Такая разная Польша

Такая разная Польша

Недавно вместе со своим 19-летним внуком-студентом я побывал в Польше. Мне кажется, читателям газеты могут быть интересны впечатления об этой стране, которая в советское время была союзницей СССР, входила в Совет Экономической Взаимопомощи и в число стран — членов Организации Варшавского Договора. Cейчас же польские власти регулярно выступают с резко антироссийскими заявлениями и действуют в их духе.

НО ВНАЧАЛЕ — о целях нашей поездки. В одном из городов Польши на кладбище советских воинов похоронен мой двоюродный брат Евгений, который в 20 лет умер от ран, полученных в бою, когда командовал артиллерийским взводом в начале марта 1945 года, и за подвиг был награждён посмертно орденом Отечественной войны. Я хотел, чтобы на могиле брата обязательно побывал почти его ровесник — мой внук.

Во-вторых, я хотел, чтобы мы встретились с моими давнишними друзьями, которых я помню и люблю, и чтобы внук убедился, что простые поляки вполне нормально относятся к россиянам. Ведь он не застал того времени, когда советские люди и граждане Польской Народной Республики дружили, переписывались, ездили в гости друг к другу, а также случалось, что возникали польско-советские семьи.

Всё это было тогда, а сейчас… Но об этом ниже. Мы побывали в Варшаве, Гданьске, Мальборке и Сопоте, посещали музеи и парки, костёлы и магазины, библиотеки… Общались с простыми поляками, гостили у моих друзей. Везде к нам относились вполне доброжелательно, а давнишние друзья — очень душевно.

Многое нам понравилось. К примеру, видели, как в общественном транспорте, едва только входит пожилой человек, ему сразу же уступают место. В Варшаве все пассажиры старше 60 лет имеют право бесплатного проезда, причём в наземном транспорте для этого при необходимости надо иметь документ, подтверждающий возраст, а в метро такие пассажиры получают бесплатный билет на неограниченный срок. Это всё касается и приезжих, в том числе иностранцев.

К иностранцам в целом относятся вполне доброжелательно. В городах при обращении к местному жителю с просьбой получаешь, как правило, ответ. Был случай, когда в Гданьске поздним вечером незнакомый поляк сам был инициатором помощи мне, когда увидел моё затруднение.

Был и такой случай: стою около памятника со скамейкой, куда можно сесть совсем рядом со скульптурой. Идут две незнакомые девушки. Увидели меня и предложили сесть, чтобы на мой фотоаппарат сделать снимок. Разговорился — и тут выяснилось, что делает с молодёжью сегодняшняя польская власть. Эти девушки практически ничего не знают о том, что в польской земле лежат более 600 тысяч 19—25-летних советских солдат, отдавших свои жизни за освобождение польского народа, которому гитлеровцы готовили полное уничтожение.

Но это — следствие действий польской власти в последние 25 лет, когда ряд политиков заявляют, что не было освобождения Польши, а была её новая оккупация, когда вовсю прямолинейно «ковыряются» в сложных и неоднозначных событиях нашей общей истории, когда в школах и вузах однобоко и часто просто искажённо преподаётся история, когда отделы истории и политики в книжных магазинах заполнены русофобской и антисоветской литературой как польского и англоязычного «производства», так и российского происхождения в стиле «произведений» сванидз, млечиных и им подобных, вплоть до поделок обязательного Суворова-Резуна и деятелей российского «Мемориала».

Во время нашей поездки в Польшу я не обнаружил в книжных магазинах учебников русского языка, польско-русских и обратных словарей и электронных переводчиков, а также книг на русском языке. Попадались в основном англоязычные. Хочется надеяться, что где-то в Польше книги на русском языке всё же можно купить. Но тяга к изучению русского языка есть. Так, в одной из гостиниц её сотрудница сообщила мне, что она учит русский язык.

Однако по всей стране проявляют рвение подразделения Института национальной памяти, на антисоветскую и русофобскую деятельность которого польская власть не жалеет денег. Печально, но многие газеты и журналы, а также ряд телеканалов ведут такого же рода «просвещение». В связи со 100-летием со дня восстановления независимости Польши на улицах Варшавы были установлены большие плакаты с прославлением роли США и её президента того времени В. Вильсона, но нигде не упоминалась роль русской революции в связи с этим событием. Тогда же в самом центре Варшавы были размещены огромная инсталляция о Катыни и откровенно антисоветской направленности фотовыставка о вводе в 1968 году войск стран — членов Организации Варшавского Договора в ЧССР.

В Варшаве и других городах за последние несколько лет были демонтированы памятники Благодарности польского народа Красной Армии за освобождение Польши. К сожалению, в ряде мест были и случаи вандализма на кладбищах советских воинов. Общей статистики я не знаю, знаю только, что, к примеру, в г. Калиш в течение одного года дважды рушили надгробные памятники. Знаю и то, что в Польше около 640 таких кладбищ, нормальное состояние которых должно обеспечиваться польско-российским соглашением. Правда, в Калише вандалов задерживали и отдавали под суд, но общественность, как правило, не информировали, за чей счёт восстанавливались памятники и какое наказание получали вандалы. Во всяком случае, я такой информации в польском интернете не встречал, а на известный мне запрос из Москвы администрация не дала конкретного ответа.

К счастью, в Польше есть и были другие поляки, даже руководители. Недавно на весь мир прозвучала весть о зверском убийстве во время благотворительного концерта мэра Гданьска 53-летнего Павла Адамовича. Как сообщили польские СМИ, убийцей был рецидивист, выпущенный из тюрьмы. Неизвестно, действовал ли он самостоятельно и чем руководствовался, кроме состояния своей психики, или же был кем-то натравлен.

Адамович был нетипичным представителем сегодняшней польской элиты. За те 23 года, что он руководил Гданьском, этот город стал на деле настоящим побратимом Калининграда. В то время как власти в Варшаве опустились до открытой русофобии и соответствующих действий, Гданьск под его руководством этому воспротивился, и там не было снесено ни одного памятника Красной Армии, а сам Адамович начиная с 1995 года вернул празднование Дня освобождения города Красной Армией и каждый год сам лично возлагал цветы на кладбище советских солдат, неизменно говоря журналистам: «Нам нельзя забывать, что именно СССР и все советские народы понесли самые большие жертвы в борьбе с нацизмом». Он отказался от исполнения закона о декоммунизации и переименовании улиц, многократно выступал против антироссийской риторики властей и в СМИ. Для облегчения пребывания в Гданьске туристов из Калининградской области Адамович стремился к установке русскоязычных информационных табличек. Предлагал вернуть имя В.И. Ленина Гданьской судоверфи.

Как признают жители города, Гданьск очень сильно изменился в лучшую сторону, и Адамович поддерживал стремление превратить город в место настоящего гостеприимства. Когда год назад хулиганы забросали камнями автомобиль туристов из Калининграда, Адамович пригласил этих туристов в администрацию города и лично извинился перед ними. Он неоднократно посещал Калининград, проводил встречи с жителями и говорил о необходимости дружить, открыто критикуя власти Польши за запрет приграничного движения, заявляя, что за запретом стоят определённые политические силы, которые не руководствуются интересами простых людей. Гданьский руководитель считал своей обязанностью популяризировать русский язык в Польше.

После его трагической гибели тысячи калининградцев подписались под петицией с предложением назвать улицу и сквер в Калининграде именем Павла Адамовича.

Адамович не был левым, и его понимание демократии, судя по его блогу на одном из российских сайтов, отличалось от того, что большинство россиян вкладывает в это понятие, но он не был русофобом, а был нормальным поляком, настоящим человеком, каким, как мне кажется, является существенная часть польских граждан.

ПОДТВЕРЖДЕНИЕМ этого является то, что много поляков, несмотря на гнусные действия властей, помнят подвиг солдат Красной Армии и чтят память погибших при освобождении Польши. Так, 1 ноября, в День поминовения усопших, и в последующие дни соцсети были заполнены снимками рядовых поляков, которые ставили зажжённые свечи и лампадки к памятникам советским воинам. В Скарышевский парк Варшавы, где власти снесли памятник Благодарности Красной Армии, по инициативе польской общественной организации «Красная история» пришли десятки варшавян и зажгли свечи на месте монумента. А до этого накануне сноса рядовые поляки зажгли свечи у строительного забора, ограждающего остатки памятника. Кто-то из варшавян установил импровизированную мемориальную доску с надписью по-польски: «Оставить памятники! Если бы Гитлер остался, сколько бы осталось нас?»

Польское содружество «Курск» (командир Ежи Тыц) уже 10 лет восстанавливает и ремонтирует как монументы, так и целые кладбища. Процесс стал набирать силу последние несколько лет благодаря финансовой помощи сначала рядовых россиян, а теперь и благотворительного фонда из города на Неве и общественных организаций России. На призыв содружества отметить 3 декабря прошлого года День неизвестного солдата России ответили уже более 20 городов, где на кладбищах покоятся неизвестные советские воины. Было сделано много фотографий, показывающих возложение цветов и зажигание свечей на надгробных плитах с надписью «Неизвестный солдат».

Много было впечатлений от поездки в Польшу, в основном хороших. Надеюсь, что годы морока минуют и вернутся нормальные отношения между нашими странами и нашими народами.

Во время поездки я посетил Варшавское кладбище, где похоронена любимая мной незабываемая Анна Герман. На её могиле множество цветов, есть и записки на русском языке. Положил и я принесённые цветы, ведь несравненная польская певица была и нашей, советской певицей и олицетворяла польско-советскую дружбу.

P.S. Перед отъездом в Польшу я запасся письмом председателя Комитета Госдумы Л.И. Калашникова на имя консула РФ в Гданьске с просьбой оказать содействие в получении фотографий места захоронения в городке Вейхерово, находящемся километрах в 60 от Гданьска, советского солдата М. Балаганского. Будучи в Гданьске, мы с внуком с некоторыми затруднениями попали в консульство. Я вручил атташе письмо и копии статей из «Правды», связанных с судьбой М. Балаганского, начиная со статьи В.С. Кожемяко «Любовь сквозь огонь» (№103 за сентябрь 2015 г.), и через пару дней получил на смартфон нужные фотографии. После приезда в Москву переслал их в Благовещенск ветерану Великой Отечественной Нине Валериановне Релиной, которая во время войны переписывалась с танкистом.

Автор: Евгений АРГИН. г. Москва.

 

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *