Что сейчас самое главное для среднестатистического жителя нашей страны? О чём он беспокоится? Что обсуждает с жаром и волнение? Где, по поводу чего готов поднять себя с дивана и двинуться на борьбу?
Экономика? Что вы! Произвол и неэффективность управленческого аппарата? Куда там! Имена, которые будут присваиваться аэропортам (старым, уже существующим, стоит добавить) – вот тема, которая волнует более всего россиян! По крайней мере такое ощущение может сложиться, если взглянуть на репортажи официальных СМИ, либо почитать весьма оживившиеся по этому поводу социальные сети, где развернулись нешуточные политические баталии. Ведь, конечно же – ну правда, кто бы мог подумать — вроде бы как призванный послужить объединению общества, его консолидации вокруг фамилий и биографий наиболее достойных сынов Отечества за его историю, конкурс породил нешуточные скандалы. Совершенно возмутительный эпизод произошёл в Калининграде, где неизвестные облили краской памятник Иммануилу Канту, именем которого планируется назвать местный аэроузел, а также разбросали листовки, где с позиций… как бы это помягче… ультраконсервативного национализма объявили философа предателем России. Дословно там было сказано, например, следующее: «Откреститесь православным крестом от этого вражьего имени, от немца, народ которого принес нам так много бед».
Лишь немногим уступает по уровню мракобесной бредовости главная информационная битва, связанная с проектом, а именно борьба за будущее название аэропорта Мурманска, который совокупными усилиями едва ли не всей околомонархической общественности страны (даже, в самом деле, как показала практика совсем не Няш-Мяш, бывший крымский прокурор, а ныне думский депутат Поклонская подключилась) должен получить, согласно нынешним итогам конкурса, имя Николая II. Дошли уже до концепции названия аэропорта как покаяния за расстрел царской фамилии и «грехопадение революции». Доводилось слышать и мнения о том, что Мурманску, таким образом, будет обеспечено особое покровительство свыше и немало других, не менее выдающихся аргументов.
Обратимся к истории. Говорят, что город был основан Николаем, а потому обязан его помнить и почитать. Но позвольте, планы устройства портового города за полярным кругом появились в 1870-х годах – и отвергнуты тогда же ввиду своей экономической нецелесообразности и сложности в реалиях того времени. Группа изыскателей пришла на реку Мурман вновь в 1912 году, но, скорее всего, их работа тоже окончилась бы ничем, как и за сорок лет до того, если бы не Первая Мировая война. А если быть ещё более точным, то вступление в неё Османской империи на стороне Центральных держав, что послужило причиной, сделавшей невозможным перевозку морем стратегического сырья, вооружения и боеприпасов через Средиземное и Чёрное море – Босфор оказался перекрыт врагом. Балтика и вовсе была практически внутренним озером для Кайзерлихмарине, наш Балтийский флот был готов только к ведению обороны на минно-артиллерийских позициях в Рижском и Финском заливах. Вот и понадобился новый канал для ввоза. Ввиду критической важности помощи союзников для продолжения империей борьбы, особенно в условиях снарядного голода 1915 года, (а вообще суммарно за войну союзники поставили материалов в объёме 39% от собственного военно-промышленного производства России – для сравнения доля Ленд-лиза в Великую Отечественную – 4%), и было принято решение о экстренном оборудовании морского порта, что и было сделано в том же 1915. Более полугода он проработал не имея статуса города, а припортовый посёлок именовался Семёновским. И только 21 сентября 1916 по старому стилю поселению был присвоен статус города – и с ним же высочайше утверждено название Романов-на-Мурмане. Иными словами, основание Мурманска не было инициативой Николая II, император вообще имел к описанному выше процессу достаточно косвенное отношение. Истинная причина рождения Мурманска – настоятельная военная необходимость, в основе возникновения которой – решения султана Османской империи Мехмеда V и лидера реально правивших страной младотурок Энвера-паши. Так что предлагаю назвать аэропорт именем кого-нибудь из них. К слову, городом в 1916 Романов-на-Мурмане явно был назначен на вырост, для солидности. Население его на 1917 год (боевые действия туда не добрались, Гражданская война также ещё не могла повлиять на цифру) составляло всего 1300 человек. Вне всякого сомнения настоящим городом Мурманск стал при советской власти, в 1930-е годы. С 9000 человек в 1926, его население скакнуло до 29 194 в 1931, 55 000 в 1933 и 117 069 в 1939. В первую очередь рост был связан с интенсификацией работы Севморпути, освоением Аркитики, так что имя работавшего начальником Главсевморпути в 1939-1946 (т.е., в том числе и всю войну) Папанина представляется куда как более тесно связанным с Мурманском, нежели Николая II. В отличие от последнего он, по крайней мере, там бывал.
К слову сказать, формальное требование конкурса «Великие имена России» – прочная личная связь исторического лица с городом, где расположен аэропорт (на основании этого критерия, в том числе отклонили кандидатуру Сталина в качестве имени для аэропорта Волгограда). По такой логике скорее уже в честь гражданина Николая Романова стоило бы называть также участвующий в голосовании аэродром в Екатеринбурге – всё же там он прожил хотя бы около полугода. Ну или, в Петербурге, но там Коленьке пришлось бы посоревноваться с куда как более великим предком Петром.
Вообще монархический тренд в проекте не заметить сложно: в шорт листах и Пётр I, и Екатерина II, и Елизавета Петровна. Также, помимо Романовых, присутствуют и Рюриковичи – Александр Невский. Во Пскове вспомнили княгиню Ольгу. Хотя, конечно, старой династии явно уделено меньше внимания, по сравнению с новой. А жаль – аэропорт имени Ивана Грозного – скажем Казанский, ведь брал же, это каждый в России знает, и Астрахань тоже брал. Вот это было бы эффектно! Вообще в списки не попали многие знаменитый и заслуженные монархи – скажем отменивший крепостное право и проведший целый ряд других крупных реформ Александр II. Впрочем, аэропорт имени человека, погибшего в результате теракта – не самая лучшая мысль по нынешним неспокойным временам, понять можно. А как на счёт аэродрома «Николай I» в Крыму? Также стоит подумать над именем собственным для аэропорта Таганрога, видимо оказавшегося слишком маленьким для попадания в конкурс, но всё же всё же… Таганрогский аэропорт «Александр I» – связь с городом смертельно тесная, да ещё и отражена в классической поэзии. Как там у Пушкина? «Всю жизнь свою провел в дороге, простыл и умер в Таганроге «. Иронизировать я, безусловно, мог бы ещё долго. Однако, пора бы сказать кое-что и всерьёз.
Прежде всего, при разнообразии царей, вы не отыщите в списке «Великих имён» советских государственных деятелей. Ни одного. Не только Ленина со Сталиным – никого вообще. Официальное объяснение – неоднозначность. Дескать, ещё неизвестно, в правильном ли направлении они вели Россию, да и обидеть можно кого ненароком… Но, в таком случае, дисквалифицируйте, будьте любезны, того же Петра – уверяю вас, хотя сам подобной точки зрения и не разделяю, что существует сейчас и имелось прежде множество людей, глубоко убеждённых в том, что напрасно Пётр Алексеевич прорубал окно в Европу и отсекал бороды, что вред только один от его начинаний, потеря национальной самобытности, жертвы неоправданные во время того же строительства новой столицы – и прочее подобное. Туда же – генерала Ермолова. Тоже в контексте современной многонациональной РФ очень неоднозначный персонаж: в 2013 году президент Чеченской Республики Рамзан Ахматович Кадыров торжественно открыл памятник в селении Дади Юрт, некогда взятому по распоряжению командующего императорскими войсками на Кавказе. «Этот населенный пункт был полностью сожжен по приказу Ермолова, — написал в своем фотоблоге глава Чечни. — Все жители, включая женщин, стариков, детей, погибли. Девушки Дадин Айбика, Амаран Зазу и их подруги вдохновляли песнями защитников села, а оказавшись в плену, со связанными руками бросились в бурные воды Терека. Они предпочли смерть бесчестию»…
Совершенно очевидно, что дело тут вовсе не в спорности той или иной исторической фигуры – уж на что правление того же Николая II их вызывает, а в определённой политической задаче, а именно – вытеснить из массового сознания советский героический пантеон, подменить его образами, безопасными для нынешней системы, удобными для неё. Вот только результаты… скажем так, не особенно выдающиеся. Почти повсеместно в тех случаях, когда в числе вариантов имеются выдающиеся деятели советского периода: организаторы-производственники, учёные, национальные писатели-просветители, именно они одерживают верх. В Минеральных Водах, стоит отметить, совершенно разгромно, несмотря на все меры власти для его популяризации, Солженицын совершенно разгромно уступает Лермонтову (9% против 72%) и вдвое – Ермолову. Не прошёл даже в голосование предлагавшийся определёнными силами в Крыму вариант с Врангелем. Иными словами, задача не выполнена.
Есть, правда, и другая – в принципе отвлечь всей этой вознёй людей от значимых и насущных проблем, поддать газу в горелке отвлечённого, не несущего с собой конкретных действий в дне сегодняшнем, патриотизма лояльности. Но и здесь тоже организаторов по большей части ждало разочарование. Народ, в самом деле активно кинувшийся ломать копья в борьбе за историю, отнюдь не был склонен при этом игнорировать современность, а она явно разочаровывает. Вот те же аэродромы и вообще сфера гражданской авиации, которую силком тащат в центр всеобщего внимания. Есть ли там поводы для гордости за державу, за Расеюшу, то нашу, а? Давайте проверим.
В «Государственном реестре гражданских аэродромов и вертодромов Российской Федерации» было зарегистрировано 227 аэродромов по состоянию на 10.09.2018. Для сравнения А сколько их было на 1991 год? 1450! Ещё раз, словами: одна тысяча четыреста пятьдесят! Сокращение не на проценты – в разы. Разбирающиеся в вопросе и не любящие дешёвых сенсаций люди скажут – ну и что? Позакрывать могли какие-нибудь поля с кукурузниками, а оставшиеся аэроузлы – укрупнить, модернизировать и расширить. Ты нам давай данные по пассажиропотоку! Хорошо. Хотя, сразу стоит оговориться, что какими бы ни были местные аэродромы, но с их ликвидацией доступность авиатранспорта в стране в целом для среднего гражданина неизбежно снижается.
Совокупный пассажиропоток российских аэропортов составил 138,2 миллиона человек, из них, к слову, московские воздушные гавани обслужили 64,2 миллиона. Пассажиропоток в гражданской авиации для РСФСР в 1991 году составлял 91 миллион пассажиров. Казалось бы, прогресс. Но есть два нюанса. Первый – если бы сейчас на дворе стоял 1992 или даже 1995 год, то да, результат был бы выдающимся. Но времени минуло гораздо больше. Общие темпы увеличения пассажиропотока в гражданской авиации в мире гораздо выше. РФ вышла на советский уровень только в 2015-2016 году. Отставание наше сейчас, скажем от тех же США, чрезвычайно велико. Второй даже более важен – если в 1991 году практически 100% пассажиропотока обслуживалось нашими авиакомпаниями и нашими самолётами, то теперь всё далеко не так. Большинство советских воздушных перевозок – внутренние, современных – трансграничные, где большую, порой – львиную долю рынка контролируют именно зарубежные компании.
Но хорошо, наши собственные авиаперевозчики теперь могут быть зарегистрированы официально на каких-нибудь Каймановых островах – времена такие. А что с самолётным парком? И вот тут оказывается всё совсем печально. Современная гражданская авиация в РФ не развивается. Совсем. Если в советские годы мы были мировым лидером, успешно деля первенство с Соединёнными Штатами, то теперь ситуация выглядит так.
Количество произведённых в год распиаренных самолётов Сухой Superjet 100 колеблется в пределах двух трёх десятков: в 2015 их произвели 18, в 2016 – 19, в прошлом году – 33, а в этом пусть и более чем скромный тренд на рост переломился и их собрали всего 21 штуку. Всего летает на сегодняшний день 117 Суперджетов из 172 произведённых. Для сравнения один из основных конкурентов детища концерна Сухой в семействе двухмоторных узкофюзеляжных пассажирских самолётов средней дальности — Embraer E-Jet, находящийся в производстве с 2002 года, к настоящему моменту выпущен в количестве более чем 1400 машин. И это – не американцы и не европейцы так нас обгоняют, и даже не Китай. Embraer – бразильская компания.
Но хорошо, быть может трудности связаны с импортозамещением? Санкции, отрезающие возможные каналы международной кооперации, сознательный выбор в пользу автаркии и опоры на собственные силы? Как бы не так! Строго говоря, Суперджет – самолёт по большей части вообще не российский. Уже в проекте у него были заложены иностранные двигатели, на 2016 год общая доля импортных компонентов в машине составила 71,2%, а на 2017 – 77%. И это – едва ли не флагман современного российского гражданского авиастроения!
Другой, не менее шумно гремевший, в том числе и на ТВ, проект – так называемый МС-21, совместно создаваемый ОКБ Яковлева и НПК Иркут. Серийное производство должно было начаться в 2017. Затем, в лучших традициях наших нынешний российских технических новинок, дату сдвинули на 2018, потом – на 2019. Теперь вот говорят уже о 2020 годе. Основной конкурент Боинг 737 в последней модификации MAX, совершивший первый полёт в январе 2016, на середину лета этого года был произведён уже в количестве 162 штук. Двигатели на МС-21 – вроде как только в рамках некоего «первого этапа» будут американские – фирмы Pratt & Whitney, базирующейся на Ист Хартфорд, штат Коннектикут. Царь самодержец Николай II и его почитатели могут гордиться – налицо, просто очевидна духовная связь и преемственность. Точно также некогда у знаменитого четырёхмоторного Ильи Муромца эти самые двигатели были сперва немецкой фирмы Аргус, а потом, когда германская техника стала недоступной с началом мировой войны, после недолгой и малоуспешной попытки делать у себя на Руссо-Балте, французские.
Нет, есть, конечно, и практически на 100% состоящие из отечественных комплектующих машины. Например Ту-204/214, среднемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолёт, разработанный в конце 1980-х, но до сих пор являющийся достаточно современным и конкурентным. А ещё, к слову, это мировой рекордсмен в своём классе по надёжности и безаварийности. Тем не менее, Ту-204 с самого 1989 де факто находится в несерийном, крайне дорогом и невыгодном экономически производстве менее чем в десять машин в год (2015 – 2, 2016 – 2, 2017 – 3). Никакой адекватной государственной поддержки проект не имеет, скорее всего в скором будущем скончается, благо и так уже несколько раз поднимался вопрос о его прекращении.
Что ещё? Делавшиеся украинским Антоновым в кооперации с рядом наших предприятий и в первую очередь для российского рынка Ан-148 и Ан-158 теперь, после победы «революции гидности» стали решительно никому и нигде не нужны и тихо умирают. Полный швах – в малой авиации. Несмотря на многочисленные попытки и наличие целого ряда довольно перспективных проектов, по прежнему не то что не поставлена на поток машины на замену легендарному Ан-2, но сейчас самый этот вопрос в общем снят с повестки. Производство модифицированного Ан-3 было прекращено в мае 2009, сняты с эксплуатации советской постройки Ан-14. Малая авиация такими темпами просто начнёт разваливаться налету – или будет прикована к земле.
Вот невеликие успехи, которые пытаются скрыть «Великими именами». У меня по этому поводу предложение – не надо зацикливаться на этом аэродроме в Мурманске. Зачем мелочиться? Что там – какой-то аэропорт на самом северном краю России – мелко! Давайте всей стране присвоим имя последнего императора! Российская Федерация имени Николая II! Ведь это – цель большой части нашей правящей элиты, её образец, к которому она так долго шла и вот, наконец, начала добираться. По уровню социального расслоения, несправедливости, лицемерия, загнанных под пол, но оттуда вырывающихся проблем, запутанности противоречий, зависимости от экспорта и технологическому отставанию произвосдвтенной и социальной сферы от передовых стран мы уже очень близко к Николаевской России. Да о чём говорить – у нас даже возродился политический левый террор – вспомните о взрыве в здании ФСБ в Астрахани (о котором уже на следующий день все СМИ, не говоря уже о телевизоре, умолкли, точно воды в рот набравши)! Так что готовимся, граждане. Сейчас отдадут команду. Всей страной Николая Кровавого, Грозу Ворон и Кошек, человека, при котором развалилась тысячелетняя монархия, на знамя – и вперёд, ать-два, ать-два! Куда? К новой революции, конечно! Если Николай II – их имя, то она – неизбежна…
Пресс-служба МГК КПРФ, Мизеров Иван
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.