По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».
Через два года российский бизнес должен начать жить и работать как будто в новой стране — полностью честно, прозрачно, без лишних проверок, придирок и коррупции. Об этом мечтает премьер-министр Дмитрий Медведев. И не просто мечтает, но и очередную реформу затеял. Но эксперты его инициативу воспринимают со скепсисом.
«Контрольная закупка» идет к вам!
Председателю правительства Дмитрию Медведеву все хочется вписать в историю свое имя в качестве крупного либерального реформатора. Сейчас, похоже, он полностью поглощен идеей, которую на недавно прошедшем в Москве Гайдаровском экономическом форуме обозначил звучным словосочетанием «регуляторная гильотина».
Суть сводится к следующему. Медведев неожиданно выяснил, что российский бизнес находится под жесточайшим административным прессингом (доля малого и среднего бизнеса в отечественной экономике не превышает 22%). Контролирующие ведомства руководствуются нормативно-правовыми документами, которых, по словам Медведева, в России действует более девяти тысяч — многие еще со времен СССР.
Самые зарегулированные отрасли — это транспорт, промышленная безопасность, санитарно-гигиенический надзор, ветеринария и экология. Теперь все обязательные требования государства к бизнесу должны пройти инвентаризацию — она должна завершиться до 1 февраля 2020 года. Все устаревшие нормы будут отменены. Причем как заверил Медведев, работу чиновники будут вести с бизнес-объединениями, такими как Российской союз промышленников и предпринимателей (РСПП) или Торгово-промышленная палата (ТПП).
Курировать внедрение «регуляторной гильотины» будет вице-премьер — руководитель аппарата правительстваКонстантин Чуйченко. Под его руководством до 25 марта должны быть разработаны и приняты «дорожные карты» (планы мероприятий) по внедрению «регуляторной гильотины» в отдельных отраслях.
Чуйченко уже заверил, что радикальную реформу ждет и контрольно-надзорная деятельность (сейчас Госдума рассматривает новый закон, который был разработан под руководством прежнего вице-премьера Михаила Абызова). В частности, государство будет сокращать количество внеплановых проверок, которые заменят другие формы контроля.
«Это прежде всего мониторинг, а также и так называемые контрольная закупка или тайный покупатель. Представители контрольно-надзорного органа приходят, смотрят, покупают, потом проверяют, проводят анализы, если в этом есть необходимость. И если есть нарушения, то только тогда проверяющий должен идти к прокурору и получать разрешение на внеплановую проверку», — говорит Константин Чуйченко.
Дебюрократизация в России так и не состоялась
Уполномоченный по правам предпринимателей Борис Титов в прошлом году представил президенту доклад о состоянии малого бизнеса. Доклад готовился в том числе на основе опроса самих бизнесменов. 45% опрошенных сообщили, что в ходе административных проверок проверялись требования, о существовании которых бизнесмены раньше не знали.
35% уверены, что основная мотивация сотрудников контрольно-надзорных органов — это формальное выполнение должностных обязанностей и лишь 18% — выявление реальных нарушений и обеспечение безопасности граждан. То есть очевидно, что только лишь сокращением числа нормативных документов проблему административного давления на бизнес не решить. Нам нужны не новые законы, а новые чиновники, которые будут их исполнять. Согласен с этим и заместитель генерального директора Transparency International Russia* Илья Шуманов:
— Использование «регуляторной гильотины», обещанное Дмитрием Медведевым, является продолжением реформы контрольно-надзорной деятельности. Та, в свою очередь является продолжением административной реформы, — говорит Шуманов в беседе со «Свободной прессой». — Административной реформе, включавшей в себя пересмотр избыточных полномочий органов государственной власти, предшествовала дебюрократизация госаппарата, начатая еще в прошлом веке.
Однако, несмотря на объявляемое властями сокращение давления на бизнес и ограничение участия чиновников в вопросах частного сектора, на деле мы видим обратное. Монополизация крупными государственными игроками ранее принадлежащего частным игрокам рынков, расширение штата государственных регуляторов за счет вывода сотрудников в подведомственные учреждения и предприятия, ровно как сокращение открываемых предприятий в России за прошлый год говорят, по всей видимости, о неэффективности выбранной российском правительством стратегии.
Пока непонятно, сработает ли реформа
Пока что очень сдержанно оценивает антикоррупционные перспективы «регуляторной гильотины» предпринимательАлександр Хуруджи, федеральный секретарь «Партии Роста»:
— Проект «регуляторной гильотины» рассчитан на два года. В идеале к концу 2020 года правительство и предприниматели должны получить прозрачные правила: кто, когда, кого и сколько раз может проверять.
Намерение благое, тем более что сейчас у нас какое-то катастрофически большое количество контрольно-надзорных мероприятий, многие из которых еще и противоречат друг другу. Получается: мы можем тебя «судить» по этому закону, а можем — вот по этому. А можем и вообще не судить — «позолоти ручку».
Сейчас правительство декларирует новую задачу: не выявлять нарушения и за них наказывать, а предотвращать. Теоретически такой подход с общим снижением числа проверок и понятные гайдлайны к каждому виду бизнеса должны привести к снижению уровня коррупции. Практически — у нас два года, чтобы понять — сработает или нет.
Коррупция — это история про две стороны. Не только про тех, кто хочет взять, но и про тех, кто желает дать. А дать у нас желают в двух случаях, как правило.
Либо это чистое преступление — взятка, откат за реальные нарушения, и здесь все понятно, надо пресекать.
Либо это так называемый «ускоритель», когда все, в общем и целом, в порядке, но нужный документ об этом чиновник обязан выдать в 30-дневный срок. А может и в течение недели. Но чтобы за неделю — надо «ускорить». Считаю, что вторую схему надо делать официальной: у тебя все в порядке и нужна ускоренная процедура выдачи документов, это стоит столько-то, через банк в пользу государства.
Комментарий редакции: В реальности всё не так просто, как кажется на первый взгляд. Имеет ли место факт избыточного давления чиновничества на хозяйствующие субъекты, необоснованные претензии либо претензии по мелочам в результате многочисленных проверок? Несомненно да. Если в «лихие 90-ые» организованные преступные группировки выкачивали всё из экономических субъектов, то теперь этим занимаются представители чиновничества. Исключение составляют компании, приближённые к начальству. Олигархические империи чувствуют себя как рыбы в воде. Все остальные испытывают административное давление. Но в подобном положении находится не только мелкий бизнес, не только частные предпринимательские структуры, но и народные предприятия. Последние постоянно испытывают атаки со стороны рейдеров. Достаточно посмотреть, сколько раз контролирующие и проверяющие инстанции пытались раздавить «Совхоз имени В.И. Ленина» Павла Грудинина. Но об этом не говорят «борцы за дебюрократизацию экономики». Это во-первых.
Во-вторых, надо ставить вопрос о создании благоприятных условий для развития предприятий разных форм собственности посредством финансовой поддержки реального сектора экономики, снижения налогов на производство, тарифов естественных и сырьевых монополий. Несомненно, нужно стремится к пресечению феодального контроля и вымогательства со стороны проверяющих органов. Ведь диктат контрольных структур, их произвольное вмешательство в хозяйствующую деятельность сказывается на уровне экономического развития. Но ни в коем случае речь не должна идти о ликвидации контроля как такового. Ведь в интересах всех и каждого, чтобы следили за соблюдением санитарно-эпидемиологических, противопожарных и прочих норм. Иначе россиян будут травить недоброкачественной продукцией, а техногенные катастрофы будут происходить ежедневно. Поэтому нельзя допустить, чтобы вместе с водой был выплеснут и ребёнок.
Однако в нынешних условиях правильные в целом слова не будут воплощены в жизнь. По трём причинам. Первая — на современной стадии капитализма крупная буржуазия вытесняет мелкую. Причем речь идёт не только о поглощениях и о рейдерских захватах, но и о создании для последней невыносимых условий деятельности. Олигархия добивается этого руками своих представителей в лице власти посредством проведения драконовской экономической политики, принятия законодательных актов, направленных на достижение данной цели. Ну а в эпоху империализма, как писал В.И. Ленин, происходит удушение тех, кто не подчиняется диктату монополистов. Ради этого используются аналогичные средства. Нет никакого сомнения в том, что подобным образом капитал стремится удушить и островки социализма в лице Народных предприятий. Вторая причина — экономика России является полуколониальной. Она поставлена на службу странам Запада. Последние заинтересованы в том, чтобы функционировали лишь те сферы, которые их дополнительно подпитывают. Это добыча и экспорт углеводородов, а также всё, что связано с импортом готовой продукции. Всё остальное мировой «глобализм» стремится ликвидировать как экономическими, так и правовыми методами. Опять же, речь идёт о стремлении воспрепятствовать национальной экономики возродиться. Для этого, в частности, затягивается удавка на её шее посредством запутанных законодательных актов. В-третьих, власть капитала, чувствуя уход почвы из-под ног, стремится получить социальную опору. Ради этого контрольно-надзорным органом де-факто отданы на «кормление» мелкие и средние хозяйствующие субъекты. А крупный бизнес они трогать не могут. Олигархия в числе «неприкасаемых». Но подобная политика ведёт Россию в тупик.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.