По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Может ли простой школьник, не нарушая никаких законов, не эпатируя публику и действуя строго в рамках школьного устава, удостоиться официальных комментариев на свои действия со стороны министерства просвещения Российской Федерации? На первый взгляд, отрицательный ответ на этот вопрос очевиден (у нас серьёзнейшие проблемы замалчиваются годами). Но, оказывается, может, если он начал создавать профсоюз в своей школе и сумел убедить в необходимости вступить в него 170 таких же подростков своей школы, как и он сам, и если к тому же эти дети заявили, что будут добиваться отмены ЕГЭ с помощью забастовок.
КОНЕЧНО, слово «профсоюз» подразумевает объединение по принадлежности к конкретной профессии, по месту работы. Однако в данном случае под этим словом подразумевается объединение с целью защиты своих прав.
Именно такой в широком смысле «профсоюз» создал ученик 10-го класса гимназии №622 в Санкт-Петербурге Леонид Шайдуров в начале ноября. В него вступили 170 человек. Поначалу это были неформальные встречи школьников, которые обсуждали между собой возможность создания такого профсоюза. Цели у новоиспечённых создателей были сформулированы чётко: программа-минимум, программа-максимум, принцип демократического централизма в работе организации. Из уст шестнадцатилетнего школьника рассуждения о преимуществах демократического централизма звучат неожиданно, но именно об этом он заявил, когда история школьного профсоюза получила общественную огласку.
Леонид Шайдуров, комментируя реакцию директора гимназии, сказал: «Она меня считает лидером каким-то, хотя я считаю себя сугубо инициатором этой идеи, которую многие поддержали. Потому что лидерская организация рано или поздно распадается, когда лидер уходит или с ним что-то случается. А если всё построить на принципах демократического централизма, на принципах решения большинства, то это поменяет перспективы организации и её действия».
Программа-минимум школьного профсоюза, получившего название «Ученик», включала в себя требования прекращения практики нарушения «регламента проверки знаний и очерёдности уроков», а именно: не больше трёх контрольных, самостоятельных или проверочных работ в один день, а также не более двух повторяющихся подряд уроков. По словам Шайдурова, эти правила регулярно нарушались. Также ребята хотели, чтобы школа меньше контролировала внешний вид учеников, например, не обращала внимания на серёжки или цвет волос, при этом члены профсоюза не требовали отмены школьной формы.
В один из дней около 40 учащихся упомянутой гимназии встретились на школьном стадионе для обсуждения целей и задач профсоюза, и, судя по дальнейшему развитию событий, данная встреча была воспринята руководством школы как крайне тревожный сигнал. Судя по заявлению для СМИ самого Леонида, собрание организации на футбольном поле руководство школы восприняло как митинг и акцию протеста. После этого его вызвали к директору, сняв с уроков, то есть прервав учебный процесс. «Она говорила, что напишет на меня заявление в прокуратуру, в психбольницу сдаст и я буду работать дворником» — так резюмировал Леонид суть выступления директора.
Администрация, очевидно, не могла знать всех, кто состоит в организации, и, видимо, решила, что это всё старшеклассники. Директор начала выборочно вызывать учеников старших классов и проводить с ними беседы, о содержании которых нетрудно догадаться. В итоге некоторые отказались от участия в профсоюзе.
Хотя даже устав гимназии в данном вопросе на стороне учеников. Так, пункт 3.23 гласит: «В целях учёта мнения обучающихся, родителей и педагогических работников по вопросам управления образовательным учреждением создаются совет обучающихся, совет родителей, могут действовать профессиональные союзы обучающихся и (или) работников».
Однако то, что приемлемо на бумаге, зачастую пугает в действительности. Уже сейчас стало очевидным, что, мягко говоря, непродуманная реакция руководства школы вызвала у подростков только противодействие. Они решили вынести полемику за пределы школы: обратились в СМИ и перешли к более радикальным заявлениям. В ближайшее время члены организации планируют устраивать забастовки с остановкой учебной деятельности, чтобы их услышали. Профсоюз также разработал план-максимум, согласно которому организация хочет выйти на межрегиональный уровень, написать устав, не исключает последовательную борьбу с ЕГЭ путём его бойкотирования, приостановки учебного процесса.
Пока в СМИ не появилось никаких комментариев от администрации школы или Выборгского района, в котором она находится.
В то же время представитель комитета образования Петербурга Д. Борисов подтвердил 4 декабря, что самоорганизация учеников возможна. «Если общественная деятельность школьника не мешает учебному процессу, если не нарушается устав школы, если не нарушаются права других детей на получение образования, он может создавать общественную организацию. И такая деятельность не может становиться причиной для отчисления, — сказал он. — Другое дело, если он будет, например, срывать уроки, призывать других детей прогуливать занятия, бойкотировать выполнение заданий учителей, то к нему поэтапно могут приниматься меры педагогического воздействия и дисциплинарные взыскания: замечания, выговоры. И только если все эти меры не возымели действия, обучающийся может быть отчислен. Но это самая крайняя мера».
Профсоюзная идея десятиклассника дошла до федерального уровня. Министерство просвещения отреагировало своим заявлением: «Министерство всегда поддерживает инициативность учащихся во всех аспектах образовательной деятельности, если она несёт в себе созидательное, а не деструктивное начало. В этом смысле «баррикады» вряд ли способны привести к какому-либо развитию».
Уже сейчас можно сказать, что формально не существующий профсоюз «Ученик» наделал больше шума, чем мощное провластное Российское движение школьников за два года своего существования. Глава петербургского отделения РДШ И. Журавлёва примером Леонида Шайдурова, кажется, не вдохновилась: «Я сегодня прочитала об этом школьнике, ничего подробно не знаю. Не могу ответить на вопрос, поддерживаю ли я создание профсоюза. Надо изучить этот вопрос. Уставы образовательных учреждений допускают создание любых детских объединений, которые не противоречат закону. Практически в каждой школе действует орган ученического самоуправления, который помогает директору решать определённые вопросы. Мы говорим не про оппозицию администрации, а про взаимодействие. Слово «оппозиция» мне не очень нравится».
Ну это-то как раз неудивительно.
Комментарий редакции: Как всегда, позиция официальных властей носит двойственный характер. Видите ли, надо «взаимодействовать», а не «вставать в оппозицию». Но позвольте, как действовать, если конструктивные предложения тех, кто борется против крайностей и несправедливости, не только не принимаются в расчёт, но и их инициаторы подвергаются притеснению? И потом, разве в оппозиционной деятельности содержится нечто экстремистское? Ну как же, ведь власти требуют, чтобы профсоюзы несли в себе «конструктивное», а не «разрушительное» начало. Так ведь тот же профсоюз «Ученик» не призывает к прогулу занятий в школах, к нарушению устава школы и т.д. Речь идёт о том, чтобы не было много формальностей к требованиям в отношении учащихся. Тем не менее, верхи видят в этом нечто ужасное!
Подчёркиваем: мы не обвиняем в происходящем непосредственно школьных учителей. Они вынуждены выполнять те требования, которые им спускают управленческие инстанции. А вот последние, судя по всему, озабочены стремлением установить тотальный контроль над обществом в целом, над детьми в частности. В настоящее время это делается для того, чтобы мешать народу отстаивать свои права и бороться против произвола правящего класса.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.