По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Автор статьи — Лариса Ягункова
Кажется, никогда ещё кинопремьера не сопровождалась такой беспрецедентной рекламой
О достоинствах этого супербоевика говорилось с утра до вечера по всем каналам: мол, высокохудожественный ультрапатриотический фильм, посвящённый одному из героических подвигов Великой Отечественной войны. Само название фильма — «Т-34» — настраивает на восприятие эпохальных событий, так и хочется узнать, как воплотились в современном фильме боевые дела советской «тридцатьчетвёрки», а заодно и почувствовать, насколько важна для нынешнего художника историческая правда.
СРАЗУ НАДО СКАЗАТЬ, что фильм Алексея Сидорова (он же и сценарист) поражает своим антиисторизмом. Тут уж не до рассуждений о законах жанра, в котором он снят. Тем более что не они определяют невероятные изъяны картины. Да, режиссёр решил сделать сказку о безупречном и непобедимом герое в духе американского блокбастера. И убедительность этому в высшей степени условному персонажу должен был придать именно танк Т-34. Собственно, этот танк и дал разбег режиссёрскому замыслу.
В ГДР со времён войны бытовала легенда о трофейном советском танке с экипажем из военнопленных — узников концлагеря. Он вырвался с полигона, где служил тренировочной мишенью для фашистских бронебойщиков, и катком прошёл по лагерным службам, посеяв панику в окрестностях, но, конечно, был обречён. Заключённые предпочли умереть в бою, как солдаты.
Об этой легенде в начале 1960-х годов рассказала газета «Комсомольская правда». А вскоре режиссёры Н. Курихин и Л. Менакер сняли фильм «Жаворонок» (1964 г.), в котором повествовалось об этом невероятном танковом рейде. Снятый в приёмах поэтического кино, фильм прозвучал как героико-романтическая баллада.
Фильм «Т-34», конечно, не ремейк «Жаворонка» ни по жанру, ни по смыслу. Собственно, бегство заключённых на танке из концлагеря — история, подчинённая основному сюжету. А главный сюжет заключается в противостоянии фашиста Ягера и советского лейтенанта Ивушкина. Тут своя интрига, которая начинается в длинном прологе: обороняя Москву, танковый экипаж Ивушкина уничтожает всю танковую роту Ягера. Надо знать, что Ягер в переводе с немецкого означает «охотник» — с первых же эпизодов фильма он в охоте на Ивушкина. Последним снарядом Ягер поражает «тридцатьчетвёрку».
В этом приключенческом боевике (именно так аттестован этот фильм) не стоит искать глубинных причинно-следственных связей. Всё совершается «волею судеб». И вот Ивушкин, взятый в плен под Москвой, семь раз бежавший из концлагерей и почему-то не расстрелянный после первого же побега, оказывается под началом Ягера в очередном концлагере. (Зачем немецкому командованию понадобилось превращать танкового аса в лагерного охранника — непонятно).
Зато понятно, что без этого не завязать игру охотника и дичи. Истерзанный пытками Ивушкин упорно отказывается назвать свои имя и звание. Но наконец Ягер признаёт в нём своего давнего противника. И предлагает сохранить ему жизнь, если тот поучаствует в «военной игре», наберёт команду из заключённых, вместе с ними отремонтирует трофейный советский танк Т-34 и выйдет на испытательный полигон против немецких курсантов на их новеньких «пантерах».
Вспомним, что в фильме «Жаворонок» пленный танк должен послужить только живой мишенью. Здесь же разыгрывается настоящая баталия: оказывается, в захваченном фашистами танке остался целый боекомплект, который и пригодился новому экипажу. Танк Т-34 под командой Ивушкина расколотит двух «пантер» и вырвется с полигона, на прощание послав снаряд в командный пункт, где собралось всё лагерное начальство, да к тому же верхушка рейха, чуть ли не сам Гиммлер.
Эта режиссёрская фантазия может показаться невинной, но на самом деле она не так уж безобидна. Действие фильма происходит весной — летом 1944 года. Красная Армия в это время стремительно наступает по всему фронту. Немецкое командование занято разработкой нового секретного оружия. И вряд ли Гиммлер одобрил бы эти «военные игры». Тем более что танк Т-34 отнюдь не новинка.
Кажется, режиссёр достаточно убедительно показывает, как из заключённых складывается команда, восстанавливающая танк. Но в этом и есть историческая неправда. Показав концлагерь как страшную упорядоченную машину для уничтожения людей, режиссёр как бы забыл об этом, предоставив четырём танкистам из заключённых возможность распоряжаться своим временем, делать что угодно, словом, находиться на особом положении.
Вся эта неправда допущена только ради занимательности сюжета. Зритель, мол, всё примет — лишь бы получился боевик.
Но дальше пойдёт ложь совершенно нестерпимая. Вырвавшись с полигона, танк устремляется — куда бы вы думали? К границе Богемско-Моравского нейтрального протектората. Там, мол, свобода. По дороге танкисты запасаются продовольствием и топливом. Они полны оптимизма. Но ведь должен был хотя бы Ивушкин, как политграмотный офицер, знать, что с марта 1939 года Чехословакия полностью оккупирована Германией и любой её формальный протекторат — это часть фашистского рейха.
Для чего понадобился режиссёру этот обман? Для того чтобы поднять тонус всего повествования? Или просто растянуть время действия? Если есть цель — есть и путь к ней. А героям ещё долго придётся находиться в пути.
По дороге они в условленном месте подбирают переводчицу Ягера, выбранную им из числа заключённых: полюбив Ивушкина, она решилась на побег из лагеря. Строго говоря, любовная линия этому фильму совершенно не нужна, но как не утеплить действия и вместе с тем не заострить ситуацию: ведь отношения девушки с Ягером не оставляют сомнений.
Зрителей всё время держат в убеждении, что спасение беглецов реально: надо только добраться до мифического нейтрального протектората. Не было бы таких шансов — и куда ниже был бы градус зрительского восприятия той компьютерной игры, в которую превращается погоня за беглецами, возглавляемая Ягером. За танком охотятся наземные и воздушные силы. Это уже целая позиционная война, затеянная ради демонстрации спецэффектов и трюков. И тут режиссёр и вся его команда проявляют большую изобретательность: понятно, что для них главное — зрелищность.
Конечно, Ивушкин и Ягер вновь должны встретиться лицом к лицу. Надо сказать, что оба эти персонажа — фигуры достаточно условные, синтезированные по правилам жанра: один — воплощение мужества и чести, другой — олицетворение хищничества и жестокости. Эти качества многократно отображаются в фильме. Но тут их отношения как бы переходят в иное измерение. Перчатка, брошенная немцем, — это вызов на поединок. Нет больше охотника и дичи — теперь они на равных. Как-то непоследовательно подводит нас к этому положению автор фильма. Ивушкин и Ягер — антиподы и враги без всяких смягчающих обстоятельств. Никакая джентльменская дуэль между ними невозможна. Всё это идёт от стилистики компьютерной игры, от облегчённого отношения к тяжелейшей теме.
Однако и приключенческий фильм, временами похожий на комикс, требует историзма.
Что доминировало тогда в сознании воюющих сторон? Государственные идеологии — советская и фашистская. На них взрастали целые поколения. Но если фашизм культивировал в людях классовый антагонизм и расовую нетерпимость, то советская идеология основывалась на законах социального равенства и национального братства. Именно советский патриотизм сыграл решающую роль в победе над опасным врагом, ещё не знавшим поражений. Разве не писали бойцы в коротких записках перед смертельной атакой «Считайте меня коммунистом»?
К сожалению, идеологический вопрос не поднимается даже в самых серьёзных фильмах нового времени. Что же говорить о боевике с уклоном в комикс. Но именно комикс в простоте своей может легче всех прочих опорочить историю.
В танковой битве Ивушкина с Ягером нет победителя: обе машины разбиты. Преграждая друг другу путь, они столкнулись, броня к броне, на узком мосту через горную речку. Но танк Ягера оказался в самом невыгодном положении: ослеплённый снарядом, попавшим в смотровую щель, он завис на самом краю, обрушив перила, и вот-вот рухнет в реку. Ягер, чудом оставшийся в живых, пытается выбраться наружу, но ему не хватает сил сделать ещё один рывок. И тут Ивушкин, невредимый на своей разбитой броне, протягивает ему руку…
Вот оно, отвратительное поучение, которое даёт фильм зрителю: так называемая общечеловеческая мораль превыше всего. Прощайте врагам своим, даже если они преступили все законы человеческой совести. Как будто не было страшной войны ради порабощения и уничтожения целых народов. Как будто сотни тысяч людей не проходили через ад концлагерей, не гибли мученической смертью в газовых камерах и печах крематориев. Рукопожатие с палачом — надо же было такое придумать! И для чего? Чтобы попрать саму память о войне и её жертвах, о тех, кто отдал жизнь в борьбе за свободу и независимость своей Родины.
Это и есть ложь на длинных ногах, которая сегодня шагает по нашей земле, пытаясь одурачить новые поколения, отвратить их от исторической правды. Не мог советский офицер протянуть руку эсэсовцу. И сколько бы ни говорилось в оправдание этого лживого жеста, что Ягер фактически уже мертвец и потому не может ни ухватиться за своего спасителя, ни потянуть его за собой в пропасть, «красивый жест» сделан, и в этом — идейный яд, чудовищная контрпропаганда, противоположная той высокой правде, которую должен нести по-настоящему патриотический фильм.
А что же стало с самим танком Т-34? Он так и остался на мосту с перебитой гусеницей. Без него действие быстро сошло на нет. Этот танк, одушевлённый его экипажем, мог бы стать подлинным героем фильма. Но по существу оказался только придатком приключенческой игры в войну. И это особенно досадно. А ведь актёры изначально всерьёз восприняли задачу: показать, как из лагерных заключённых складывается под руководством Ивушкина боевая команда, способная восстановить танк и проявить на деле все его боевые качества.
В этих эпизодах мы видим живых людей, по отдельным репликам угадываем их прошлое и чувствуем к ним интерес. Благодаря тому получает оправдание исключительная и, в сущности, невероятная ситуация, когда заключённые концлагеря под носом у фашистов готовят танк к боевому прорыву. Но, оказывается, всё это нужно лишь для того, чтобы развернуть танковую баталию, в которой нет ни победителей, ни побеждённых, а в конечном счёте побеждает общечеловеческая мораль. В итоге наши танкисты, похоронив погибшего товарища (цитата из фильма «Жаворонок»), полные оптимизма, пешком отправляются в мифический нейтральный протекторат, до которого уже рукой подать.
Неправомочно сравнивать два фильма, снятых на одну тему с разницей более чем в полвека, но, использовав сюжет «Жаворонка» и неоднократно как бы цитируя его, современный режиссёр предлагает проводить определённые параллели. В «Жаворонке» выразителем нашей морали был танк, остановившийся перед немецким ребёнком, перебегавшим дорогу. Это, конечно же, не рукопожатие с фашистом, хотя бы и полумёртвым.
Герои «Жаворонка» осознанно шли навстречу смерти, чтобы сохранить своё человеческое и воинское достоинство. Это не игра в войну с многократно превосходящим противником. А прогулка героев после всех этих приключений по солнечным «нейтральным» лесам выглядит просто оскорбительно по отношению к тем, кто действительно воевал в это самое время на реальной войне. И не стоит ссылаться на то, что перед нами, дескать, сказка на материале Великой Отечественной войны — такие сказочники готовы ничтоже сумняшеся переписать всю нашу великую историю.
Комментарий редакции: Нет никакого сомнения в том, что в условиях современной «демократии» даже внешне безобидная кинокартина непременно содержит в себе определённый подвох. Не будут же при нынешней системе рассказывать народу полную правду о Великой Отечественной войне, о нашей истории в целом. Напротив, её будут так или иначе искажать. А правда заключается в том, что не волей случая Советский союз разгромил «коричневую чуму». В статье подчёркивается, что имело место столкновение идеологий. Советский народ боролся против попыток порабощения нашей страны, против насаждения человеконенавистнической идеологии. Альтернативой этому была модель, базирующаяся на равенстве, на справедливости, на свободе, на братстве, на дружбе народов. Все эти принципы отстаивал Советский союз. Но разве нынешние политические представители буржуазии станут вспоминать об этом? Нет, они умалчивают реальность. Ну а упомянутый в статье мотив «общечеловеческой морали» вообще выдаёт с головой авторов фильма. Ни о каком единении, никакого стремления к сотрудничеству с нацистами у Советских людей не было. Если, конечно, авторы картины не имеют в виду предателей вроде власовцев. Последние братались с врагами нашей Родины. Но к большинству народа СССР это не относится. Напротив, Советские люди достойно защищали наше Отечество. Такова правда истории.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.