Анна Семёнова. «Невидимки» возвращаются на сцену истории

Анна Семёнова. «Невидимки» возвращаются на сцену истории

По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».

«Это движение является выражением классовой борьбы» — так считает известный французский социолог Оливье Маскле, интервью с которым поместила газета «Юманите» в понедельник 17 декабря, после по счёту пятого субботнего дня протеста «жёлтых жилетов». Учёный, чья деятельность сосредоточена в основном на изучении места рабочих и служащих в современном французском обществе, их повседневной жизни, а также культуре и досуге трудящихся классов, оказался удивлён размахом нового движения.

Особенности движения «жёлтых жилетов»

Восстание для социолога, как и для многих других, стало сюрпризом. Учёные, изучавшие жизнь рабочего класса долгое время, отмечали ухудшение условий оплаты труда, финансовые трудности перед концом каждого месяца, что вызывало протестные настроения, заставлявшие нередко многих рабочих и служащих отказываться идти на выборы или голосовать за «Национальный союз» (бывший «Национальный фронт») Марин Лё Пен. Ей же удалось придать своей организации имидж «антисистемной» партии. Но одно дело — знать, что ситуация плохая, а другое — предсказать восстание.

Движение очень сильно проявилось в небольших городах и сельской местности, где отсутствует общественный транспорт и нереально ездить на работу на велосипеде. Именно повышение налога на топливо явилось катализатором вспышки гнева большинства граждан страны, очень неоднородного с точки зрения профессиональных и социальных проблем. Жизнь в крупных городах, где сосредоточена важная часть высококвалифицированных работников, отличается от провинциального уклада. Следует иметь в виду, что сегодня рабочие и служащие — это те категории населения, которые больше других затрачивают средства на топливо для своих автомобилей. Машина, часто не новая, для них жизненно необходима, чтобы ездить на работу, делать покупки, добираться до врачей…

В развитии протеста в городах большую роль играет создание так называемых блокпостов на развилках дорог, обеспечивающих блокаду важнейших автомагистралей и предприятий топливного хозяйства. Тысячи людей в жёлтых жилетах греются у костров и готовят нехитрую еду. Именно эта сторона, наряду с акциями в центре Парижа, особенно беспокоила правительство. В субботу, 15 декабря, по данным полиции, в блокаде дорог участвовали 16 тысяч человек на 199 блокпостах (для сравнения: 22 тысячи протестующих и 297 блокпостов на предшествующей неделе). «Перекрёстки дорог, находящиеся под контролем «жёлтых жилетов», должны быть освобождены», заявил тем субботним вечером министр внутренних дел Кристоф Кастанер, недовольный результатами действий правоохранительных органов. Ему вторил председатель Национальной ассамблеи (нижней палаты парламента) Ришар Ферран в еженедельнике «Жюрналь дю диманш»: «Мы не можем окончательно парализовать страну!» В целом же социальные требования «жёлтых жилетов», как отметил Жан-Люк Меланшон, на 70% совпадают с программой его движения «Франция непокорённая».

«Пятый акт» борьбы

Проправительственные СМИ, нагнетавшие, как обычно, панику накануне дней протестов, на следующий день, 16 декабря, смаковали уменьшение числа демонстрантов, подчёркивая, что «движение выдыхается». Однако Жан-Люк Меланшон, неоднократно выступая в эти дни в СМИ, заметил: «Если верить радио и телевидению, движение «жёлтых жилетов» иссякает с первого дня. Поездка в Париж несколько недель подряд обходится дорого. Это нормально, что на пятый раз мобилизация приняла иные формы по сравнению с предыдущими неделями».

Он выразил то, что было совершенно очевидно и для других участников событий. Так, «Юманите» писала: «Несколько тысяч «жёлтых жилетов» выдержали многочисленные полицейские проверки, закрытие станций и центральных линий метро, холод, а затем дождь и, несмотря на общую усталость, прибыли в Париж, чтобы принять участие в пятой субботней мобилизации». Газета, как всегда, отводила много места голосу трудовой Франции, не желавшей мириться с антинародной политикой. Вот некоторые из свидетельств: «Мне надоело, что со мной обращаются, как с собакой», «Я здесь не для себя, я приезжаю за бабушку и дедушку, которые трудились всю жизнь и в итоге получали 1000 евро на двоих», «Благодаря этому движению вопрос зарплаты снова поднят в наших компаниях», «Мы заботимся о людях с ограниченными возможностями. Даже им государство снижает пособия. Я не остановлюсь. Буду продолжать участвовать в блокировании кольцевой развязки», «Я не смотрю на Макрона, я не могу его больше видеть. Гнев кипит против него, потому что он представляет всё то, что мы ненавидим. Я вижу человеческие страдания повсюду».

Всего, по данным министерства внутренних дел, 66 тысяч человек протестовали 15 декабря по всей Франции, что в два раза меньше, чем в предыдущую субботу, в Париже — около трёх тысяч. «Число трудно проверить, поскольку демонстрации были многочисленны и разбросаны по нескольким точкам столицы: на Елисейских Полях, в районе Оперы Гарнье, на площадях Республики и Бастилии и в других местах, — пишет «Юманите», — но, тем не менее, кажется, что они ниже того, что корреспонденты издания могли наблюдать на месте».

Как и в предыдущие недели, демонстранты скандировали: «Макрона в отставку!» — и несли соответствующие баннеры и плакаты. По данным парижской префектуры полиции, в столице были задержаны 168 человек, из них 115 оставлены под стражей. Ранения получили семеро. Подходы к Елисейскому дворцу и к Триумфальной арке на Елисейских Полях оставались перекрыты правоохранительными органами. Бросалось в глаза несоизмеримое с задачами число полицейских. Восемь тысяч человек были развёрнуты с бронетехникой, водомётами и командами мотоциклистов. Конная бригада была также мобилизована на площади Оперы, чтобы противостоять нескольким сотням демонстрантов, которые устроили сидячую забастовку и соблюдали минуту молчания в память жертв террориста в Страсбурге.

Кстати, протесты в минувшую субботу состоялись в ряде городов, включая Марсель, несмотря на призывы властей Франции отказаться от их проведения под предлогом теракта в Страсбурге, во время которого погибли трое жителей.

Акции 15 декабря предшествовала пресс-конференция руководителей «жёлтых жилетов», среди них выделилось несколько течений. «Умеренные» во главе с Жаклин Муро призывают к диалогу с властями и были приняты президентом в Елисейском дворце. Более радикально настроенные «жёлтые жилеты» — это группа «Франция в гневе», официальными представителями которой являются Эрик Друэ, Присцилла Людовски и Максим Николь. Последний после теракта в Страсбурге выложил на своей странице в «Фейсбуке» видео, в котором высказывает сомнения по поводу организации теракта. Эти высказывания вызвали полемику во французских СМИ. Различные теории заговора (в том числе о том, что теракт организовали власти, чтобы прекратить движение) особенно часто распространяются на личных страницах участников движения «жёлтых жилетов». Число погибших за месяц протестов достигло семи человек. Они ушли из жизни в результате аварий, несчастных случаев, жестокости полиции.

Вотум недоверия правительству

«Жёлтые жилеты» должны знать: у них есть поддержка в парламенте», — сказал Фабьен Руссель, национальный секретарь Французской коммунистической партии, депутат Национальной ассамблеи от департамента Нор. Вот почему депутаты от ФКП, «Франции непокорённой» и Социалистической партии выдвинули предложение о внесении вотума недоверия правительству, которое обсуждалось в четверг, 13 декабря, в Национальной ассамблее. «Да, вы потерпели неудачу!» — обращаясь к премьер-министру, громко заявил под аплодисменты оппозиции руководитель фракции коммунистов Андре Шассень.

Он подчеркнул, что доверительные отношения между нашим народом и исполнительной властью разорваны, развод зафиксирован, что произошло уже до движения «жёлтых жилетов», из-за ежедневного насилия, всестороннего унижения, в которых живут миллионы женщин, мужчин и детей нашей страны, презираемых властью, равнодушной к судьбе своего народа. Правительство же предпочло ещё более усилить «помощь богатым» за счёт трудящихся. Исполнительная власть, по словам А. Шассеня, обращённым к премьер-министру, «отделена от народа», «наша обязанность остановить вас в вашей упорной гонке в пользу капитала».

«Мы требуем вотума недоверия правительству, — поддержал своего коллегу председатель фракции «Франции непокорённой» Жан-Люк Меланшон. — Потому что это самый верный способ вернуться к урнам для голосования, которого требует демократия. Роспуск парламента дал бы людям право выбора. И народ — единственный суверен в республике».

Выступление Меланшона содержало краткое изложение многих положений программы «Франции непокорённой» в социально-экономической сфере. Его основные тезисы состоят в следующем: «отменить все налоговые льготы. Мы нуждаемся в налоговой революции, которая должна охватить все налоговые лазейки, из которых 80% приносят пользу 10% только самых богатых! Болезнь, которая поражает нашу страну, — это неравенство, двойной стандарт. Средний класс, который постоянно несёт всё налоговое бремя на себе, бедность, которая сейчас распространяется на 9 миллионов человек. Чтобы выполнить обязательства по климату, мы должны найти 70 миллиардов инвестиций в год. На данный момент их всего 40 миллиардов. Дефицит с 2016 года составляет 90 миллиардов! Почему вы отказываетесь восстановить налог на супербогачей? Почему вы отказываетесь ввести универсальный налог, который предотвратит уклонение от уплаты налогов? Если бы эти миллиарды были возвращены, государственный бюджет был бы сбалансирован».

«Дом горит, но президент смотрит в другую сторону… Пришло время изменить курс», — заметил Оливье Фор, руководитель Социалистической партии Франции. Премьер-министру пришлось реагировать в бурной атмосфере, сопровождавшей обсуждение вотума недоверия, который, как и следовало ожидать, получив 70 голосов поддержки, в итоге был отклонён проправительственным парламентским большинством.

Протесты профсоюзов

Служащие государственного сектора, старшеклассники, работники частных предприятий… 14 декабря, накануне пятого дня действий «жёлтых жилетов», по всей Франции несколько десятков тысяч человек по призыву Всеобщей конфедерации труда (ВКТ) «били тротуары», требуя повышения заработной платы. К протестам присоединилась часть «жёлтых жилетов».

170 митингов и демонстраций, состоявшихся по всей стране, объединили профсоюзы национального образования студентов, учащихся старших классов. В пятнадцатитысячном шествии в Париже от площади Республики до площади Нации участвовали представители профсоюза «Форс увриер» («Рабочая сила»), а также активисты Французской компартии, «Франции непокорённой», Новой антикапиталистической партии.

«Мобилизации не направлены друг против друга, хорошо, что есть коллективные действия; и «жёлтые жилеты», «красные жилеты», «синие жилеты» — теперь эти движения должны сливаться», — убеждён лидер ВКТ Филипп Мартинез. В Лионе, где, по данным полиции, в демонстрации участвовали 2500 человек, в Сент-Этьене, Гренобле (по данным полиции и префектур — по 1400 человек в каждом городе), в Бордо или Ле-Пюи-ан-Веле демонстранты объединились вокруг лозунга дня: «Все мобилизованы для борьбы за бесплатный доступ к образованию, трудоустройству, за достойную заработную плату, низкие коммунальные тарифы, пенсии без налога!». Участники демонстраций осудили как «пыль в глаза» обещания президента, включая «увеличение фальшивого МРОТ». Ученики старших классов были повсюду с плакатами «Отбор в университеты — ловушка для малоимущих».

«У профсоюзов, и в частности ВКТ, непростые отношения с движением «жёлтых жилетов», продемонстрировавших, что горизонтальная мобилизация через социальные сети позволяет создавать более динамичные отношения, которые они сами не могут создать», — полагает Стефан Сиро, специалист по профсоюзному движению. В некоторых местах в движении «жёлтых жилетов» участвуют активисты ВКТ, в то время как в других — совместная деятельность пока не получается, однако, сказал Мартинез, «мы стараемся идти вперёд», разделяя их гнев. Некоторые отраслевые федерации ВКТ хотели бы, чтобы «дискуссии проводились повсюду» с «жёлтыми жилетами», чтобы «каждый вносил вклад в свою область для выработки баланса сил». «ВКТ не может отвести взгляд от этого социального гнева», — написали десятки его активистов в «открытом письме», переданном в газету «Либерасьон».

По итогам дня действий 14 декабря ВКТ «требует быстрых переговоров по вопросу заработной платы, увеличения МРОТ, а также подчёркивает необходимость срочно начать переговоры по вопросам образования с вузами и студенческими организациями. ВКТ призывает к дальнейшей мобилизации в компаниях и в учреждениях и принимает решение о проведении новой забастовки 18 декабря.

Активность нового движения «жёлтых жилетов», за месяц превратившегося в мощную силу и поставившего правительство перед лицом кризиса, вновь показывает, как и много раз в прошлом, огромные возможности народа Франции. Жан-Люк Меланшон высказался об этом явлении так: «Вот миллионы людей, которые ранее были невидимы, в шестиугольнике (карта страны. — А.С.) и за рубежом, это люди, которые возвращаются на великую сцену истории Франции и сами пишут её продолжение. Здесь воспроизведены громкие и ясные повествования о жизни бедных, изуродованных системой, которая поощряет только жадность, показное потребление, социальный эгоизм и богатство немногих в ущерб всем!»

Автор: доктор исторических наук

Анна СЕМЁНОВА

Газета «Правда»

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *