что касается разделов «Обеспечение по старости», «Обеспечение по инвалидности», «Обеспечение по случаю потери кормильца», то здесь есть над чем поработать нашим законодателям. Но Конвенция не обязывает немедленно приводить национальное законодательство в соответствие с закреплёнными в этих разделах стандартами, относящимися к долгосрочной перспективе. Так что по большому счёту российские власти ничем не рискуют, беря на себя определённые обязательства в соответствии с Конвенцией о минимальных нормах социального обеспечения.
Наиболее актуальной для России является норма о доведении пенсии по старости до 40 процентов утраченного заработка. Причём это относится только к будущим пенсионерам. Но когда для них наступит это «прекрасное далёко», никто сказать не может. Да и за неисполнение обязательств Конвенции никто в угол не поставит. Лишь раз в пять лет Международная организация труда в своём докладе сможет указать на то, соответствует ли наше национальное законодательство нормам Конвенции или нет.
Есть и ещё один важный момент: норма Конвенции о 40-процентном возмещении утраченного заработка при назначении пенсии по старости относится только к неработающим пенсионерам, как и намерения российского правительства ежегодно увеличивать пенсию на 1 тысячу рублей. О продолжающих трудиться пенсионерах правительство вообще не упоминает, словно их и нет. Их неиндексируемые уже третий год подряд пенсии тают на глазах. Не решится ли власть в будущем вообще отменить пенсии работающим пенсионерам, тем более что Конвенция это допускает? В разделе V «Обеспечение по старости» в статье 26 говорится: «Национальное законодательство может приостанавливать обеспечение, если лицо, имеющее на него право, занимается какой-либо установленной оплачиваемой деятельностью…». Первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев потребовал от правительства ко второму чтению представить письменный ответ по поводу возможной отмены пенсий работающим пенсионерам.
Не предложило к ратификации правительство два раздела Конвенции: «Обеспечение по безработице» и «Семейное обеспечение». Как объяснил официальный представитель правительства статс-секретарь — заместитель министра труда и социальной защиты Андрей Пудов, в России пособия по безработице представляют собой федеральные выплаты, а Конвенция предполагает систему страхования. Что касается семейного обеспечения, то оно относится в нашей стране к компетенции регионов и предусматривает натуральную помощь малообеспеченным семьям: обувью, одеждой, продуктами питания, школьными канцтоварами и пр. Обязательства же, связанные с присоединением к Конвенции, должны регулироваться федеральным законодательством.
Безработным и бедным семьям не важно, какой механизм выплаты пособий задействован, главное, чтобы на это пособие можно было прожить. И Конвенция как раз такие ориентиры и ставит. России же очень далеко до них. Вот как выглядит наша страна на фоне других по уровню обеспечения безработных. В России пособие по безработице составляет от 820 до 4900 рублей, в Великобритании — в переводе на рубли — 28000, в Португалии — 33200, в США — порядка 66500, в Китае — 11000. Словом, России есть к чему стремиться, было бы желание.
Но желания такого у правительства нет. Зато есть огромное стремление помочь крупным капиталистам нарастить свои состояния. Потому и делаются им бесконечные налоговые уступки, блокируются законопроекты, которые хоть как-то ущемляют интересы нуворишей, а ещё загоняются огромные средства в зарубежные активы, чтобы держать народ в чёрном теле и страховать свою управленческую никчёмность.
В первом чтении фракция КПРФ поддержала ратификацию Конвенции о минимальных нормах социального обеспечения.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.