По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Автор статьи — Сергей Кожемякин
Антикитайская политика США обретает всё более агрессивные формы. Против Поднебесной ведётся не только экономическая война. От Пекина требуют подписать капитуляцию в политической сфере, отказавшись от прав на Тайвань и Южно-Китайское море.
От унижений к великому возрождению
Становление североамериканского капитализма неотделимо от экспансии — как, впрочем, и развитие любой другой капиталистической страны. Уже в начале XIX века Вашингтон стал активно прибегать к «дипломатии канонерок». Угрожая применением силы, он добивался от правительств других государств исключительных прав для собственного бизнеса и прочих уступок. Изначально эта тактика была опробована на Латинской Америке, а потом охватила почти весь мир. Присоединившись к европейским державам, США принялись навязывать кабальные договоры Китаю. Богатейшая страна обескровливалась, население нищало, а все восстания жестоко подавлялись.
Унижения той эпохи оставили большой шрам на национальном сознании китайцев. Стремлением избавиться от них во многом и обусловлен рывок, который страна совершила во второй половине прошлого и начале нынешнего века. Это подчеркнул Председатель КНР Си Цзиньпин в своём докладе на последнем съезде Компартии. «В период после «опиумных» войн Китай, страдавший от внутренних невзгод и внешней агрессии, переживал мрачные времена, а китайский народ жил в муках из-за нескончаемых военных смут, раздробленности страны и невыносимости бедствий», — заявил он. И, продолжая, отметил, что конечной целью эпопеи дерзновенной борьбы должно стать великое возрождение китайской нации. Которое, обратим на это особое внимание, руководство КНР не отделяет от социализма.
Нынешнее поведение США мало чем отличается от политики вековой давности. Только канонерки заменены авианосцами, а методы экспансии расширились за счёт информационных технологий и большей экономической зависимости, позволяющей душить неугодные правительства санкциями и высокими пошлинами. Напомним, что в прошлом году Китай столкнулся с ввозными пошлинами на товары, поставляемые им в США. Согласно объяснениям Дональда Трампа и других американских чиновников, это должно положить конец «несправедливому» торговому балансу, при котором китайский экспорт в США превышает импорт из этой страны в три раза. Вашингтон явно стремится остановить рост КНР, и прежде всего — её превращение в ведущую технологическую державу, что позволило бы Пекину положить конец существующей ещё зависимости от западных стран и стать основой для принципиально нового миропорядка.
Однако экономическими методами склонить Китай к капитуляции не удалось. Введённые им ответные меры привели к тому, что по итогам прошлого года сальдо торгового баланса только увеличилось в пользу Поднебесной. По-прежнему высоким остаётся рост ВВП: при запланированных 6,5 процента он составил 6,6, в два с лишним раза превысив рост американской экономики. Ускоренными темпами развивается обрабатывающая промышленность, бюджетные инвестиции в которую увеличились почти на 10 процентов. Ещё больше — на 13 процентных пунктов — выросли вложения в сельское хозяйство. На 8,7 процента вырос реальный располагаемый доход на душу населения. В общем, противники Пекина столкнулись с противоположным результатом. Вместо ослабления произошла мобилизация внутренних резервов государства, чему способствовал взятый курс на рост инфраструктурных инвестиций, снижение налогов и расширение внутреннего рынка.
Тайваньский клин
В этих условиях США сменили тактику. Анонсированное ещё осенью очередное повышение пошлин — с 10 до 25 процентов на товары стоимостью 200 миллиардов долларов — отложено до 1 марта. Данный перерыв, однако, меньше всего напоминает снисхождение. Скорее, это время для исполнения ультиматума. В его рамках от Китая требуют резко сократить субсидии госпредприятиям, увеличить закупки американской промышленной и сельхозпродукции, а также отказаться от практики, при которой компании из США, заходящие на рынок КНР, должны делиться с Пекином технологиями.
Таким образом, администрация Трампа не просто требует корректировки двусторонней торговли — она перешла к открытому вмешательству во внутреннюю экономическую политику Китая. В США прямо заявляют, что не позволят подвергать сомнению свою гегемонию никому. Такой была главная мысль послания Трампа «О положении дел в стране», с которым он выступил 5 февраля перед конгрессом. «Сегодня мы чётко заявляем Китаю, что приходит конец его многолетней практике, когда он наносил ущерб нашим предприятиям, крал нашу интеллектуальную собственность, американские рабочие места и американское богатство», — заявил он.
Для подкрепления этих слов Вашингтон перенёс центр тяжести с экономического на военно-политическое давление. Спустя день после выступления президента госсекретарь США Майк Помпео дал интервью телеканалу «Фокс ньюс», в котором обозначил главные пункты антикитайской стратегии. По его словам, Соединённые Штаты слишком долго не рассматривали угрозу национальной безопасности со стороны КНР серьёзным образом.
Теперь, продолжал Помпео, ситуация изменилась. Во-первых, Вашингтон намерен сдерживать усиление Народно-освободительной армии Китая (НОАК). Выразив тревогу по поводу возможностей китайских баллистических ракет, чиновник призвал дать отпор ракетной программе Пекина. Во-вторых, глава американской дипломатии выступил с призывом к «технологическому эмбарго». По его словам, КНР много лет занималась «кражей интеллектуальной собственности», что позволило ей укрепить вооружённые силы.
Выступлению Помпео предшествовал доклад Разведывательного управления минобороны США, целиком посвящённый Китаю. На 140 страницах представлена картина, призванная убедить всех — от истеблишмента до обывателей — в огромной опасности Пекина. Как утверждают авторы документа, в результате бурной модернизации НОАК уже в ближайшем будущем станет обладателем «самых современных ударных и оборонительных систем». «В некоторых областях Китай уже занимает первое место в мире», — добавляют они.
Доклад, в частности, упоминает гиперзвуковые летательные аппараты, малозаметные бомбардировщики и антикорабельные баллистические ракеты, способные уничтожать авианосцы. А чтобы эта информация не вызвала разночтений, развед-управление завершило доклад выразительным выводом: растущая военная мощь Китая может вселить его руководству самоуверенность, и тогда принимать какие бы то ни было меры будет поздно.
Также документ недвусмысленно даёт понять, на чём именно намерен сосредоточиться Вашингтон. Через весь текст проходит мысль, что Китай попытается силой присоединить Тайвань. Выбор острова в качестве главного объекта для провокаций вполне объясним. 70 лет назад туда бежали разбитые НОАК сторонники партии Гоминьдан, после чего Тайвань был взят под особую опеку Вашингтона. Потепление отношений между КНР и США привело к тому, что американские власти признали остров частью Поднебесной и формально разорвали с ним дипотношения. Фактически же Вашингтон оставил за собой право быть гарантом безопасности Тайваня, поставляя ему оружие и держа наготове 7-й флот ВМС.
После прихода Трампа США стали настойчиво вбивать клин в отношения между Пекином и Тайбэем, существенно улучшившиеся в последние десятилетия. Ещё в 1992 году было подписано соглашение, по которому обе стороны признавали единство Китая. КНР является крупнейшим торговым партнёром острова. Теперь же тайваньская администрация под явным нажимом Вашингтона взяла курс на полное отделение. Президент Цай Инвэнь в своём новогоднем обращении заявила, что остров не собирается идти на уступки Пекину и отказываться от суверенитета. Провокационный характер речи был усилен тем фактом, что 1 января исполнялось 40 лет обращению «К тайваньским соотечественникам», в котором руководство КНР призвало остров к объединению. Очевидно, в Тайбэе и в Вашингтоне рассчитывали на жёсткую ответную реакцию, которую можно будет использовать как доказательство агрессивных планов Пекина.
Однако в КНР раскусили этот замысел. Выступление Си Цзиньпина по случаю знаменательной даты было подчёркнуто корректным. Он заявил, что мирное воссоединение Китая в интересах жителей по обе стороны Тайваньского пролива. В качестве модели Председатель КНР привёл Гонконг и Макао, вошедшие в состав Китая на основе принципа «одна страна — две системы» и сохранившие широкую автономию, а также прежний экономический строй. Вместе с тем Си Цзиньпин сообщил, что никакое вмешательство извне в тайваньский вопрос недопустимо. В этом случае Пекин оставляет за собой право принять все необходимые меры.
Провокации, тем не менее, продолжаются.
25 января через Тайваньский пролив прошли два американских военных корабля. Это уже третий подобный демарш за три месяца. Более того, главком ВМС США Джон Ричардсон не исключил отправки в пролив авианосцев. Наращиваются поставки острову вооружений. Недавно стало известно о переговорах относительно покупки Тайбэем новейших истребителей F-35 и участия американского ВПК в программе модернизации подводного флота.
Тайвань в самом прямом смысле подталкивают к конфликту с Пекином. Группа сенаторов-республиканцев выступила с инициативой пригласить Цай Инвэнь на совместное заседание конгресса. Одновременно тайваньская администрация готовит «чёрный» список китайских предприятий, на импорт которых будут введены ограничения. Речь прежде всего идёт о крупнейших телекоммуникационных компаниях «Хуавэй» и ZTE. Выбор более чем предсказуем, ведь именно эти компании испытывают наибольшие нападки Вашингтона.
Агрессия за ширмой свободы
Другим районом, на который направлено остриё американских атак, является Южно-Китайское море. США отказывают Пекину в суверенитете над его акваторией. «Территориальная экспансия Китая незаконна и опасна, — заявил вице-президент Майк Пенс. — Это угрожает суверенитету многих стран и ставит под угрозу процветание всего мира». Характерно, что сами государства региона не настроены столь категорично. Например, президент Филиппин Родриго Дутерте выступил против внешнего вмешательства, уточнив, что соседи могут решать споры сами. На это направлен Кодекс поведения в Южно-Китайском море, в разработке которого участвуют КНР и члены Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН).
США вовсе не заинтересованы в мире, для чего сознательно поддерживают здесь высокий уровень напряжённости. Этому служит осуществляемая уже несколько лет операция по обеспечению свободы судоходства. В её рамках американские военные корабли проходят в непосредственной близости от принадлежащих Пекину островов. В последний раз это произошло 11 февраля, когда два ракетных эсминца ВМС США вошли в акваторию архипелага Наньша (Спратли). В последнее время американские корабли всё чаще сопровождает авиация, включая стратегические бомбардировщики B-52. Как обычно, аргументы притянуты за уши. В МИД КНР обратили внимание на то, что США так и не представили доказательств существования каких-то проблем со свободой судоходства или перелётов в Южно-Китайском море.
Не довольствуясь простой демонстрацией силы, Вашингтон может перейти к прямым военным провокациям. Уже упоминавшийся Джон Ричардсон заявил о необходимости «ужесточить контроль» над кораблями береговой охраны КНР и китайским рыболовецким флотом. При этом США пытаются придать операции международный статус. В январе в Южно-Китайском море прошли военные учения американских и британских ВМС. О готовности послать в регион свои суда объявил на днях министр обороны Австралии Кристофер Пайн. Кроме того, австралийское правительство заблокировало контракт на покупку китайско-гонконгским консорциумом доли в местной газотранспортной компании, а также исключило корпорацию «Хуавэй» из проекта по прокладке сети подводных кабелей.
В фарватере американской политики движется и руководство Японии. Ему, среди прочего, поручено максимально осложнять реализацию китайской стратегии «Один пояс — один путь». Во время последнего визита в страну Майка Пенса стороны договорились создать фонд для финансирования инфраструктурных проектов в Индо-Тихоокеанском регионе. Также Токио обещает странам Юго-Восточной Азии подготовить 80 тысяч специалистов для обрабатывающей промышленности и цифровой индустрии. Совершенно очевидно, что эти инициативы имеют антикитайский подтекст и преследуют цель остановить экономическое и политическое сближение стран региона с КНР.
Злобные нападки, которые обрушивают на Китай США и их союзники, лишь подтверждают, что Пекин выбрал верный путь. Сделав великое возрождение своей целью, страна сможет отстоять свой выбор.
Комментарий редакции: Собственно говоря, действия Вашингтона были вполне предсказуемы. Империализм всегда пытается удушить страны, отказавшиеся действовать под его диктовку. Но социалистические государства представляют для мирового капитала огромное препятствие во всех отношениях. Вопрос в другом — как поступят народы, которые испытывают на себе давление. Например, КНР не поддаётся на провокации американской олигархии. Почему? Нам скажут: «китайское руководство готово до конца защищать свою страну». В основе этого лежит много факторов. Это и развитая экономика, и крепкая обороноспособность, и отсутствие уязвимого положения китайской управленческой «элиты». Да, коррупция там тоже имеет место (как и во всех странах). Однако в КНР с данным злом борются. Невозможно в дурном сне вообразить, чтобы в этой стране министра, обворовавшего бюджет и «распилившего» государственную собственность, назначили бы руководить государственной корпорацией. Соответственно, в Китае не господствует прослойка воров, которая стремится отмыть награбленное за границей. Это значит, что на руководящих кадров этой страны нет компромата. На них давить невозможно. К сожалению, в нашей стране дела обстоят противоположным образом. И так будет, пока господствует компрадорский олигархический капитализм.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.