Прорыв Путина-2018: Куда Россию заведут нацпроекты

Прорыв Путина-2018: Куда Россию заведут нацпроекты

По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».

Наконец-то, в последние дни года, жителям России начали более-менее внятно объяснять, что же такое национальные проекты, о которых Москва твердила уже десять месяцев кряду. Уже с первого января дюжина нацпроектов должны заработать в полную силу. Местных чиновников, все еще слабо понимающих суть новшества, за неисполнение будут сурово карать.

Прожекты «бегут» впереди бюджета

24 декабря в подмосковной резиденции Горки состоялось заседание президиума президентского Совета по стратегическому развитию и национальным проектам. Заседали последний раз в 2018 году, зато третий раз с начала декабря. Спешка понятна: уже с первого января 12 нацпроектов (о которых впервые объявил президент Владимир Путин еще в «майском» указе «О национальных целях и стратегических задачах развития») должны заработать на полную мощь.

И это при том, что широкая общественность о сути нацпроектов по-прежнему знает мало: даже точная сумма финансирования до последнего времени оставалась неясной. Лишь 26 ноября премьер-министр Дмитрий Медведев объявил, что уточненный объем финансирования составит 5,7 трлн. рублей на ближайшие три года. Причем из этой суммы 1,3 триллиона будут доведены регионам в виде трансфертов из федерального бюджета. Половина суммы (точнее, 2,8 трлн. рублей), как заявил Медведев, пойдет на четыре национальных проекта — «Демография», «Здравоохранение», «Образование» и «Наука».

Огромные суммы должны действовать на население магнетически. Достигается это за счет простой манипуляции: речь ведется не о ежегодных расходах, а о трехлетнем периоде. Более того, как рассказала журналистам на брифинге вице-премьер Татьяна Голикова, правительство получило право «в случае готовности регионов утверждать проекты на шесть лет, несмотря на то, что закон о бюджете принимается на три года».

Переводим на простой язык. Бюджет принимается на три года (хотя реально пересматривается ежегодно), а вот паспорта нацпроектов будут утверждать сразу на шесть лет! Зачем, если за это время неизбежно изменится экономическая конъюнктура?!

Чем губернаторы занимались десять месяцев?!

Каждый из 12 нацпроектов — это своего рода «пазл»: он состоит из нескольких государственных программ (всего их 67), которые курируют вице-премьеры и министры федерального правительства. А вот в исполнение 67 госпрограмм в каждом субъекте РФ должно быть принято столько же региональных. Медведев потребовал от губернаторов, чтобы эту работу завершили до конца декабря. То есть за пять рабочих дней. Интересно, а что раньше делали?..

Премьер-министр на вчерашнем заседании играл роль сурового управленца и пригрозил губернаторам, которые вовремя не примут региональные программы и не начнут их исполнять, карами кремлевскими. Вплоть, наверное, до увольнения.

Первые итоги реализации нацпроектов подведут уже в феврале на Российском инвестиционном форуме в Сочи. Ну а главным «соглядатаем» за губернаторами станет Росстат. К слову, с прошлого года он находится в подчинении Минэкономики России (что является национальным ноу-хау: в большинстве экономически развитых стран главный статистический орган — не зависим от иных министерств). И вчера же премьер министр освободил от должности главу Федеральной службы государственной статистики (Росстат) Александра Суринова и назначил на этот пост главу департамента госуправления Минэкономики Павла Малкова.

Правительство оказалось недовольно статистическими данными. Ведь известно, не правительство работает плохо, а считают неважно. Эту же мысль позже подтвердил Антон Силуанов.

У вице-премьера возникли «очень большие претензии» к качеству расчета динамики реальных доходов населения. Оно, по словам Силуанова, «ужасное».

Росстат, чтобы быстро исправиться, видимо, уже объявил, что в «Федеральный план статистических работ» добавят аж 91 показатель, чтобы оценивать эффективность реализации национальных проектов. Читай: работы губернаторов. Стоит напомнить, что еще в 2006 году тогдашний полпред президента Дмитрий Козак уже предлагал ввести индикаторную систему оценки региональных глав — на основе 30 критериев работы (и в том числе реализации нацпроектов). А год спустя в указе президента «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ» список расширили до 43 индикаторов.

Позднее его неоднократно изменяли и дополняли. Скажем, в 2012 году Росстат принялся оценивать работу губернаторов по реализации «майских» указов президента. Правда, рейтинги (кто из глав регионов сработал хуже, а кто — лучше остальных), публиковать не стали. Статистика закрытая — только для Кремля и Белого дома.

Главные проблемы — неисполнимость и непрозрачность

Фактически, с началом реализации нацпроектов теперь Москва получает в свои руки новый механизм для влияния на региональные элиты. В условиях непрозрачности работы Росстата по оценке работы губернаторов, становится легче одних «карать», а других — «миловать». Но с учетом завышенных политических ожиданий от нацпроектов, наверняка «карать» будут чаще… Об этом «Свободная пресса» поговорила с нашим постоянным экспертом по внутренней политике, руководителем «Политической экспертной группы» Константином Калачевым.

— Подмечено точно! Нацпроекты как дамоклов меч над региональными элитами, своего рода инструмент поддержания тонуса. При желании всегда можно найти, что пошло не так, и наказать любого неугодного — не только мелких клерков, но и большого чиновника — за «срыв» реализации проектов. Понятно, что замечание и выговор могут стать прелюдией к увольнению или отставке.

Министрам и главам регионов придется очень расстараться, а то станут крайними. По-другому заданные цели не достигаются, задачи не решаются. Чиновники получили мотиватор, и чтобы поднять его эффективность, надо показать, что будет с теми, кто «тормозит».

При нынешней политической и социально-экономической модели необходимость реализации нацпроектов несложно обосновать. Сложнее обосновать саму систему. Да, к нацпроектам есть вопросы. Не все исполнимы, да и целевые показатели при желании можно оспорить. Часть показателей будет просто невозможно отследить статистикой, как бы не меняли ее руководство, что-то придется оценивать на глазок. Непрозрачность — это еще одна реальная проблема нацпроектов. Но других драйверов развития руководство страны ведь не предлагает.

Разделяет пессимизм коллеги и руководитель коммерческой практики юридической компании BMS Law Firm Денис Фролов:

— Ситуация с национальными проектами, похоже, будет такой же, как и с майскими указами, которые если и выполняются, то только на бумаге. Здесь важно различать официальные заявления и действительность. Например, согласно майским указам зарплаты бюджетников должны были существенно увеличиться, хотя на практике этого так и не произошло — повышение оплаты труда носило «точечный» характер, а в целом все осталось по-прежнему.

Однако чиновники отчитались, что все целевые показатели достигнуты. То же самое, думаю, будет и с национальными проектами. Например, в части роста доходов граждан. В последние годы покупательская способность населения РФ снижается, но чиновники постоянно заявляют о «положительных тенденциях».

Поэтому и оценить эффективность национальных проектов будет сложно, так как, на мой взгляд, никаких реальных критериев их исполнения нет — все представленные показатели просто не имеют отношения к реальности.

Комментарий редакции: Т.н. «национальные проекты» направлены на то, чтобы прикрыть продолжение наступления буржуазного государства на права трудящихся. Происходит это на фоне регулярных откровенных заявлений представителей «партии власти». «Государство вам ничего не должно», «мы не просили вас рожать», «не цены растут, а вы не умеете зарабатывать», — все эти перлы «единороссов» не получают осуждения со стороны как руководства «партии власти», так и высокопоставленных государственных деятелей. Что же получается? Опять на глазах народа хотят разыграть спектакль в доброго и злого полицейского? Кроме того, в статье справедливо подчёркивается, что непрозрачность расходования бюджетных средств может загубить всё дело. В результате «национальные проекты» будут провалены. Ну и, разумеется, «оптимизацию» и коммерциализацию социальной сферы никто не отменял. В целом, чтобы социальная политика носила долгосрочный характер, требуется перераспределить национальный доход в пользу малообеспеченных. Это предусматривает необходимость национализации минерально-сырьевой базы, наведения финансового порядка в деятельности государственных корпораций, переход к прогрессивной шкале подоходного налога. Но буржуазное правительство Путина — Медведева об этом даже не помышляет. 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

One thought on “Прорыв Путина-2018: Куда Россию заведут нацпроекты

  1. Лукавство-высшая степень лжи,как сказал один Батюшка,и я с ним совершенно согласна.И еще хотелось бы добавить ,что в очередной раз уверены,что все сойдет с рук,все обтекаемо,не конкретно,не убедительно.Очень сомнительно,что люди это увидят) Впрочем ,на это никто и не рассчитывал… из писавших.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *