Незыблемый со времён Древнего Рима правовой постулат Dura lex, sed lex («Закон суров, но это закон») настойчиво оспаривает нынешняя российская власть. 8 ноября Госдума в очередной раз поддержала предложение правительства приостановить действие части второй статьи 43 закона о пенсионном обеспечении военнослужащих. Таким образом, пятый год подряд власть отказывается исполнять законодательную норму о ежегодном двухпроцентном повышении денежного довольствия военнослужащих, от которого зависит размер их пенсии.
ЦИНИЧНАЯ ИСТОРИЯ о манипуляциях с военными пенсиями ведёт своё начало с 2012 года, когда в результате реформирования финансового снабжения военнослужащих был введён понижающий коэффициент 0,54 на размер денежного довольствия, учитываемого при исчислении пенсий служивых. До этого при расчёте пенсии учитывался весь размер денежного довольствия. Таким образом, пособие, полагающееся военному при выходе на заслуженный отдых, уменьшилось почти наполовину.
Однако уже упомянутой статьёй закона о пенсионном обеспечении военнослужащих устанавливалось, что с 1 января 2013 года часть денежного довольствия, учитываемая при расчёте пенсии, будет ежегодно повышаться на 2 процента, а с учётом инфляции, возможно, и больше, пока не достигнет 100-процентной отметки. По правде говоря, норма довольно аморфная. Введённая в законодательство вдогонку указу президента, обязывающему правительство обеспечить ежегодное увеличение пенсий военным пенсионерам на 2 процента выше уровня инфляции, она отнюдь не гарантировала его исполнение. Но и с 2015 года правительство отказалось её выполнять, заявив: «Довольно! Кризис, мол, и всё такое!»
С тех пор минфин регулярно приносит в Госдуму на утверждение законопроект, ограничивающий индексацию пенсий военных пенсионеров. По некоторым расчётам, коэффициент денежного довольствия в соответствии с указом президента должен быть на сегодняшний день 0,75, однако с 1 января 2019 года он составит только 0,72.
«Эта правительственная инициатива дополнила собой «братскую могилу» всех тех законов, что похоронены под обломками монетизации льгот», — прокомментировал минфиновскую многоходовку по девальвации пенсий военных пенсионеров Николай Коломейцев. Если в условиях дефицита бюджета это было ещё хоть как-то объяснимо, то сейчас, когда принимается профицитный бюджет с двумя триллионами «лишних» рублей, подобные инициативы вообще кощунственны. Соблюдение закона, который затрагивает два с половиной миллиона человек, обошлось бы казне в 11 миллиардов рублей. Такая же сумма была выплачена в качестве премиальных 36 особо ценным сотрудникам из руководства «Роснефти», «Газпрома» и Сбербанка. Вот и весь сказ про то, ради кого правительство обирает население.
В тот же день, когда «единороссы» одобрили очередную заморозку поэтапного повышения размера денежного довольствия военнослужащих для исчисления их пенсий, члены фракции КПРФ Г. Зюганов, И. Мельников, В. Кашин, Н. Коломейцев, В. Шурчанов и П. Дорохин пошли на таран, внеся в Госдуму закон-антипод. В нём, в частности, говорится: «С 1 января 2019 года денежное довольствие учитывается при исчислении пенсии в размере 77 процентов, с 2020 года его размер увеличивается ежегодно на 5 процентов до достижения 100 процентов его размера. С учётом уровня инфляции (потребительских цен) федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период указанное ежегодное увеличение может быть установлено на очередной финансовый год в размере, превышающем 2 процента, начиная с 1 января 2019 года — в размере, превышающем 5 процентов».
Конечно, будь правительство и Госдума народными, в принятии такого законопроекта можно было бы не сомневаться. А пока, чтобы хоть как-то приземлить власти предержащие, член фракции КПРФ Михаил Щапов, выступая в часе заявлений по актуальным вопросам, предложил ввести принцип ротации для сотрудников федеральных министерств и ведомств, претендующих на руководящие должности.
«Думаю, будет правильно, если чиновники каждые 3—4 года будут переводиться на работу в регионы и возвращаться обратно, в зависимости от полученных результатов. Практика ротации хорошо показывает себя в силовых ведомствах, позволяет не терять связь с реальностью, понимать ситуацию в субъектах, более внимательно относиться к проблемам граждан», — заметил депутат. Он привёл массу примеров, доказывающих, что при принятии решений на федеральном уровне зачастую абсолютно не учитываются особенности регионов, различия в уровне жизни.
Так, например, новые правила обращения с отходами, ориентированные на города-миллионники и внедряемые сегодня в России повсеместно, совершенно не применимы к региону с большой территорией. Взять хотя бы Иркутскую область. Есть в ней посёлок Ербогачён — административный центр муниципального района площадью со среднюю европейскую страну и с населением меньше 5 тысяч человек, поведал Михаил Щапов. И вот в соответствии с правилами, установленными в Москве, мусор из него придётся возить в город Братск, расположенный примерно в 500 километрах по прямой. При этом единственный круглогодичный способ добраться до Ербогачёна — на самолёте. В малонаселённых регионах, а таких в России больше половины, при новой схеме значительно возрастёт транспортная составляющая в тарифе на вывоз мусора, считает депутат.
Затронул парламентарий и проблему учительских затрат в региональном разрезе. По его словам, есть огромная разница между зарплатами учителей малокомплектных школ и школ с полным составом учеников. Если при средней зарплате по региону в 35 тысяч рублей учителя в полностью укомплектованных школах могут получать 30—50 тысяч рублей, то в малокомплектных — 15—18 тысяч.
Похожая ситуация и в здравоохранении, подчеркнул Михаил Щапов. Зарплату врачам в райцентрах удалось повысить только за счёт двукратной нагрузки. А зарплаты фельдшеров в небольших посёлках остаются на нижайшем уровне, поэтому найти желающих работать в сельских ФАПах почти невозможно.
Аналогичная проблема и с обслуживающим персоналом сельских домов культуры. Где там московским чиновникам знать, что ещё есть такие рабочие специальности в сельских очагах культуры, как кочегар или истопник. А потому, когда разрабатываются всевозможные программы развития, об их зарплатах голову никто и не забивает.
Не учитывались сначала региональные различия даже при подготовке такого всеохватывающего документа, как закон о повышении пенсионного возраста. Чиновники правительства и их думские единомышленники — депутаты-«единороссы» — заявляли, что средняя ожидаемая продолжительность жизни в России достаточна, чтобы поднять возраст выхода на пенсию. И пока оппозиция не поставила вопрос о том, что этот возраст значительно различается в зависимости от условий проживания, пола, региона, авторы «реформы» делали вид, что законопроект прекрасно учитывает интересы всех граждан.
Сейчас в качестве эксперимента готовится налог на самозанятых, перешёл к следующему примеру Михаил Щапов. В регионах-донорах, где он будет вводиться, может быть, самозанятые и в состоянии заплатить 4 процента от своего заработка. Но в подавляющем большинстве регионов ситуация совершенно иная. Там типичный самозанятый — это женщина в декрете. И для неё 400—500 рублей налога с дохода, например, от продажи пирожков — это серьёзная сумма. Чтобы это понимать, нужно просто знать, как живёт большая часть россиян, заявил депутат.
Предложив ввести принцип ротации для сотрудников федеральных министерств и ведомств, Михаил Щапов между тем заметил, что есть более глубокая ментальная проблема. Многие федеральные чиновники в принципе не очень понимают, зачем нужны люди, живущие в маленьких посёлках на севере и востоке России. Им кажется, что эти граждане не приносят никакой прибыли экономике, содержание инфраструктуры там очень дорого, социалка обходится в огромные суммы, а вот полезная функция от проживания наших граждан в многочисленных уголках нашей страны чиновникам в Москве как-то непонятна.
— Однако и при империи, и при СССР мы всегда сохраняли территорию нашей страны вот такими маленькими посёлками, расселяясь по ней, занимая опорные точки, удерживая их даже под угрозой внешнего вторжения, — подчеркнул Михаил Щапов, — потому что если в них не живут российские граждане, то в условиях ползучей миграции и тесных экономических связей там очень скоро будут жить граждане других стран и будут выкачивать наши ресурсы, пользуясь нашей неспособностью их защитить. Вот это хорошо было бы понять федеральным чиновникам, осознать, что люди, живущие в дальних городах и посёлках, совершают свой маленький подвиг ради страны и специфика их жизни должна учитываться. Условия для них должны быть как минимум не хуже, чем для столичных жителей, а как максимум — лучше, чтобы компенсировать тяжёлые условия жизни.
Татьяна ОФИЦЕРОВА.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.