О ситуации в Кенделене и сложившихся в республике межэтнических отношениях рассказывает первый секретарь Кабардино-Балкарского рескома КПРФ Б.С. ПАШТОВ
Кенделен (Кёнделен, Гунделен, Генделен) — название этого горного села в Эльбрусском районе Кабардино-Балкарии вот уже больше недели упоминается в самых горячих новостях России.
КОНФЛИКТ между кабардинцами и балкарцами, рождённый празднованием 310-й годовщины Канжальской битвы, вызывает тревогу у наших соотечественников. Ведь искра, возникшая в результате этнических трений на многонациональном Северном Кавказе, может очень серьёзно полыхнуть. Тем более что СМИ выплеснули по этому поводу огромное количество совершенно противоречивой информации.
— Борис Султанович, как сейчас выглядит село Кенделен, ставшее известным из-за вспыхнувшего в нём межнационального конфликта?
— Ситуация там сейчас непростая, хотя острое напряжение было снято достаточно быстро. Правда, почти сразу же возник другой негативный фактор — информационный: в республику начала возвращаться волна до предела накрученной, не всегда правдивой информации об этом событии. Она вновь подогревает местные горячие головы…
— Их сейчас много в Кабардино-Балкарии?
— Сегодня на уровне большинства наших общественных деятелей, а главное — на уровне народа, преобладает понимание того, что взаимная вражда не нужна ни кабардинцам, ни балкарцам. Надо вести просветительскую работу и вступать в диалоги с представителями национальных движений. База для подобной работы у нас имеется. Ведь Кабардино-Балкария всегда была самой спокойной республикой Северного Кавказа.
— Поэтому для её расшатывания провокаторы и прибегли к событиям трёхсотлетней давности?
— Кабардинцев и балкарцев пытаются сейчас столкнуть на узкой исторической тропе Канжальской битвы, которая состоялась 17 сентября 1708 года. Тогда черкесы (в далёком прошлом черкесы, кабардинцы и адыгейцы составляли один народ. — Л.Я.) под предводительством князя-валия Кургоко Атажукина нанесли поражение войскам крымского хана Каплан-Гирея. Данное историческое событие абсолютно не ущемляет и не дискредитирует права балкарцев. Но когда некоторые кабардинские общественные деятели призвали увековечить память о победе в Канжальской битве, в балкарской среде возникли споры. Была вброшена информация, что кабардинцы таким образом пытаются реализовать свои территориальные притязания на земли балкарцев. Хотя в советское время это была общая земля двух братских народов.
— Когда началось Канжальское противостояние?
— 17 сентября 2008 года, в день 300-летия Канжальской битвы, жители балкарского Кенделена не пропустили через своё село кабардинских всадников, движущихся к месту исторического сражения. Именно тогда и возник первый конфликт по этому поводу. Местным властям надо было предположить, что спустя 10 лет всё повторится. Любое значимое для страны событие должно быть усвоено всеми её жителями. А вышло так, что тот первый урок лучше всех усвоила наша молодёжь. За 10 лет, которые разделяют два конфликта в Кенделене, значительно выросло количество браков между кабардинцами и балкарцами. Это вселяет оптимизм!
— Какие ошибки были допущены властью во время нынешних столкновений?
— Я считаю, не нужно было вводить ОМОН из соседних республик: на Северном Кавказе так поступать нельзя. Это не то же, что перебросить силовиков из Тулы в Калугу. Здесь обязательно спросят: «Зачем сосед пришёл наводить порядок в моём доме?» Может возникнуть крайне негативная цепная реакция.
— Тем более что жители Северного Кавказа к тому же находятся в непростых социально-экономических условиях…
— Да, ни для кого не секрет, что в Кабардино-Балкарии, как и в регионе в целом, самая большая в стране безработица, маленькие зарплаты, низкий доход на душу населения. Если социальное недовольство подогреть и перевести в русло межнационального конфликта, то люди выплеснут весь накопленный негатив на представителей другой национальности. Надо также иметь в виду, что в условиях современного российского капитализма в отношении межэтнических конфликтов наблюдается значительное снижение иммунитета, который планомерно формировался в советские годы.
— Борис Султанович, вот мы и подошли к главной причине всех национальных конфликтов и войн — к капитализму. Ведь при Советской власти в этом благодатном краю не было ни социальной нищеты, ни межэтнических конфликтов…
— Советская власть сберегла малые народы Северного Кавказа, дала им государственность, письменность, вырастила их национальные кадры: научные, инженерные, культурные. Советская плановая экономика, в которой целенаправленно распределялись силы и ресурсы, позволила задействовать на производстве огромное число местных жителей. Работая на одном и том же предприятии, представители разных народов формировали единый трудовой коллектив, жили одной большой семьёй. Трудовые коллективы — это и есть школа интернационализма. А сегодня практически во всех республиках Северного Кавказа от предприятий остались одни названия. Без Советской власти люди стали не только безработными, но и беззащитными перед теми, кто преследует единственную цель: разделяй и властвуй! Поэтому мы, коммунисты, сегодня возрождаем и пропагандируем незыблемые законы ленинского интернационализма. И прилагаем все усилия, чтобы объяснять людям сложившуюся ситуацию, довести до сознания народа, что нынешняя капиталистическая система не способна обеспечить настоящий гражданский мир и согласие, перевести понимание людьми происходящего в классовое русло, на основе научного марксистско-ленинского мировоззрения.
Беседу вела Любовь ЯРМОШ.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
«в далёком прошлом черкесы, кабардинцы и адыгейцы составляли один народ»…
Мы и сейчас один народ.