25 сентября, накануне запланированного в Госдуме «правительственного часа», на котором депутаты намеревались обсудить с генпрокурором Юрием Чайкой состояние законности и правопорядка в нашей стране, член фракции КПРФ Юрий Синельщиков в ходе отведённой для выступления фракции десятиминутки изложил свою квалифицированную точку зрения на часть этой проблемы, а именно на состояние законности в сфере предварительного расследования.
ОТТОЛКНУВШИСЬ от событий десятилетней давности, когда были резко ограничены прокурорские полномочия в сфере предварительного расследования, а следователи выведены из прокурорского ведомства и образован Следственный комитет РФ, Юрий Петрович доказательно продемонстрировал, как сегодня происходит деградация следствия. Увеличивается количество нарушений прав граждан, в том числе на доступ к правосудию в разумный срок, на свободу и личную неприкосновенность. Ежегодно прокурорами выявляется свыше одного миллиона фактов неисполнения требований закона следователями МВД, Следственного комитета РФ, и ФСБ. Есть много примеров, когда по запросам депутатов прокуроры по 10—15 раз отменяют незаконные постановления следователей и дознавателей по одному и тому же делу, и в итоге ничего не меняется.
Наиболее остро проблемы предварительного расследования проявляются в деятельности Следственного комитета РФ, заметил Юрий Синельщиков. Штат Следственного комитета РФ за 10 лет при практически неизменившемся числе следователей вырос на 41,6 процента. Вместе с тем количество принятых к производству уголовных дел в этом ведомстве сократилось за это время на 21,3 процента, из них направленных в суд — на 49,9 процента.
При снижении нагрузки количество дел, возвращённых прокурором для производства дополнительного расследования, выросло в этот период почти в 2,5 раза. Ежегодно увеличивается количество установленных прокурором нарушений закона в деятельности следователей Следственного комитета РФ. С 2013 по 2017 год их количество выросло с 293 до 368 тысяч. На 43 процента возросло число вынесенных прокурорами постановлений о признании доказательств недопустимыми (с 519 в 2013 году до 743 в 2017-м). Почти на 50 процентов увеличилось количество отменённых прокурорами незаконных постановлений о возбуждении уголовного дела.
О низком качестве расследования, подчеркнул Юрий Синельщиков, свидетельствует и динамика реабилитированных лиц. С 2011 по 2017 год число подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, получивших право на реабилитацию по делам Следственного комитета, увеличилось почти в 2 раза.
Крайне острой остаётся проблема укрытия преступлений от учёта. В органах предварительного следствия и дознания по инициативе прокурора в 2017 году поставлено на учёт 148 тысяч преступлений, ранее известных, но по различным причинам не зарегистрированных. Среди них 16 тысяч тяжких и свыше 3 тысяч особо тяжких деяний. Нередко выносятся постановления об отказе в возбуждении уголовного дела при наличии явных признаков преступления.
Ведомственный процессуальный контроль за следствием в силу корпоративности не является эффективным средством обеспечения законности, уверен Юрий Синельщиков. Число дел органов следствия и дознания, где решения о прекращении и приостановлении производства по уголовным делам были вынесены незаконно и отменены прокурорами, в 2017 году составило 470 тысяч.
Много вопросов вызывает избрание следователями мер пресечения, связанных с лишением свободы, отметил Юрий Синельщиков. Согласно официальной статистике, в прошлом году суды отклонили свыше 13 тысяч ходатайств органов расследования о применении меры пресечения в виде заключения под стражу. Однако и в числе удовлетворённых ходатайств немало необоснованных. Ошибочные решения суда во многих случаях обусловлены особенностями российского уголовного судопроизводства. Суд принимает решение по делу, не имея самого дела, по постановлению следователя и копиям некоторых процессуальных документов, которые следователь посчитает возможным представить в суд.
Материалы, имеющиеся во фракции КПРФ, свидетельствуют о том, что органы расследования остаются зависимыми от политических установок и местных властей, заметил Юрий Синельщиков. Особенно это касается нарушений избирательного законодательства. Проверки по таким сообщениям проводятся месяцами, превращаясь в суррогат следствия, и дела по их результатам возбуждаются крайне редко.
Так, анализ материалов ЦИК по результатам второго тура выборов губернатора Приморского края, а также материалов, полученных бригадой ЦК КПРФ, которая выезжала в Приморской край, свидетельствует о том, что в ряде районов и городов края власти воспрепятствовали нормальной работе избирательных комиссий, а также учинили фальсификацию избирательных документов и итогов голосования. В действиях этих лиц усматриваются признаки преступлений, предусмотренных рядом статей Уголовного кодекса. Однако уголовные дела по сообщениям возбуждены не были, и даже проверки начались только после поступления заявлений от членов избирательных комиссий, наблюдателей и других активистов КПРФ.
Политизация предварительного следствия особенно ярко проявилась в деле депутата Госдумы шестого созыва, члена фракции КПРФ Владимира Бессонова, заявил Юрий Синельщиков.
Для устранения следственных перекосов необходимо усилить прокурорский надзор, вернув прокурору часть полномочий, изъятых у него в 2007 году, полагает депутат-коммунист. Соответствующий законопроект недавно внесён в Госдуму фракцией КПРФ. Кроме того, надо обеспечить парламентский контроль за предварительным расследованием, подчеркнул Юрий Синельщиков.
Примет ли во внимание генпрокурор эти выводы депутата-коммуниста, в прошлом опытного прокурорского работника, сказать невозможно. «Правительственный час» с Юрием Чайкой был перенесён. Вместо обсуждения состояния законности и правопорядка в нашей стране, в том числе соблюдения законности в сфере защиты трудовых прав граждан, Госдума вознамерилась пойти в атаку против этих самых прав, внеся в повестку дня на 26 сентября рассмотрение во втором чтении законопроекта о повышении пенсионного возраста.
Конечно, эта злободневная тема не могла не всплыть при обсуждении исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов, и в первую очередь Пенсионного. Вера Ганзя поставила перед председателем правления Пенсионного фонда РФ Антоном Дроздовым вопрос о целесообразности сохранения регрессивной шкалы социальных взносов. По словам А. Дроздова, переход к плоской шкале увеличил бы отчисления в Пенсионный фонд на 350 миллиардов рублей, но при этом возросли бы и пенсии людей с высокими доходами. Однако, по оценкам других специалистов, выпадающие доходы Пенсионного фонда в результате применения плоской шкалы страховых взносов составляют 600 миллиардов рублей, тогда как повышение пенсионного возраста увеличит доходы фонда в 2019 году лишь на 350 миллиардов рублей.
Первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Валентин Шурчанов в своём выступлении от фракции КПРФ назвал и другие резервы для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда. Хотя дефицит этот, заметил он, создан искусственно и возникает из-за навешивания на фонд дополнительных задач, таких, например, как материнский капитал, единовременные денежные выплаты, пособия по погребению и др. Ещё одна дыра возникает из-за льготных страховых тарифов, которыми пользуются свободные экономические зоны, территории опережающего развития и т.д. — всего 13 категорий. Возникают выпадающие доходы и в результате досрочного выхода на пенсию некоторых категорий граждан. Всё это должно компенсироваться из федерального бюджета, полагает Валентин Шурчанов.
Если сопоставить объём поступлений в Пенсионный фонд в 2017 году и рост страховых пенсий, то окажется, что пенсии отстали на 4 процента. Громадный резерв составляет и армия безработных, насчитывающая 14,5 миллиона человек. Но чтобы обеспечить этих людей работой и задействовать все остальные резервы, нужно изменить экономический и социальный курс. А правительство либералов на это не пойдёт никогда. Ему проще в очередной раз ободрать народ и заявить, что это делается на благо самого же народа.
Сам подход правительства к функционированию государственных внебюджетных фондов вызывает серьёзные нарекания. До сих пор не принят федеральный закон о статусе Пенсионного фонда, нет утверждённой правительством методики определения величины индивидуального пенсионного капитала, нет методики расчёта межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. Фракция КПРФ не стала голосовать за исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Автор: Татьяна Офицерова
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.