Публикуем материал, размещённый на сайте газеты «Правда».
Недавно в столице произошло событие, которое, увы, осталось практически незамеченным средствами массовой информации: десять работников ГБУ (государственного бюджетного учреждения!) Москвы «Автомобильные дороги», «одной из ведущих организаций дорожно-коммунального хозяйства по комплексному обслуживанию и содержанию автомобильных дорог в Москве», как утверждается на его сайте, объявили голодовку в связи с систематическими нарушениями трудового законодательства на предприятии.
ГОЛОДОВКУ НАЧАЛИ 18 августа шесть водителей автоколонны №3 ГБУ «Автомобильные дороги», а позже (20 августа) к ним присоединились четыре человека из структурного подразделения ГБУ — комплекса СПТС (служба перемещения транспортных средств). Все они входят в Российский профсоюз работников (учащихся) учреждений образования и культуры, государственных, муниципальных и некоммерческих организаций, коммунального хозяйства, торговли (РПРиУ) — Союз профсоюзов России (СПР).
Сразу же после объявления голодовки в интернете появилось видеообращение работников, в котором они объясняют причины своего решения. Следует заметить, что в апреле нынешнего года они уже пытались достучаться до руководства подобным же образом. Но тогда начальство погасило зарождающийся конфликт, пообещав выполнить требования протестовавших и разобраться в ситуации. Прошло несколько месяцев, и ситуация вновь обострилась.
Как утверждают протестующие, на предприятии не соблюдается режим труда и отдыха, в документах не зафиксированы размер, характер, метод начисления зарплаты и премий, а также порядок и основания депремирования (за что, как и когда лишают премий). На предприятии не индексируется зарплата с учётом инфляции, неправильно оплачивается работа в выходные и праздничные дни. Кроме того, нарушаются права работников на организацию профсоюза, а членов недавно созданного произвольно лишают премий, угрожают увольнением. В нарушение 62 статьи Трудового кодекса РФ и других законодательных актов руководство ГБУ игнорирует письменные запросы профкома о предоставлении для ознакомления коллективного трудового договора, положения об оплате труда и материальном стимулировании, правил внутреннего трудового распорядка и так далее. Таким образом, работник не имеет возможности разобраться с размером оплаты за отработанное время.
Вдобавок ко всему этому, заявляют водители, руководство даже запрещает приносить на работу сменные вещи и продукты питания. Требуют находиться постоянно в спецодежде, но при этом нет сменного комплекта, а чтобы постирать и высушить основной — нет необходимых условий. И это при том, что водители зачастую перевозят щебень, мусор-скол, обрабатывают кузов грузовиков масляными техническими жидкостями и т.д. Естественно, одежда сильно пачкается. За невыполнение приказа находиться в спецодежде штрафуют на три тысячи рублей.
Водители требуют устранения нарушений трудовых прав, внесения соответствующих изменений в законодательные акты, оплаты переработок и премий за работу в зимний период и при ликвидации последствий стихийных бедствий, строительства мойки и оборудования ремонтной зоны для автоколонны, обеспечения всех работающих вахтовым методом комфортными местами в общежитии, а также рассмотреть вопрос о соответствии занимаемой должности ряда руководителей.
Работник ГБУ «Автомобильные дороги», председатель местного комитета профсоюза РПРиУ—СПР Алексей Лушечкин рассказывает:
— Зима 2018 года стала для нас настоящим кошмаром. Под страхом увольнения и лишения премий водителей грузовиков и спецтехники заставляли трудиться круглосуточно, без выходных. Мы обращаем особое внимание на то, что подобное происходит в нарушение ФЗ «О безопасности дорожного движения», приказа министерства транспорта РФ от 20 августа 2004 года №15 г. Москвы «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей». Причём эти переработки не оплачивались как положено. За месяц выходило примерно 2,5 месячной нормы выработки часов. На предприятии фактически создана система принуждения к сверхурочной работе круглыми сутками, без письменного приказа руководства, без организации приёма пищи и создания условий для отдыха.
Ну а те, кто задаёт вопросы по соблюдению трудовых прав, например, режима труда и отдыха, «переводятся» в разряд неугодных. А неугодных всячески пытаются выдавить.
Мы пошли на этот шаг — голодовку — вынужденно, так как исчерпали все другие способы решения проблемы. В данный момент это единственный шанс привлечь внимание к нашим бедам представителей власти, СМИ. У нас всех есть семьи, дети, нам нужно их обеспечивать.
Кроме того, в общежитии нет нормальных условий для отдыха. Водители, мы обращаемся к вам. Разве вам было лучше до того, как мы начали протестовать? Вы ведь проживаете практически в фешенебельном отеле — имеете два квадратных метра на человека, с клопами и тараканами…
Мы настаиваем на необходимости улучшения условий быта работников, в обязательном порядке нужен второй корпус общежития, которое должно соответствовать санитарным нормам. Сегодня в одной 17-метровой комнате проживают 8 человек, там отсутствует вентиляция, температура поднимается до плюс 30—40 градусов (!). Вот в таких условиях водитель вынужден «отдыхать», а наутро садиться за руль.
КОГДА мы начали задавать вопросы руководству, оно приняло все меры, чтобы принудить нас уволиться по собственному желанию. Мы начали обращаться во все инстанции, в том числе в прокуратуру, но всё бесполезно. В апреле мы объявили голодовку, и буквально в течение 12 часов последовала реакция: администрация решила ряд вопросов, волнующие нас. Но, к сожалению, глобальных изменений в деятельности предприятия так и не произошло. Наш профсоюз всё равно будет жить и развиваться, пока трудиться будут люди, а не роботы. Да, многие ещё запуганы, но мы пробьём эту брешь, будем стараться достучаться до каждого, чтобы совместными усилиями изменить ситуацию.
Водители отмечают: обещания руководства ГБУ оборудовать пункты помывки машин и шиномонтажа — ремонтной зоны для автоколонны, наладить вентиляцию в общежитии и другие апрельские требования так и не были исполнены.
Кроме того, возникает ощущение, что начальство пытается стравить нас, тех, кто стремится отстаивать свои права, с другими рабочими, говорит один из голодающих. К примеру, на предприятии были те, кто зарабатывал больше нас, — 47—53 тысячи. А теперь их зарплату уравняли с нашей, и получилось у всех около 44 тысяч. И после такого проделанного руководством финта оно же и обвиняет нас в том, что мы виноваты в происшедшем. Что это, как не стравливание?
Когда корреспондент «Правды» позвонила Алексею Лушечкину (это было 20 августа), шёл уже третий день голодовки, по его словам, начальство никак не реагировало на происходящее, между тем состояние голодающих ухудшается.
В ЭТОТ ЖЕ ДЕНЬ, 20 августа, к акции протеста присоединились сотрудники комплекса СПТС, располагающегося в районе Печатники, на Батюнинском проезде. Корреспондент «Правды» съездила на место и подробно расспросила сотрудников комплекса о том, что происходит на предприятии.
В голодовке принимают участие слесарь Сергей Бабахов, начальник автоколонны №1 Сергей Щербаков, водители спецтехники Сергей Рябов и Александр Миронов. С. Щербаков, С. Рябов, А. Миронов работают на предприятии больше 10 лет, но, по их словам, такого безобразия, как сейчас, не было никогда. 20 августа протестующих с формулировкой «вы здесь находитесь в нерабочее время» силой вывели с территории предприятия, где они первоначально устроили голодовку. После этого руководство снабдило охранников списками тех, кто работает в тот или иной день, с целью проверки.
Поэтому наш разговор проходит в припаркованной недалеко от здания машине одного из работников. Здесь же они намерены ночевать.
— Мы требуем, — говорит водитель спецтехники Александр Миронов, — прозрачности зарплаты, чтобы были понятны все нюансы её начисления; диалога с руководством, чтобы начальство не отгораживалось от проблем людей; правильной организации трудового процесса. Приведу для начала один небольшой пример. Когда мы, водители, работаем на улицах Москвы, то нам часто приходится нарушать запрещающие знаки. Заявка есть, работа выполняется, но, тем не менее, приходят штрафы, которые мы оплачиваем из своего кармана. Кроме того, нам не дают ознакомиться с нормативными актами, которые регулируют трудовой процесс.
Из-за несоблюдения режима труда и отдыха происходят аварии, особенно страдают наши товарищи, работающие вахтовым методом (15 через 15), люди буквально засыпают за рулём. По результатам аварий никаких проверок не проводится, оформляются они как обычные ДТП. Где профсоюз? Где охрана труда? Никаких разбирательств по этим происшествиям. Во всём виноват, как всегда, водитель. А чтобы сказать о том, что авария произошла по причине несоблюдения труда и отдыха, — такого нет. И вот когда в коллективе появились люди, которые попытались отстаивать свои права, они сразу попали в разряд неугодных.
В частности, рассказывают работники, в их числе оказались слесарь Сергей Бабахов и начальник автоколонны №1 Сергей Щербаков. Их буквально принуждают к увольнению. Каким образом? Изыскиваются способы лишить части зарплаты, выплачивая «голый оклад», который составляет порядка 20 тысяч рублей в месяц. Щербакова фактически отстранили от должности без приказа, как письменного, так и устного. Его лишили доступа в рабочий кабинет и к документации.
Он трудится в кабинете площадью два на три метра, через который проходит вытяжка и где постоянно стоит гул от этой трубы. Регулярно применяют меры материального взыскания. У человека трое детей, а он получает 20 тысяч рублей.
К слесарю Сергею Бабахову также применяются меры давления. Как он сообщает, нормальную зарплату он получил лишь раз в апреле. В январе, марте, например, 50 процентов (!) зарплаты «съели» штрафы. В остальные месяцы тоже вычитали за малейшую провинность. Отошёл на пять минут в курилку — штраф и т.д. Руководство говорит: ты сам виноват в своих проблемах. Сейчас Сергея собираются переводить на пятидневную рабочую неделю (на сегодняшний момент график — три через три), что его не устраивает.
— Теперь, получается, буду видеться с семьёй два раза в неделю. Что это за жизнь? Наше терпение кончилось. Голодовка — единственный выход обратить внимание на наши проблемы, — возмущается он.
ЖАЛОБЫ в трудовую инспекцию бесполезны, отмечают работники комплекса СПТС, в ответ приходят различные отписки.
— Руководство не интересует мнение работников, — продолжает А. Миронов. — Профсоюз, который действовал на предприятии, тоже мало чем полезным занимался, а прямо скажем — просто-напросто бездействовал. И речи не было о его участии в жизни работников, помощи в разрешении какой-то проблемы. А если бы всё было по-другому, ситуация нынешняя, быть может, не была бы доведена до необходимости голодовки.
В связи с тем, что права рабочих не были защищены, в нашем комплексе и создано отделение РПРиУ — СПР. Теперь хотя бы мы можем рассчитывать на юридическую поддержку.
По нашему мнению, ГБУ «Автомобильные дороги» стремится избавиться от много лет проработавших сотрудников и принять на работу новых, на которых легче давить и которыми легче управлять. Хотя многие люди сами стали уходить, не выдержав такого отношения. Посмотрите, ради интереса, сколько в интернете жалоб на нашу организацию.
— Мы сформулировали ряд требований, — отмечает водитель спецтехники Сергей Рябов. — Необходимо: пересмотреть решение о переводе на пятидневку Сергея Бабахова; вернуть полномочия нашему начальнику автоколонны Сергею Щербакову; наладить диалог руководства с сотрудниками; проводить собрания с обсуждением рабочих вопросов; выплатить все необоснованные лишения части зарплаты, чтобы она не зависела от личных отношений с начальством; сменить руководство комплекса СПТС в лице начальника Владимира Александровича Винокурова; правильно организовать трудовой процесс.
Корреспондент «Правды» позвонила В.А. Винокурову с просьбой прокомментировать ситуацию с голодающими. Вот что он ответил:
— Обращайтесь, пожалуйста, в центральный офис, это улица Народного Ополчения. Там вам всё подробно объяснят. То, что сейчас говорят эти люди… поверьте, из 800 человек (по данным же рабочих, число сотрудников комплекса вместе с начальством не превышает 500 человек. — Авт.) недовольны всего четверо. Все остальные довольны, радуются работе, нормальным, прекрасным отношениям. Лучше обратитесь в пресс-службу…
Протестующие отметили: бороться за соблюдение прав они продолжат. Если не мы, то кто ещё попытается сломать систему равнодушия и наплевательского отношения, которая царит на предприятии?
«Правда» будет следить за ситуацией.
P.S. Пока материал готовился к публикации, от рабочих пришло сообщение: уволены один из протестующих — начальник автоколонны, председатель профсоюзной ячейки на комплексе СПТС Сергей Щербаков, а также водители автоколонны №3. Увольнение С. Щербакова, проработавшего на предприятии 12 лет и не имевшего за эти годы ни одного взыскания (выговоры он начал получать, когда стал требовать соблюдения трудовых прав), произошло по статье ТК с формулировкой за «неоднократное неисполнение трудовых обязанностей»… В результате отец троих детей не только остался без работы, но и приобрёл «чёрную метку» в трудовой книжке.
Одновременно с этим началось давление ещё на одного голодающего — Александра Миронова: 22 августа на него уже поступила письменная жалоба в связи с якобы «непрофессиональным поведением». Совпадение ли?
Автор: Алёна ЕРКИНА.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.