По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».
Президент Владимир Путин подписал закон об алиментах для граждан предпенсионного возраста. Изменения коснулись статьи 169 Семейного кодекса России. Согласно новому закону, право нетрудоспособных совершеннолетних, которым нужна помощь, а также право нуждающегося в помощи бывшего супруга, достигшего пенсионного возраста, на алименты распространяется в том числе на женщин, достигших возраста 55 лет, и мужчин — 60 лет.
Как ранее отмечал депутат Госдумы от КПРФ Алексей Куринный, фактически новый закон перекладывает часть социальных обязательств с государства на детей пожилых россиян. По его мнению, подобные поправки — попытка оправдаться перед населением и перенести ответственность за содержание пожилого человека на него самого и его семью.
Действительно, речь идет о гражданах, которых государство, по сути, лишило пенсии и вынуждает продолжать работать. То есть, конкурировать на рынке труда с более молодыми коллегами. И далеко не факт, что пожилые смогут делать это на равных.
По статистике, средняя продолжительность жизни в России, при которой человек не испытывает серьезных проблем со здоровьем, составляет всего 62 года. Дальше зачастую проявляются хронические заболевания, и человек вынужден, что называется, ходить по врачам. Работодатели вряд ли станут беспрекословно оплачивать бесконечные больничные «предпенсионеров», и наверняка найдут способ уменьшить издержки.
На деле, есть риск, что значительная часть пожилых останется без пенсий и с мизерными зарплатами на руках, на которое они не смогут сводить концы с концами. Вот тут новый закон Путина очень пригодится — чтобы уже де-юре переложить финансовое обеспечение стариков на плечи их семей.
Причем, надо понимать: тотальное сворачивание социальной поддержки государства — это не недоразумение, а тренд. Это такая новая политическая реальность, которую Кремль предлагает гражданам обживать.
Как метко пишет Der Spiegel, «с эйфорического 18 марта 2014 года Путин и россияне отдалились друг от друга».
«В некотором смысле россияне сегодня ощущают себя так же, как канцлер Ангела Меркель, с разочарованием констатировавшая в 2014 году, что Путин живет „в другом мире“. Кажется, он больше не считает себя обязанным заботиться о благополучии россиян, как будто аннексией Крыма он уже выполнил свою часть общественного договора. С одной стороны, новый Путин оправдывает повышение пенсионного возраста отсутствием денег, и, с другой стороны, представляет дорогое чудо-оружие, которое он хочет направить на Соединенные Штаты. Его больше не беспокоят социальные вопросы», — отмечает немецкое издание.
Можно сказать, пенсионная реформа перечеркнула Крым, и нанесла очень сильный удар по власти. Но система выстояла, и даже не сдалась. Режим продолжает оставаться достаточно консолидированным, несмотря на всю непопулярность реформы. И это означает, что государство будет и дальше действовать в том же духе — урезать социальные обязательства. Пусть даже ценой роста социальной турбулентности — раздражения и возмущения населения.
— Предпенсионерам неслучайно оставили пенсионные льготы — социальные карты, скидки по оплате коммунальных услуг, — отмечает доктор экономических наук, независимый эксперт по социальной политике Андрей Гудков. — Сделано это, я считаю, с единственной целью: если предпенсионера не уволили, но ущемили, у него хотя бы что-то было, и он хотя бы как-то выживал.
Большое количество льгот, плюс теперь и алименты, говорят о том, что правительство прекрасно понимает: предпенсионеры являются малоконкурентными агентами на рынке труда. Их зарплаты, скорее всего, рухнут, и они будут переведены на нижестоящие должности по достижению предпенсионного возраста. Их также могут перевести на неполную рабочую неделю или неполный рабочий день.
«СП»: — А как же обещания Путина, что права предпенсионнеров будут гарантированы, в том числе, уголовной ответственностью работодателей за увольнение этой категории работников?
— Работодатели могут ограничения обойти — это несложно. Достаточно на рабочем месте создать предпенсионеру невыносимые условия, и аккуратно намекнуть: уйди по собственному желанию.
Замечу, по статистике, в России очень немного увольнений происходит по инициативе работодателей. Все, в основном, уходят по собственному желанию. Работников просто некому защищать: у нас нет полноценных профсоюзов, а численность Роструда сократилась в несколько раз по сравнению с советским временем. Я уже не говорю о профсоюзной трудовой инспекции, которая сократилась буквально до двух-трех человек на регион.
Поэтому, с точки зрения работодателя, с предпенсионером можно поступить крайне просто: вызвать его в понедельник, накрутить хвост и дать невыполнимое задание. А в пятницу вызвать снова и наорать, лишить премии, поставить на вид за сорванное поручение. Моральный прессинг — штука очень эффективная, особенно когда человек нездоров.
«СП»: — Государство, когда оставляет людей работать и лишает их пенсии, решает официально заявленную проблему — дефицита рабочих рук?
— Да нет, на мой взгляд, никакого дефицита рабочих рук. Не забывайте, что у нас рыночная экономика, при которой всегда имеется безработица. Кроме того, у нас страна развалилась в ряд отдельных государств, и имеются прекрасные возможности для миграции рабочей силы, в том числе — русскоязычной.
Наконец, у нас теперь страна открыта миру, и иностранные работники прекрасно замещают высококвалифицированную рабочую силу.
Добавлю, что в России, как и везде в мире, наблюдается новая технологическая революция. В машиностроении, например, идет колоссальное замещение рабочих рук роботами, которые в перспективе будут управляться компьютерами с элементами искусственного интеллекта.
Эта революция идет по нарастающий, поэтому количество рабочих мест в России ежегодно сокращается. Причем, сокращается значимо — по миллиону в год.
На мой взгляд, на нашем рынке не просто имеются резервы рабочей силы — наблюдается ее избыток. И этот избыток будет расти хотя бы потому, что в стране не осуществляется масштабных проектов, для которых потребна рабочая сила.
Мы не строим новых заводов, фабрик, электростанций — разве что в ТЭЦ Крыму и завод СПГ в Сабетте.
«СП»: — То есть, повышать в России пенсионный возраст было не нужно, с точки зрения потребностей экономики?
— Я считаю, если уж власти шли на повышение пенсионного возраста, его нужно было поднимать до 62 лет — это возраст здоровой жизни. Потому что повышать планку до 65 лет — просто безобразие, с учетом, что в РФ ожидаемая продолжительность жизни мужчин составляет 67 лет. Именно поэтому пенсионная реформа — просто плевок в граждан.
По сути, сегодня на сравнительно долгую жизнь на пенсии могут рассчитывать только отборные кадры — чиновники, которые всю жизнь пользовались санаториями и услугами 4-го главного управления при Минздраве. В СССР, замечу, чиновники высокого ранга имели среднюю продолжительность жизни на 25 лет больше, чем у рядовых граждан. Такую цифру мне в свое время назвали в «кремлевке».
«СП»: — Власть, вы говорите, понимает, что получит ситуацию, когда предпенсионеры будут работать и получать мизерные зарплаты. Почему Путина не волнует возможный всплеск социального возмущения?
— Путин при вхождении во власть наверняка дал определенные гарантии. В первый раз он их давал еще команде Ельцина — например, обязательство ратифицировать Европейскую социальную хартию. Замечу, как наши либералы не скрипели зубами, они эту хартию ратифицировали. Правда, при этом не стали ратифицировать неотъемлемую, в понимании европейцев, часть хартии — Европейский социальный кодекс, в котором приводятся уже не общие постулаты, а конкретные нормативы.
С пенсионным возрастом, на мой взгляд, ситуация в чем-то схожая. Наша прежняя планка была неудобна для Запада — получалось, в «мракобесной» России на пенсию выходят на семь лет раньше, чем в США.
РФ — через наших либералов — резкое решение по повышению пенсионного возраста навязывалось давно. Но сейчас, видимо, Путина продавили. Не исключаю, что повышение пенсионного возраста было условием со стороны либеральной команды — условием ее поддержки Владимира Путина на выборах-2018. И Путин на эту сделку пошел.
Комментарий редакции: В целом, нынешняя правящая элита рано или поздно пошла бы на осуществление пенсионной «реформы». Все предыдущие заверения высокопоставленных государственных деятелей о намерении отказаться от увеличения возраста выхода на пенсию являлись тактическим ходом. Ведь они отдавали себе отчёт в том, что в случае топорных действий народ выйдет на улицы и сбросит их. Поэтому решили подождать до 2018 года. Но что ещё можно было ожидать от верхов? Во-первых, они представляют интересы буржуазии, стремящейся переложить издержки на плечи простого народа. Более того, капитал рассматривает социальный кризис в качестве условия сохранения своего доминирующего положения. Во-вторых, капитализм в нашей стране носит компрадорский характер. Вся социально-экономическая политика продиктована линией МВФ, ВТО и прочих подобных структур. Мировой капитал стремится оставить только тех, кто будет обслуживать его. Все остальные рассматриваются «глобализмом» как ненужная и «лишняя» часть населения. Поэтому урезание социальных гарантий (в том числе проведение пресловутой пенсионной «реформы») укладывается в русло соответствующих действий. И только последовательная и упорная борьба трудящихся против политики социального геноцида может положить конец грабежу и беспределу.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.