По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».
Катастрофа ракеты-носителя «Союз-ФГ» с транспортным кораблем «Союз МС-10» может поставить крест на дальнейшей судьбе Международной космической станции (МКС). Эксперты не исключают, что она уже в ближайшее время будет летать без экипажа.
Удивляться аварии нет нужды: ракеты регулярно падают или взрываются, а сами полеты на орбиту были и остаются рискованным мероприятием. В 2010—2017 годах российская космонавтика пережила 11 нештатных ситуаций, закончившихся катастрофами. Если разложить по процентовке, то серьезного отличия от США вроде бы как и нет, на первый взгляд: у РФ доля неудачных орбитальных запусков составила за этот период 6,875%, а у США — 5,5% (у КНР — около 3%, у ЕС — около 2%). Вроде бы, небольшая разница?
Однако, проблема не в этой статистике, а в нарастающем ощущении структурной и системной деградации в российской космонавтике и ракетостроении. При этом все понимают, что никаких реальных шагов по исправлению этого положения не предпринимается (или не может быть предпринято), а «Роскосмос» откровенно занимается утилизацией остатков отечественного «гражданского космоса».
Все это снова ставит вопрос, насколько людям безопасно летать на орбиту при существующих технологиях? Напомним, что США свернули окончательно в 2011 году свою программу пилотируемых полетов на орбиту Space Shuttle. С 1981 года «шаттлы» до момента приостановки их полетов выполнили 135 миссий. Из которых только две были неудачными: это взрыв челнока «Челленджер» 28 января 1986 года и трагедия «шаттла» «Колумбия» 1 февраля 2003 года. Казалось бы, показатель безаварийности программы 98,6%, а вот 14 астронавтов заплатили за это жизнями. Это успех или нет? С другой стороны, у явно «более отсталых» СССР и РФ человеческих жертв вообще не было с 1971 года.
Ракеты-носители семейства «Союз» являются достаточно надежными устройствами двойного назначения (собственно, семейство является продолжателем межконтинентальных баллистических ракет Р-7, которые в СССР создавались при участии германских ракетчиков во главе с Гельмутом Греттрупом). Ракета-носитель «Союз-ФГ» с 2001 года совершила 64 безаварийных запуска. И вот сейчас этот надежный носитель поставлен под сомнение:
«1 октября около 11:40 по московскому времени с «Гагаринского старта» космодрома Байконур был запущен корабль «Союз МС-10». На борту «Союза» находились российский космонавт Алексей Овчинин и американский астронавт Ник Хейг, которые должны были добраться до Международной космической станции. Планировалось, что Овчинин вместе с другим российским космонавтом Сергеем Прокопьевым в середине ноября выйдет в открытый космос, чтобы вскрыть экранно-вакуумную теплоизоляцию и микрометеоритную защиту корабля «Союз МС-09», на котором произошла утечка воздуха в конце августа.
Третье место на «Союз МС-10″ в этом полете занял контейнер с грузом для МКС: во время полета космонавты должны были совершить эксперимент по выращиванию тканей на орбите с помощью 3D-биопринтера. Запуск ракеты прошел успешно, однако, по словам источников в космической отрасли, на 119-й секунде полета произошла нештатная ситуация при отделении боковых блоков первой ступени от центрального блока второй ступени. Вскоре после нештатной ситуации космонавты, находившиеся в ракете, вышли на связь и сообщили, что успели эвакуироваться и аварийно приземлились в Казахстане».
NASA предприняло ряд шагов, чтобы минимизировать свою зависимость от «Роскосмоса» по доставке людей на орбиту (которая возникла с момента окончания программы Space Shuttle в 2011 году). Так, еще в 2016 году американское агентство официально заявило, что не будет после 2019 года продлевать контракт с «Роскосмосом» на доставку астронавтов к МКС. В начале этого года NASA подтвердило это информацию. Полностью с 2019 года отказываться от «Союзов» NASA не собирается, но оставляет этот вариант лишь как вспомогательный (поэтому до ноября 2019 года американское агентство приобрело три места у «Роскосмоса»). А вот в самих США развернулась эпичная конкуренция между альянсом United Launch Alliance (Boeing и Lockheed Martin) и SpaceX Илона Маска, первые итоги которой мы сможем увидеть в 2019 году (на этот год были перенесены пилотируемые запуски).
Встает закономерный вопрос: если с 2019 года американцы начнут самостоятельно летать на МКС, то каковы будут последствия для «Роскосмоса»?
Во-первых, «Роскосмос» потеряет серьезные деньги. Напомним, что сейчас США за доставку одного астронавта на российском «Союзе» на орбиту платят 75 миллионов долларов, а всего в 2016—2018 годах заплатили РФ 935 миллионов долларов. В 2006—2018 годах NASA выплатило «Роскосмосу» почти 3,4 миллиарда долларов. В любом случае Москва теряет серьезные деньги (около 300 миллионов долларов в год), которые давали ей возможность финансировать свои орбитальные полеты в рамках «гражданской космонавтики». Без этих денег она по объективным причинам просто быстрее загнется (в том числе и потому, что она Российской Федерации не нужна). Но это цветочки.
Во-вторых, МКС с 2019 года практически полностью… переходит под контроль США! У РФ сейчас нет финансовых средств, чтобы каждый год тратить только на «собственные» полеты на МКС несколько сотен миллионов долларов. Что касается регулярных расходов на станцию, то львиную их долю всегда несли США (от 3,5 до 4,5 из примерно 6 миллиардов долларов в год). Получается, что с 2019 года МКС утрачивает для РФ вообще любой смысл и превращается в черную дыру, куда утекают деньги, которые с большей пользой для углеводородных менеджеров могли бы быть освоены на земной поверхности. Не удивительно, что еще с 2015 года в РФ стали активно муссироваться новости о возможном создании на базе ряда модулей МКС «национальной космической станции».
Будет ли она создана — большой вопрос (скорее всего, нет). А вот от МКС, которая служила долгое время этакой «территорией мира между Северной Америкой и Северной Евразией», в свете нынешних отношений с США явно следует избавляться. Причем так, чтобы она при этом гарантированно не попала в руки коварным «геополитическим партнерам». Но как это сделать?
Как ни странно, очень просто.
До середины 2019 года (возможно, до осени 2019 или даже до весны 2020 годов) есть временной зазор, в течение которого американские астронавты не могут полететь на орбиту на своих носителях. Ведь они еще банально не готовы и не сертифицированы. А значит, США целиком зависят от российских «Союзов» и доброй воли Москвы.
Первые два хода в этой не очень сложной комбинации «как угробить МКС, чтобы она не досталась США» мы уже увидели: та 2018 года на пристыкованном к МКС российском корабле «Союз МС-09» было обнаружено падение давления, а затем после совместных поисков с американцами найдена крошечная дырка в обшивке. Ее по приказу из РФ заделали герметиком. Далее начался цирк с конями и медведями: посыпались подозрения в адрес коварных американцев, была рассмотрена версия вредительства на земле, наконец, на орбиту должны были быть отправлены российский и американский «следователи», которые должны были обследовать дырку с внешней стороны. Все это дополнялось какафонией евразийских креаклов про «Роскосмос сгнил», «позор» и так далее. Пессимисты скромно отмечали, что все это может свидетельствовать о намерении уничтожить Международную космическую станцию.
— 11 октября 2018 года на МКС отправился экипаж в составе космонавта «Роскосмоса» Алексея Овчинина и астронавта NASA Ника Хейга. Ракета-носитель «Союз-ФГ» потерпела крушение, но избежать жертв помогла система аварийного спасения, вовремя отстрелившая спускаемый аппарат с экипажем. Причиной аварии, вероятно, стало неотделение одного из четырех боковых блоков первой ступени «Союза-ФГ».
Что дальше?
Сейчас на орбите остался экипаж МКС-57 в составе немца Александра Герста, россиянина Сергея Прокопьева и американки Серены Ауньон. Официально считается, что запасов воды, воздуха и продовольствия им должно хватить надолго (на сколько?). Как полагает американский астронавт и бывший командир МКС Крис Хадфилд, им надо максимально долго продержаться, а американские беспилотные грузовики в крайнем случае добросят к ним припасы:
«Мне кажется, что руководство МКС примет решение максимально продлить сроки работы текущего экипажа — русского, немца и американца. Конечно, это не входило в их планы, и справиться с этой задачей будет крайне тяжело, но других вариантов у нас мало», — отмечает Хадфилд, возглавлявший «западную» часть Звездного городка на протяжении пяти лет. Запасов пищи и воздуха на борту станции, как отметил астронавт, хватит практически на неограниченное время, и жизни экипажа сейчас или в будущем ничего не будет угрожать. Вдобавок, челноки Dragon и Cygnus будут доставлять припасы на борт станции, даже если полеты «Прогрессов» будут прекращены из-за аварии при запуске «Союза МС-10».
Минус такого плана заключается в том, что при возникновении внештатной ситуации на МКС людям окажется не на чем с нее улететь: срок сертификации пристыкованного к МКС корабля «Союз МС-09» (с дырочкой в отстреливаемом бытовом отсеке) истекает 4 января 2019 года. То есть, он должен до истечения этого срока вернуться на Землю вместе с нынешним экипажем станции. Запустить новую ракету-носитель «Союз» с кораблем «Союз МС» быстро не получится.
Во-первых, все уже собранные ракеты-носители семейства «Союз», которые производятся в РКЦ «Прогресс» (Самара), должны пройти масштабную проверку. Очевидно, она займет пару-тройку месяцев. Во-вторых, по согласованию с NASA могут потребоваться один или два квалификационных запуска ракет-носителей «Союз» без экипажа. И только после этого на МКС сможет полететь новый экипаж.
То есть, нынешним обитателям орбитальной станции надо либо готовиться к срочному возвращению на Землю, либо ждать помощи в 2019 году. Когда точно — никто не знает. Соответственно, ряд экспертов предположил, что ужасу без конца в земных ЦУПах предпочтут ужасный конец — эвакуацию людей на «проблемном» «Союз МС-09»:
«Российский эксперт области космонавтики опасается, что при негативной сценарии событий авария ракеты «Союз» может привести к консервации станции. Об этом рассказал «Газете.Ru» академик Российской академии космонавтики Александр Железняков.
«Пессимистичный сценарий — если быстро разобраться не удастся. Многое зависит от позиции NASA. Возможно, в NASA потребуют проведения двух квалификационных пусков после установления причин аварии. И только после этого они согласятся сажать своего астронавта на наши корабли. Тогда это дело растянется, и придется возвращать космонавтов на том единственном дырявом корабле „Союз“, а станцию временно консервировать. Поскольку российские корабли „Союз“ продолжают оставаться единственным средством доставки, а американские космонавты полетят не раньше второй половины 2019 года», — сказал Железняков».
Но чтобы этот полет стал реальностью, нужно чтобы на МКС в октябре 2018 — январе 2019 годов случилось нечто, что сделает невозможным или рискованным дальнейшее пребывание на станции людей. Например, в нее попадет крупный метеорит или осколок древнего спутника (кажется, похожий фильм с Сандрой Баллок и Джорджем Клуни был не так давно показан на широком экране). Возможно, засорятся разом все туалеты. Или произойдет еще что-то. И вот когда экипаж покинет станцию, то это ее окончательно добьет, поскольку МКС чисто технически невозможно «выключить»:
«Международная космическая станция не способна работать без людей на борту — любые попытки её «законсервировать» приведут к негативным последствиям, заявил в четверг, отвечая на вопросы посетителей своего блога, бортинженер Алексей Овчинин, который в настоящее время работает на МКС.
«Если станцию оставить в рабочем состоянии, то рано или поздно какие-то системы выйдут из строя, и никто, кроме человека, их поменять не сможет. Это может привести к негативным, нежелательным последствиям», — сказал он.
По словам космонавта, МКС нуждается в постоянной поддержке и замене систем управления.
«Станция — это организм, который состоит из множества систем. Время от времени — как, например, в машине мы меняем масло — по истечении гарантийного срока или по выходу из строя необходимо менять те или иные агрегаты. И экипаж этим занимается», — подчеркнул он».
Противодействовать этому США не в силах, да и все понимают, что МКС доживает в нынешнем виде свои последние годы: предельный срок ее службы истекает в 2024 году. Поэтому если у американцев получится в ближайшие год-два создать относительно дешевые и надежные связки ракет-носителей и пилотируемых кораблей, то в следующем десятилетии NASA придется тратить миллиарды долларов на строительство на орбите «американской национальной станции». Что касается РФ, то в целом гражданская космонавтика ей как корове седло.
P.S. Есть еще вариант, при котором нынешний экипаж МКС превращается в орбитальных «робинзонов крузо», которых спасают где-нибудь в конце 2019 года на американских частных кораблях. Это реалистично, но чересчур слащаво.
Комментарий редакции: В статье обосновано написано, что России придётся столкнутся с непредсказуемыми последствиями в случае закрытия станции МКС. Факт деградации космической отрасли в целом налицо. Казалось бы, в тучные нулевые так или иначе возросло государственное финансирование космической промышленности. Тем не менее, данная мера не пошла в прок. В связи с чем? А причина одна — отсутствие планирования развития ключевых секторов народного хозяйства. Стихийное развитие космоса не принимает к сведению множество факторов, связанных с национальной безопасностью, с техническими особенностями отрасли и т.д. Частный интерес вторгся в сферу, изначально никоим образом не связанную с погоней за «длинным рублём». Но правящие круги целенаправленно умалчивают об этом. Все их выводы сводятся к одному — космические неурядицы можно устранить только ужесточением ответственности за нарушение технологической дисциплины (причем ответственными, как правило, оказываются стрелочники). В нынешних условиях если даже применить санкции в отношении нарушителей, то на смену одним ворам придут другие. Речь должна идти об изменении системы.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.