Прошло уже порядка недели с момента катастрофы ракеты-носителя Союз-ФГ с космическим кораблём Союз МС-10 на борту. И представляется, что этого времени достаточно для того, чтобы уверенно заявить – как и прежде в подобных случаях никаких серьёзных мер не будет принято. Стране предложено смириться с тем, что теперь под вопросом, скомпрометированной оказывается уже и такая святая святых, как пилотируемая космонавтика. Да, Алексей Овчинин и Тайлер Хейг, наш космонавт и американский астронавт, составлявшие экипаж, (место третьего человека на сей раз было занято полезным грузом), выжили даже почти не пострадали, хотя им и пришлось перенести серьёзные перегрузки. Сейчас на телевидении это подаётся как едва ли не успех. Но что это по большому счёту меняет в смысле ответственности тех, из-за кого очередная ракета – теперь уже даже отличающийся особенной надежностью, проверенный Союз, так и не добралась до орбиты? Они свою задачу провалили. И факт этот неизбежно скажется на авторитете отрасли, да и всей страны тоже. В условиях всё нарастающей конкуренции с новыми космическими проектами, вроде того же Space-X Илона Маска, это не только вопрос престижа, но и вполне конкретных заказов, доли на рынке. И что? Какие выводы сделаны? Вместо вдумчивого анализа и давно назревших перемен мы вновь слышим какие-то вроде бы смешные, а вроде и страшные в своей безответственной глупости бредни о саботаже пуска силами неких неясных злодеев — вероятно тех же, что сверлили дыры чуть не прямо в космосе в корпусе Союза МС-9, ныне пристыкованного к МКС…
Многие годы космос был заслуженной гордостью нашего Отчества. Великая отрасль, будущее человечества. Некогда одно это слово могло вызвать у гражданина СССР прилив горячей и заслуженной гордости. Мы были первыми. И в 1957 со Спутником, и в 1961 с Гагариным. Мы были лучшими – даже сейчас по общему числу ракетных пусков с 1957 года наша страна превосходит США более чем в 2 раза – на 2017 цифры были таковы: 3065 успешных запуска против американских 1513. Причём в 70-е и 80-е “Застойные” годы разрыв в пользу СССР был колоссальным: 909 пусков в 1970-х у нас против 273 в Штатах, а в 1980-е – и вовсе 954 против 161. Мы были не только первыми, но и лучшими. Мы раздвигали границы возможного для человечества, в прямом и переносном смысле добирались до высот и дистанций, которые были недостижимы ни для кого больше. Даже в песнях, даже в шутках мы твёрдо знали – зато мы делаем ракеты! Космос был мечтой поколений! Государство, народ, Советская власть смогли создать такие условия, такую технику, таких людей, которые, невзирая на трудности, подчас невероятные, смогли организованно, продуманно, с горячим желанием ринуться на осуществление этого проекта прорыва во вселенную.
А что же сейчас? Нынешний Роскосмос стал гораздо чаще всплывать в информационном омуте не в связи с космическими открытиями, а в связи с космическими скандалами. Многим всё ещё памятна история 2012 года с дракой тогдашнего руководителя ведомства Владимира Поповкина с заместителем генерального директора ФГУП «Звездный» Александром Парамоновым, где в дело пошла порожняя бутылка из под спиртного. Иные вспомнят о судьбе Фобос-Грунта. Другие – о том, как сильно в целом увеличилось число неудачных пусков. В первые годы после исчезновения Союза – в 1992 – 1995 процент неудач был равен всего 2, в следующие годы с 1995 по 1999, когда на космос во всю силу подействовало лихолетье 90-х, число неудач было рекордным – 8,5%. Далее они начали постепенно снижаться до 4,3% в конце 00-х, чтобы в новом десятилетии превзойти все мыслимые величины, обставив даже вторую половину Нового Смутного времени 1990-х. А полный крах в разработке нового пилотируемого орбитального аппарата? Проект Федерация (ранее именовавшийся ППТС) был принят в 2009 году – тогда первые беспилотные испытательные запуски планировались на 2015 год. Позднее они были перенесены на 2017, потом на 2018, на 2021, сейчас в качестве заветной даты значится 2022. Какой год будет следующим? Делайте ставки, граждане! Комедия… Ей богу, смешно бы было – кабы не было так тоскливо.
Важнейшим оправданием для затяжки сроков изначально была неготовность новой ракеты-носителя. Путь по которому должна была пойти отечественная космонавтика, выбирался весьма долго. Но вот выбор сделан – уникальная система Ангара – не одна ракета, а целая серия разной мощи ракет, собираемая по модульному принципу из сходных комплектующих. Дешевизна! Массовость! Ну да, разумеется… В реальности проект уже успел стать одним из самых дорогих в истории современной отечественной космонавтики. Даже Счётная палата вынуждена была в итоге заняться этой проблемой и заявила, что налицо чудовищный перерасход средств и многократное повышение цены отдельно взятой ракеты по сравнению с первоначально заявленной. Было это в 2013 году…
Дата первого пуска откладывалась и переносилась на другой год более 5 раз! Изначально предполагалось 4 серии ракет класса Ангара: от лёгкой Ангары А-1 через серии А-3 (средняя) и А-5 (тяжёлая) к сверхтяжёлой А-7. В реальности были осуществлены пробные пуски только двух ракет Ангары А-1.1 (в действительности не готовой серийной ракеты, а специального экспериментального изделия) 9 июля 2014 и А-5 – 23 декабря 2014. А-3 и А-7 до сих пор не запускались даже в пробных/экспериментальных версиях и существуют только в чертежах. В 2015 году планировался пуск А-5 с коммерческим спутником на борту, который был позднее перенесён на 2016 в связи с неготовностью ракеты, потом – на 2017, но в ноябре 2016 стало известно, что весь следующий год пусков тоже не будет. Был объявлен 2018 год – и вот – снова провал! Говорят, что обещанного 3 года ждут – ну так наши господа, отвечающие за космонавтику, во главе персонально с Рогозиным, который не стеснялся неоднократно расточать оптимистические заявления, перекрыли даже народную поговорку. В 2019, который сулят теперь, если считать от 2015, пойдёт уже 4-й год. Да только, право, будет ли на самом деле пуск? Уже не верится. Особенно если принять во внимание как лихорадило головное предприятия, ответственное за Ангару – ГКНПЦ имени Хруничева. Только в этом году завод удалось отстоять от ликвидаторов, да и то нельзя сказать, что обстановка там полностью нормализована. А ещё совсем недавно на полном серьёзе обсуждался вариант с частичным переводом мощностей в регионы, на совершенно неподготовленные площадки – Омск и… село Усть-Катав Челябинской области и закрытию ГКНПЦ им. Хруничева в Москве. Формально Усть-Катав — город, но с населением всего 22 000 человек. Не лишним будет добавить, что распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов» Усть-Катавский городской округ включён в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) с наиболее сложным социально-экономическим положением». Земля завода уже с 2015 активно сдаётся в коммерческую аренду (около 100 гектар из 144). В свете этого о том, полетит или нет Ангара А-5 в 2019 остаётся только гадать. Что до введения ракеты в регулярную и постоянную эксплуатацию, то об этом нет ещё и речи. Про дату запуска А-5 с человеком на борту говорится в формулировке «после 2025 года».
В свою очередь изготовители Ангары, неспособные справиться с задачей в виду собственных проблем, оправдывались неготовностью космодрома Восточный – стартовые комплексы Байконура де устарели. Восточный… Самый большой проект нашей космонавтики – и самый большой провал. Уже сейчас этот вроде бы как достроенный, но постоянно требующих различных доработок и так и не введённый в полноценную эксплуатацию космодром – на сегодняшний день с него было произведено только три (!) пуска, из которых один – неудачный, является самым дорогим подобным объектом в мире. Стройка началась в 2011-м. «С самого начала работы велись хаотично, бессистемно, — говорил в конце 2014 года тогдашний глава Роскосмоса Олег Остапенко. «Проектно-сметная документация запоздала на два года», — подтверждает его слова первый замглавы Спецстроя Александр Загорулько. Когда сметы все-таки пришли, оказалось, что прописанные расценки в два раза ниже тех, что уже понес Спецстрой. В результате и денег потрачено больше, чем выдали, и отчитаться по выполненным работам не получается, объяснил положение Загорулько. 100 миллиардов рублей — столько государство выделило на космодром с 2011 по 2014 год. Еще 40 миллиардов было перечислено Спецстрою с начала 2015-го. В мае 2015 агентство попросило еще 20 млрд рублей – они тоже были выделены. И при всём этом в 2015 и 2016 году полыхал чудовищный, позорнейший скандал, когда работникам Спецстроя, работающим на объекте колоссальной важности, одной из самых крупных и ответственных строек страны, месяцами не выплачивали зарплату! Были забастовки, был суетящийся Рогозин, были обещания всё погасить и со всеми рассчитаться – каждый раз оборачивавшиеся пшиком. И была потрясающая история многомиллионных хищений, история с разъезжающим по Минску на Мерседесе со стразами из кристаллов Сваровски директором фирмы-подрядчика. Арестовали – спасибо братской Беларуси. И как это мелко, как низко – лишать миллионы мечты, зримого символа силы Человека, всему роду людскому, если угодно, подрезать крылья ради блестящих камней! Варварская дикость, убогость разума…
В середине 2016 года следствие установило, что сумма хищений при строительстве космодрома «Восточный» составила свыше 5 миллиардов рублей. Впрочем, это ещё вполне возможно не окончательные данные – уже тогда было открыто несколько уголовных производств. В феврале 2017 года за невыплату зарплаты работникам в Бузулукском райсуде начали судить руководителя компании «Спецстрой». В прошлом же году произошла и ещё более интересная и вопиющая история: за мошенничество был арестован топ менеджер Роскосмоса Владимир Евдокимов, который, однако, за свои преступления перед законом уже не ответит. Какие-то иные силы приговорили его к высшей мере и успешно привели приговор в исполнение: утром 18 марта 2017 в одной из камер СИЗО №5, в туалете, был найден окровавленный труп Владимира Евдокимова. На теле насчитали три ножевых ранения, смертельным из которых оказался удар в шею — была перерезана сонная артерия, топ-менеджер «Роскосмоса» истек кровью. Примечательно, что вместе с Евдокимовым в камере находились более 10 человек. При этом информация о том, были ли они свидетелями убийства, разнится. Первоначально сообщалось со ссылкой на заключенных, что они ничего не слышали. Однако в эту версию верится с трудом: туалетная комната отгорожена от остального помещения фактически лишь тонкой перегородкой. Т. е. почти наверняка об убийстве знали – но никто надзирателям о нём не сообщил. Из корыстных побуждений? Из страха? Или не было смысла сообщать тем, кто и так лучше всех всё знал? Председатель Общественной наблюдательной комиссии Москвы Вадим Горшенин и член комиссии Иван Мельников рассказали, что Евдокимов чуть более чем за месяц до убийства был переведен из спецблока СИЗО №5 («Водник») в обычную камеру. Главное отличие новой камеры от прежней – в ней нет видеонаблюдения…
Было начато расследование, где основной версией следствия почти сразу сделалось… самоубийство из-за вымогательств и давления сокамерника! Только в январе этого года ФСИН официально признала вину своих сотрудников в случившемся. По словам начальника ФСИН Москвы Сергея Мороза, после проверки одного из сотрудников привлекли к уголовной ответственности, а второго уволили. Начальник управления ФСИН добавил, что «вина сотрудников однозначно имеется», а окончательную оценку им даст следствие и суд. Наконец, в июне, после длившейся не один месяц судебно-медицинской экспертизы, было внезапно объявлено, что «повреждения (на теле) не могли быть причинены посторонней рукой» и, на основании данных экспертизы, уголовное дело против Евдокимова закрыто по не реабилитирующим причинам, в связи со смертью обвиняемого. Вот так — концы каких-то афер уже успешно спрятаны в воду. Махинаций, масштаб у которых, по всей видимости, действительно был космическим, если в итоге подельники Евдокимова решились убирать его столь рискованным способом. В «Роскосмосе», стоит добавить, Евдокимов отвечал за контроль качества и надежности…
Ещё раз нужно подчеркнуть – за происходящим следят и делают выводы не только в России. В прошлом, 2017, году Роскосмос обеспечил только девять процентов от всех коммерческих запусков в мире. Остальные старты заказывали или военные, или другие госструктуры. Вот кристально ясное следствие ухудшения положения в отрасли в той форме, которая, казалось бы, будет понятна даже «эффективным менеджерам» – меньше коммерческих пусков – меньше прибыли. И ведь нельзя сказать, что сделан некий осознанный выбор в пользу чистой науки, а не презренного металла. Исследование Солнечной системы Роскосмос прекратил еще в 2012 году, в то время как только в 2018 году были запущены новый марсоход InSight, зонд Parker для исследования Солнца, межпланетная станция Cassini успешно завершила многолетнюю программу, погрузившись в атмосферу Сатурна, была запущена космическая обсерватория TESS для поиска экзопланет, американская межпланетная станция OSIRIS-Rex достигла астероида Бену, и многое другое. Мы не только не движемся вперёд в отрасли, которая, находясь на острие технического прогресса, требует не просто идти в ногу со временем, но обгонять его (так Илон Маск создал SpaceХ в 2002 – и тогда о его космических амбициях толком никто не знал, а те, кто знал – едва не открыто смеялись, в 2008 его «Falcon 1» доставила первый груз на орбиту, а сейчас он успешно демпингует – по словам того же Рогозина – на рынке космических перевозок). Мы деградируем, товарищи! Некогда передовая – в стране и мире отрасль, отрасль-символ, отрасль-гордость, отрасль-мечта стремительно, со скоростью ракеты скатывается в какой-то непрестанный позор. Нельзя, безусловно, говорить о том, что упавшая ракета Союз-ФГ – это аналог того Союза, на котором стартовал Гагарин. Тем не менее, технологические решения, производственные операции по этому носителю отрабатывались даже не годами, а десятилетиями. Существенно уступая наиболее современным ракетам по целому ряду других показателей, Союзы всегда выигрывали за счёт высочайшей надёжности. Если теперь и здесь тонко, и здесь рвётся, то что тогда осталось? Бездари и жулики проели наследие Советской космонавтики – и теперь приближаются к той черте, после которой можно будет уже только хоронить остатки.
Все, кто с замиранием сердца смотрит в ночное небо, все, кто помнит и любит незабвенную улыбку Гагарина – неужто мы позволим всему этому так и оставаться!? Криминальный капитализм отнимает у нас одно из самых великих и светлых творений наших рук, оставляет за бортом одной из самых динамичных и значимых областей научно-технического прогресса. Космическая мечта поколений гибнет, её ужимают и кромсают по бедности – а на самом деле из-за вопиющей неэффективности нынешней системы. Системы, которой не нужны дали и выси. Системы, которой нет дела до космоса. В своё время люди, чьим символом была красная звезда, почти дотянулись до иных светил и вписали свои имена золотыми буквами в историю цивилизации. Чем запомнимся мы?
Пресс-служба МГК КПРФ Мизеров Иван
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.