По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».
Гражданам России в скором времени можно будет критиковать власть только в компании проверенных друзей. В интернете можно будет постить только котиков и то осторожно, сперва убедившись в благонадежности каждой отдельной особи.
Комитет Государственной думы по информационной политике, информационным технологиям и связи поддержал законопроекты, внесенные группой депутатов еще 12 декабря прошлого года, о запрете распространять в СМИ фейковую информацию, а также и наказании за оскорбление власти в интернете. Нарушители могут получить до 15 суток ареста или серьезные штрафы.
Как сообщает пресс-служба Комитета, по поводу первого законопроекта депутаты сошлись во мнении, что он будет способствовать обеспечению безопасности граждан и стабильности работы служб во время чрезвычайных ситуаций и спасательных работ, когда существующим механизмам противодействия фейковым новостям не достает требуемой оперативности. Однако, видимо, памятуя печальный опыт 282-й статьи УК РФ, депутаты отметили, что предлагаемые формулировки содержат открытую неопределенность в классификации информации, запрещаемой к распространению, что может создать предпосылки произвольного правоприменения, и, следовательно, — нуждаются в доработке.
Со вторым законопроектом все гораздо интереснее, так как он предлагает наделить Генеральную прокуратуру «правом выносить решения о блокировке сайтов с информацией, выражающей в неприличной форме явное неуважение к обществу, официальным государственным символам России и органам, осуществляющим государственную власть. Но и здесь соответствие правовой определенности вызвало у депутатов вопросы.
«В адрес обоих законопроектов было высказано много замечаний. С учетом того, что со стороны правительства Российской Федерации был получен положительный отзыв, Комитет счел уместным поддержать инициативы концептуально. В случае если Госдума примет их в первом чтении, работа будет продолжена с привлечением круга экспертов, в частности для четкой формулировки классифицирующих критериев», — выразил мнение глава комитета Леонид Левин.
Осторожность депутатов понятна. Ведь есть ст. 29 Конституции РФ, согласно которой:
1. Каждому гарантируется свобода мысли и слова.
2. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.
3. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.
4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.
5. Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.
О запрете критиковать власти или о форме, в которой это можно делать, главный закон страны ничего не говорит. Так что неудивительно, что на прошедшем ранее расширенном заседании комитета Генпрокуратура и Минкомсвязи законопроекты раскритиковали.
«С нашей точки зрения, формулировки законопроектов носят, безусловно, оценочный характер — принятие их невозможно без лингвистической экспертизы, что потребует значительных временных затрат. Кроме того, их принятие может повлечь необоснованное ограничение прав граждан на свободное распространение информации», — цитирует представителя Генпрокуратуры Екатерину Артамонову«Коммерсант».
О рисках «расширительного толкования и неоправданного применения» заявила и представитель Минкомсвязи Екатерина Ларина.
Кстати, и глава Комитета Леонид Левин тогда вспомнил о том, что любые изменения в законодательстве не должны ограничивать конституционные права граждан на свободу слова и свободу распространения информации.
«Если создастся ситуация, при которой чиновнику будет проще ограничивать критиков его неэффективности и ошибок вместо того, чтобы прислушиваться к публичным замечаниям активистов или обычных граждан, то такое регулирование окажет медвежью услугу власти и обществу в целом», — подчеркнул он.
Кстати, коллеги из Комитета по безопасности Госудумы, законопроекты также поддержали, несмотря на критику со стороны депутата Натальи Поклонской.
«В самом законопроекте не определено, что такое „неприличная форма“. То есть речь идет не о недостоверных данных, а о любой эмоционально-оценочной критике, высказанной в колкой форме», — сообщила она, добавив, что «вслед за этим законопроектом, пойдут и другие, предусматривающие непосредственную ответственность за высказанную критику в «неприличной форме». При этом депутат, являясь еще и юристом, напомнила, что действующее законодательство уже предусматривает ответственность и за оскорбление представителя власти, и за надругательство над государственным гербом и флагом.
И все-таки через неделю очень неоднозначные проекты были рекомендованы к рассмотрению в первом чтении. Правительство-то поддержало.
Хотя было бы странно, если бы было иначе. Шквал критики, который за последний год обрушился на правительство, явно не нравится чиновникам. Пенсионная, мусорная, налоговая реформы, рост цен на бензин и, как следствие, растущие на глазах ценники в магазинах, и многие другие инициативы уже не только вызвали бурную реакцию в интернете, но вывели людей на митинги. Ничего хорошего в адрес властей ни в интернете, ни на акциях не звучит.
Так почему бы вместо признания своих ошибок не спрятаться за закон? Если в интернете будут исключительно хвалебные, пусть и редкие, отзывы, то, вроде как, и правительство работает хорошо. А что там «в реальном мире» не столь важно.
Как рассказал «СП» заместитель председателя комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи, депутат от КПРФ Александр Ющенко, фракция выступила категорически против законопроектов.
— Мы считаем, что, декриминизировав 282 статью, начинают администрировать через этот законопроект, который может стать инструментом воздействия на независимые СМИ. Мы знаем, что так или иначе федеральные СМИ, которые распространяют периодически не только непроверенную, а абсолютно клеветническую информацию.
«СП»: — Генпрокуратура и Минкомсвязи критиковали законопроекты, но правительство рекомендовало принять.
— Думаю, что властные структуры сначала между собой не договорились, но сейчас, видимо, есть какой-то консенсус, и парламентское большинство, как обычно, берет под козырек.
«СП»: — Но ведь давно известно, что если нет критики, то двигаться вперед сложно. Если запрещать критику власти, куда это может завести?
— История прекрасно знает, что происходит при отсутствии обратной связи с обществом. Это происходило в 1991 году, так что ничего нового не происходит. То, что происходило эхом пенсионной реформы, не просто навязанной, а продавленной, было мощнейшим протестом по голосованию на едином дне голосования. Что будет в дальнейшем, а я напомню, что в 2019 году порядка 20 на сегодняшний день выборов губернаторов, и одним муниципальным фильтром не решить эти проблемы. Они будут только накапливаться.
«СП»: — С Вашей точки зрения, это проходимый законопроект?
— Есть еще некоторое время, чтобы разум возобладал. Но если посмотреть на всю законотворческую деятельность господина Клишаса (один из авторов законопроектов — ред.), она абсолютно аффилирована с Кремлем. Я прекрасно понимаю, что все его законопроекты, и этот в частности, это решение нынешней кремлевской администрации, кто отвечает за это направление.
Посмотрим, как дальше будет происходить обсуждение. Не знаю, как поведут себя другие фракции, но мы будем голосовать против.
«СП»: — Вы сами сказали, что законодательство уже предусматривает наказание за те действия, которые предусмотрены законопроектом. Какой смысл принимать отдельный законопроект?
— Они дублируют. У нас есть Административный кодекс, есть статьи за оскорбление органов государственной власти. На наш взгляд и взгляд экспертов, это может быть инструментом воздействия на неугодные средства массовой информации, что недопустимо. А аргумент о том, что это мировой опыт, так мировой опыт этот был основан как раз на наше RT в США, Франции и других странах.
«СП»: — Что касается СМИ, понятно, но мы помним времена, когда «на кухнях» критиковали. Интернет — это та же «кухня». И эти законы, получается, касаются не только СМИ, но и любого гражданина?
— На каждое действие всегда есть противодействие. Невозможно сегодня информацию разместить в отдельной кухне. Она живет, (распространяется — ред.) достаточно быстро и энергично. Чем больше с ней будут бороться, тем быстрее она будет распространяться, с большей эффективностью, и с большим резонансом.
Это говорит о еще больших усилиях в борьбе со свободой слова, мышления и так далее.
«СП»: — Вы человек информированный. Чего так боится правительство, соглашаясь с таким законопроектом? Нас ждут очередные «пенсионные реформы»?
— Когда продавливали пенсионную реформу, депутатам «Единой России» выставляли тезисы, с которыми они должны были идти оправдывать пенсионную реформу. И они несли такую околесицу. Сейчас каждый начинает, как минимум, сожалеть, как максимум, отказываться от своих слов.
Чем думает сегодня правительство, когда есть майские указы президента о борьбе с бедностью, а правительство принимает решения, которые эту бедность только увеличивают в сто крат? Когда происходят поборы в ЖКХ, мусорные, увеличиваются, штрафы, налоги? У людей забирают последнее. Потому что нефть и газ распределены, все распределено, остается только собирать с самых бедных.
Комментарий редакции:Провальные результаты «реформаторского» курса приводят к потере авторитета нынешних правящих кругов. Кризисная ситуация в социально-экономической сфере, новый виток антисоциальных «преобразований», крен во внешней политике в сторону «козыревщины», — всё это вызывает возмущение со стороны общества. Тогда в ответ власть капитала стремится заткнуть рот всем несогласным, установить контроль над всем информационным пространством. Видите ли, они озабочены недопущением распространения информации, содержащей неуважение к обществу и к государству. Но почему же тогда разные органы вяло реагируют на распространение антироссийских статей и сообщений в интернете? К сожалению, призывы к сдаче Крыма, к капитуляции перед Западом до сих пор распространяются в сети. «Оранжисты» пытаются завладеть интернетом. Но при этом применяются санкции в отношении тех, кто выражает недовольство несправедливостью, кризисом, воровством и национальным предательством. Сколько раз власти вставляли палки в колёса тем, кто протестовал против антисоциальных решений правящих кругов. Вполне понятно, чего добиваются в реальности инициаторы принятия закона, о котором в статье идёт речь. Однако они напрасно считают, что тем самым им удастся законсервировать криминально-олигархический компрадорский капитализм. Нет. Чем больше будет давления на народ, тем сильнее люди труда начнут протестовать. История это подтверждает.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.