По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
В последние годы в нашей стране стало традицией ориентироваться на «майские указы» президента. В «новейших» указах образца 2018 года на первый план вышел социальный блок. Конечно, неспроста.
ВСПОМНИМ УКАЗЫ-ОБЕЩАНИЯ президента РФ В.В. Путина шестилетней давности. В них были определены целевые показатели по зарплате врачей, учителей и научных сотрудников. Исполнялись указы, как и положено, согласно определённым датам. Зарплаты были подняты к 2018 году. Однако сложилась нестандартная ситуация: «на бумаге» правительство их исполнило, но конструктивного отчёта по их исполнению мы не услышали. Неужели потому, что исполнение носило настолько «креативный» характер, что сочинители этой новации стыдятся о ней вслух говорить? Тогда уж лучше бы стыдились так делать.
Не для кого не секрет, что работодатели, коими являлись прежде всего государственные и муниципальные структуры, переводили своих сотрудников на 0,5, а то и на 0,25 ставки, сохраняя прежний объём работы и размер оплаты труда. То есть всё оставалось, как прежде, но работник при этом был оформлен уже не на ставку, а только на её половинку, а то и четверть. Это позволяло отчитаться о… повышении заработной платы до уровня, соответствующего президентским указам (напомню, что в соответствии с ними зарплата бюджетников в сфере медицины должна была составлять 200% от средней зарплаты по субъекту Федерации в 2018 году).
На практике зарплата в этом случае не увеличилась, а по бухгалтерии — увеличение составило в два, а то и в четыре раза. Кто ж после этого может оспорить факты, подтверждаемые бухгалтерскими отчётами, государственной статистикой и математическими выкладками?
Власти субъектов РФ после проведённой операции отчитываются о росте зарплаты медицинских работников и об исполнении поручений президента. Правда, и в этом случае, если судить по данным Росстата за 2017 год, оказалось, что только 16 регионов России смогли достичь 180-процентного (но никак не двукратного) соотношения заработной платы врачей к средней зарплате по экономике региона. Это — Курганская область (220%), Республика Алтай (197,7%), Пензенская область (196,7%), Республика Крым (195,5%), Кировская область (194,9%), Еврейская автономная область (190,3%), Алтайский край (189,9%), Ленинградская область (186,5%), Новосибирская область (184,6%), Чеченская Республика (183,8%).
Почему такое происходит? Видимо, потому, что выделенные на оплату труда средства (а по факту это — собственные средства учреждений) не соответствовали необходимым затратам. Врачи, судя по докладам, стали получать зарплату выше. Но кто нам ответит: это только «на бумаге» или, хотя бы где-то, в реальности? Вопрос этот вызван даже не любопытством, а выявившимися в последнее время явлениями: из-за различий в оплате усиливается трудовая миграция врачей. Регионы-«доноры» ощущают «наплыв» кадров, а регионы-«реципиенты» — «опустошение». Так подействовала на российское здравоохранение глобализация? Или миграционные потоки растолкала рука свободного рынка? Нет, это законы капитализма диктуют свои правила.
Одна из задач, стоящая перед федеральным руководством здравоохранения, — это ликвидация кадрового дефицита в поликлиниках и обеспечение их квалифицированными специалистами. Можно ли решить эту задачу в нынешних условиях и в ближайшие шесть лет только путём повышения зарплаты? Вопрос остаётся открытым.
Медицинские вузы готовят достаточное число врачей, а конкурс среди желающих поступить на лечебный факультет остаётся по-прежнему высоким. Парадоксальная ситуация: врачей много, но налицо кадровый дефицит. И это при том, что, по данным за 2016 год, лишь 10% выпускников медицинских вузов не были трудоустроены в первый год работы. Согласно статистическому сборнику «Здравоохранение в России», выпущенному Росстатом в 2017 году, на протяжении последних десяти лет ежегодно университеты и академии выпускают около 20 тысяч бакалавров, специалистов и магистров в области здравоохранения (19,7 тысячи — в 2006 году и 20 тысяч — в 2016-м).
Но при этом число специалистов, получивших направление на работу, неуклонно, из года в год, снижается (с 11,1 тысячи человек в 2006 году до 4 тысяч — в 2016-м). Получается: по направлению сегодня идут работать лишь 20% выпускников. А остальные? А остальных распределяет «рынок». В конечном итоге лишь половина врачей работают в государственных и муниципальных структурах, четверть работает в частном секторе, а остальные не работают по специальности вообще.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.