По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Возглавлявшая с 2016 года минобрнауки Ольга Васильева предстала на «правительственном часе» в Госдуме 7 ноября в новом качестве — министра просвещения. В соответствии с президентским указом от 15 мая министерство образования и науки разделено на два ведомства: министерство просвещения и министерство науки и высшего образования.
ДОКУМЕНТ ЭТОТ появился буквально через неделю после знаменитого «майского указа», поставившего, как известно, амбициозные цели развития страны на шестилетний период. Стало быть, реорганизация минобрнауки должна способствовать достижению целей, определённых для сферы образования. Их две. Первая — обеспечение глобальной конкурентоспособности и вхождение российского общего образования в десятку лучших мировых систем. И вторая — воспитание на основе духовно-нравственных ценностей и национально-культурных традиций народов России гармонично развитой и социально ответственной личности. На первой и сосредоточились парламентарии, обсудив с министром меры по повышению качества образования и вопросы профориентационной поддержки учащихся.
Проблема действительно насущная. Если российские школьники в начальных классах, согласно международным исследованиям TIMSS, занимают лидирующее место в мире и по уровню читательской грамотности, и по предметам естественно-научного цикла, и по математическим знаниям, то уже к концу 9-го класса, как свидетельствуют другие международные исследования — PIRLS, они оказываются аж на 36-й позиции. От того факта, что в 1986 году советские школьники были первыми по функциональному чтению, то есть способности воспринимать и излагать прочитанное, осталась лишь ностальгия.
Одна из бед нынешнего российского просвещения, считает Олег Смолин, — его чрезмерная бюрократизация. Здесь мы впереди планеты всей. По данным думского Комитета по образованию прошлого созыва, каждое учебное заведение заполняет 300 отчётов по 12 тысячам показателей ежегодно, что во многом сказывается и на эффективности использования даже тех скудных средств, которые выделяются на образование. По большей части в этом виновато не профильное министерство, отметил депутат, а всевозможные надзорные органы. Решение проблемы Ольга Васильева видит в цифровизации системы отчётности. Правда, до этого ещё далеко.
Светлана Савицкая попросила министра высказаться по вопросу возможного закрытия физико-математических школ. Такую идею недавно изрёк на одном из международных форумов глава Сбербанка России Герман Греф. Общественность расценила это как заявление человека, абсолютно некомпетентного в образовании и науке, заметила депутат, но Греф является активным членом либерально-экономической команды, которая доминирует в правительстве, так что подобные высказывания не могут не беспокоить. Ликвидация физико-математических школ скажется губительным образом на будущем науки и техники в России, предостерегла Светлана Савицкая. Министр просвещения заверила, что ни одна школа не будет закрыта.
Дмитрий Новиков, подчеркнув значение литературы в формировании личности ребёнка, выразил тревогу по поводу перекраивания школьной программы. Сокращено изучение творчества Крылова, Лермонтова, Гоголя, почти полностью из школьного курса изгнаны Радищев и Чернышевский, выхолощен, лишён социального содержания подбор произведений Горького и Маяковского, исчезли из программы «Как закалялась сталь» Островского, «Молодая гвардия» Фадеева, есть желающие избавиться и от Шолохова. Ольга Васильева назвала совершенно справедливым возмущение депутата-коммуниста изменением содержания программы и заверила, что по новым ФГОСам, которые сейчас обсуждаются, в списке произведений по русской и советской литературе представлен весь «золотой стандарт». Проверить это не удалось, потому что сайт минпросвещения, к которому посоветовала обратиться министр, оказался в стадии доработки.
Другую проблему, поднятую Дмитрием Новиковым, — сохранение и развитие сельских школ, Ольга Васильева прокомментировала цифрой. В рамках национального проекта планируется открыть 24600 новых сельских школ.
Новые школы — это, конечно, хорошо. Но и старыми не стоит разбрасываться. Тем более такими, как школа «Горки» в посёлке Горки Ленинские Ленинского района Московской области. Созданная в 1921 году при участии В.И. Ленина и Н.К. Крупской школа буквально неделю назад, 31 октября, была закрыта. На встрече фракции КПРФ с министром просвещения Ольгой Васильевой накануне проведения «правительственного часа» Геннадий Зюганов жёстко поставил этот вопрос перед министром, заявив: «Школа, по мнению родителей, находится в нормальном состоянии… Мы считаем, что это откровенно рейдерский захват, направленный на то, чтобы там другое было… Там большое угодье земли — 16 гектаров. У нас в Ленинском районе было 15 коллективных хозяйств, уцелело одно. Земли остальных хозяйств разрезали по кускам, распродали, растащили и угробили. Мы не позволим эту школу рейдерски захватить».
Ольга Васильева попыталась опровергнуть информацию о том, что кто-то собирается школьные земли продавать. Она объяснила причину закрытия тем, что с 1966 года там ни разу не проводился капитальный ремонт. Сегодня, по её словам, школа находится в аварийном состоянии, педагогическим составом никто не занимался с 1991 года и, как следствие, образовательный уровень нижайший.
Если даже в этом и есть доля правды, то почему школу закрыли в разгар учебного года? И почему родители обучавшихся здесь ребят сегодня бьют во все колокола, чтобы спасти это уникальное учебное заведение? Не враги же они своим детям. По мнению Владимира Кашина, конфликт можно было бы погасить, если бы чиновники сказали, в течение какого срока будет проведён капремонт и когда школьники смогут снова сесть здесь за парты. Однако министр оставила это примирительное предложение без ответа, равно как и просьбу Геннадия Зюганова отменить приказ заместителя министра просвещения Т.Ю. Синюгиной о приостановке деятельности школы. А потому опасения жителей посёлка Горки Ленинские, что истинная причина закрытия школы заключается в алчном желании дельцов завладеть 16 гектарами здешней заповедной земли, кадастровая стоимость которой составляет 812 миллионов рублей, кажутся более обоснованными и убедительными, чем заверения министра.
Выступление представителя фракции КПРФ Веры Ганзя на «правительственном часе» затронуло широкий спектр проблем образования, центральной из которых является колоссальное недофинансирование — менее одного процента ВВП, при том что бюджет будущего года планируется с профицитом. Но это, скорее, компетенция финансового блока правительства, нежели министерства просвещения. А вот что напрямую касается полномочий минпроса, так это вопросы, связанные с ЕГЭ, который донельзя формализовал процесс обучения. Вера Ганзя рассказала об истории одного новосибирского школьника, который продолжительное время судится с региональным министерством образования, оспаривая оценку, полученную им за ЕГЭ по обществознанию. Причиной занижения баллов любознательному юноше стало использование им аргументов не из учебника. «Разве можно вырастить гения с таким подходом? — возмущённо заметила депутат. — Из школы ушли творчество, свободный полёт мысли, а пришёл стандарт». От ЕГЭ надо отказываться и отменять его поэтапно, убеждены коммунисты.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.