По материалам публикаций на сайте газеты «Правда».
Автор статьи — Сергей Кожемякин
Местные выборы в Турции привели к ослаблению позиций правящей партии. Наряду с углубляющимися экономическими проблемами это может обострить внутриполитическую ситуацию. Выход из кризиса предлагают коммунисты, добившиеся хороших результатов и заявившие о себе как о влиятельной силе.
Рецессия против амбиций
Турецких граждан, пришедших 31 марта на избирательные участки, ожидал непростой выбор. Как правило, они получали сразу несколько бюллетеней с перечнем десятков кандидатов и партий. Объясняется это тем, что в стране одновременно проходило голосование за глав провинций, городов и районов, депутатов региональных парламентов и муниципальных советов, а также за сельских старост и членов сельсоветов. Другими словами, Турция пережила тысячи избирательных кампаний самого разного уровня, и среди них такие крупные, как, например, выборы градоначальников 15-миллионного Стамбула или 5-миллионной Анкары.
Но высокая степень накала воскресного волеизъявления имела и другую причину. Это были первые выборы после масштабных политических реформ, превративших Турцию из парламентской в президентскую страну и наделивших фактически неограниченными полномочиями Реджепа Тайипа Эрдогана. Изменения санкционировал референдум, а окончательно они вступили в силу после выборов главы государства и парламента в прошлом году. Нынешнее голосование должно было укрепить позиции руководства и обеспечить безоблачную политическую полосу до следующего избирательного цикла. Это тем более важно, что в 2023 году будет отмечаться 100-летие Турецкой Республики. По замыслу Эрдогана, юбилею предстоит стать триумфом его многолетнего правления. Вот почему президент назвал выборы «вопросом выживания» и признался: «Если мы не сможем получить желаемый результат, остальные наши успехи окажутся напрасными».
Тревога Эрдогана неслучайна. Жизнь вносит коррективы в его грандиозные планы. Уже несколько месяцев экономика страны переживает трудности, обернувшиеся первой за десятилетие технической рецессией. Так называется спад экономики в течение двух кварталов подряд. В третьем квартале прошлого года снижение ВВП составило 1,6, а в четвёртом — уже 3 процента.
Ещё хуже ситуация в обрабатывающей промышленности, потерявшей, соответственно, 7,4 и 8,5 процента. Национальная валюта — лира — обесценилась по отношению к доллару почти на треть, годовая инфляция превысила 20 процентов. Это напрямую отразилось на социальных показателях. Безработица в Турции достигла 13,5 процента, увеличившись всего за год на миллион человек. Массовые увольнения происходят в металлургии, туристической отрасли и особенно в строительстве, где уровень занятости всего за полгода сократился на треть, или на 550 тысяч человек. Всё сложнее трудоустроиться молодым людям. Каждый четвёртый из них не имеет работы.
Но и наличие рабочего места не гарантирует нормального заработка. Свыше 2 миллионов трудящихся имеют доход меньше официальной минимальной зарплаты (2 тысячи лир, или 23 тыс. руб.), ещё 7 миллионов довольствуются минимальным окладом или получают чуть больше. В общей сложности это 30 процентов рабочей силы. В то же время продукты питания за год подорожали в среднем на 25 процентов, а тарифы на свет и газ увеличились в полтора раза. Наиболее критическая ситуация сложилась с овощами, подорожавшими в два-три раза. Власти были вынуждены открыть в городах муниципальные точки продажи по сниженным ценам. Туда выстраиваются огромные очереди, и, чтобы хоть как-то удовлетворить спрос, отпуск ограничен тремя килограммами в одни руки.
В своей привычной манере президент обвиняет «врагов Турции», но причина куда прозаичнее. Проводимые с начала 2000-х годов неолиберальные реформы нанесли сельскому хозяйству большой урон. Лишённые субсидий, аграрии стали разоряться. Число крестьянских хозяйств за десять лет сократилось с 2,8 до 2,1 миллиона, из оборота выведено 3 миллиона гектаров земель сельхозназначения. Страна, прежде экспортировавшая продукты питания, стала их импортёром.
Образ врага
Экономические проблемы пошатнули рейтинг правящей Партии справедливости и развития (ПСР). Чтобы как-то выправить положение, власти приняли срочные меры. Во-первых, был воссоздан «Народный альянс», появившийся перед последними президентскими выборами. В него вошли ПСР и крайне правая Партия националистического движения. Во-вторых, на ключевые должности были выдвинуты кандидаты-тяжеловесы. Например, спикер парламента и бывший глава правительства Бинали Йылдырым покинул свой пост, чтобы участвовать в выборах стамбульского мэра.
Но это не очень-то помогло, чему способствовали как экономические проблемы, так и объединение основных оппозиционных сил — Народно-республиканской партии (НРП), «Хорошей партии» и ряда других — в «Национальный альянс». В поддержку его кандидатов в крупных городах выступила прокурдская Партия демократии народов, что добавило оппозиции несколько столь необходимых процентов.
Тогда Эрдоган и его окружение обратились к испытанному — причём не только в Турции! — способу: отвлечь внимание населения от внутренних неурядиц. Поводом стал теракт в Новой Зеландии. Напомним, 15 марта приверженец ультраправых взглядов расстрелял прихожан двух мечетей. Несмотря на то, что Новая Зеландия находится на другом конце света, Эрдоган заявил, что «убийца целился в нашу страну, народ и в меня лично». Уже на следующий день после трагедии президент выступил на массовом митинге в городе Текирдаг. На огромном экране за его спиной демонстрировались кадры теракта, снятые самим экстремистом. Добившись нужного напряжения толпы, Эрдоган обрушился на главу НРП Кемаля Кылычдароглу. Тот имел неосторожность заявить журналистам, что преступления на религиозной почве происходят и в исламском мире. В итоге президент назвал оппонента «предателем», «наглецом» и пригрозил, что политику придётся ответить за свои слова.
Тема Новой Зеландии и в целом «заговора против мусульман» эксплуатировалась нещадно. Эрдоган, взявший на себя роль главного агитатора за «Народный альянс», не остановился даже перед провоцированием дипломатического скандала. Выступая по случаю 104-й годовщины начала Дарданелльской операции, во время которой были разбиты войска Антанты (в их числе были и отряды из Австралии и Новой Зеландии), он назвал те события «нападением христиан на мусульман». «Ваши деды пришли к нам и вернулись домой в гробах, — гремел президент. — Если вы нападёте снова, то погибнете, как и они!» После этого турецкий посол в Австралии был вызван к премьер-министру этой страны для дачи разъяснений, а МИД Новой Зеландии выразил протест.
Но Эрдогану только это и было нужно. Создаваемый им образ всемогущего и коварного врага заиграл новыми красками, что позволило вдохнуть новую жизнь и в антигюленовскую кампанию. Напомним, что проживающий в США Фетхуллах Гюлен и его движение «Хизмет» обвиняются в организации попытки переворота в 2016 году. С тех пор в Турции не прекращаются аресты и увольнения людей, подозреваемых в связях с опальным богословом. Общее количество уголовных дел превысило полмиллиона, почти 80 тысяч человек брошены в тюрьмы. И вот теперь Эрдоган призвал «не тратиться на питание заговорщиков» и вернуть смертную казнь.
31 марта, однако, произошёл закономерный сбой системы. Поднимавшая преимущественно социально-экономические вопросы оппозиция добилась успеха. «Народный альянс» потерял ключевые города, в том числе Стамбул и Анкару, удерживавшиеся партией власти больше двадцати лет подряд. В первом из них мэром избран Экрем Имамоглу, во втором — Мансур Яваш.
Очевидно, что турецкое руководство не смирится с неудачей. Ещё накануне голосования Эрдоган заявлял, что не доверяет опросам и оспорит результаты выборов. «Страна узнает обо всех его преступлениях, и тогда не только он заплатит высокую цену, но и жители Анкары!» — предупреждал президент, грозя тюрьмой оппозиционному кандидату Явашу. Инструментов и опыта, как игнорировать народное волеизъявление, у власти предостаточно. За последние пять лет почти 100 мэров и глав районов лишились постов по обвинению в симпатиях к Гюлену или курдским «террористам». Во всех случаях было введено прямое правление и присланы «наместники» — чиновники из столицы. Неудивительно поэтому, что 2 апреля ПСР подала апелляцию в Центризбирком, опротестовав итоги голосования по всем районам Стамбула.
Власть — трудящимся!
В условиях обострения экономической и политической обстановки левые силы становятся всё более весомой альтернативой существующей системе. Коммунистическая партия Турции (КПТ) оказалась среди 12 организаций, допущенных к выборам, и выдвинула сотни кандидатов, в том числе на должности руководителей крупнейших городов. По словам генерального секретаря ЦК КПТ Кемаля Окуяна, буржуазные партии — как провластные, так и оппозиционные — не могут ответить на важнейшие вопросы развития страны и преодолеть кризис. «В основе кризиса лежит капиталистическая организация общества, — заявил К. Окуян на многотысячном митинге в Стамбуле 10 марта. — Капитализм отнимает у людей надежду, насаждает страх перед нищетой, безработицей, потерей жилья. Он разъединяет трудящихся, провоцирует межнациональную и межконфессиональную вражду. Коммунисты хотят сломать эту безжалостную систему, порождающую неравенство, безработицу, кризисы и войны».
Избирательная кампания коммунистов проходила под лозунгами «Против господства капитала!» и «Мы не в одной лодке!», что связано с заявлением Эрдогана, призвавшего сплотиться для совместного преодоления кризиса. В Компартии подчёркивают, что трудящиеся не могут быть заодно с эксплуататорами и врагами рабочего класса.
Эта же мысль содержится в манифесте «Коммунистические принципы для местных администраций». Назовём наиболее важные его пункты. Во-первых, главную задачу местной власти коммунисты видят в участии широких масс в управлении. «Не власть над народом, а народная власть» — так формулируют в КПТ свои требования. Во-вторых, муниципалитеты должны руководствоваться не извлечением прибыли, а повышением уровня жизни граждан. Это подразумевает запрет субподрядов, жёсткий контроль над тендерами и борьбу с коррупцией. В-третьих, все имеющиеся средства должны использоваться для расширения доступа к здравоохранению, образованию, нормальному жилью, транспорту, культуре. Коммунисты заявляют, что всё это — неотъемлемые права человека, и они не могут продаваться и покупаться. В-четвёртых, КПТ выступает за создание среды, способствующей всемерному развитию личности: сети библиотек, театров, спортивных учреждений, научных центров и т.д. В-пятых, все силы должны быть брошены на обеспечение равенства и свободы женщин, для чего необходимы строительство яслей и детсадов, помощь в трудоустройстве и защита от насилия. Отдельные пункты манифеста уделены защите молодёжи от наркотиков, созданию потребительских и производственных кооперативов, борьбе с расизмом и религиозным фундаментализмом.
При этом коммунисты не считают самоцелью увеличение представительства в органах власти. «Выборы — часть классовой борьбы, — пояснила кандидат в мэры Стамбула от КПТ Зехра Гюнер Караоглу. — Своим выдвижением мы хотим показать, что рабочие не обречены на вечное положение угнетённых, мы стремимся усилить борьбу с капиталистами и повысить организованность рабочего класса. За время кампании у нас появилось много новых товарищей, мы укрепили баррикады, которые пролетариат строит против буржуазии. Вне зависимости от количества полученных голосов, мы победили!»
Опыт и вдохновение кандидаты черпали в успехах администрации района Оваджык (провинция Тунджели). В 2014 году его главой — впервые в истории страны — стал коммунист Фатих Мехмет Мачоглу. Вместе с соратниками этот человек, всю жизнь проработавший врачом «скорой помощи», добился ощутимых результатов. Услуги здравоохранения, образования, транспорта и водоснабжения стали бесплатными, власти расширили посевы на государственных землях, направляя собранный урожай на помощь нуждающимся.
Перед нынешними выборами Мачоглу был выдвинут в руководители провинции и, невзирая на жесточайшую конкуренцию, одержал победу. «За три месяца мы прошли от двери к двери, несмотря на снег и дождь. Люди поверили нам, и управлять провинцией мы будем вместе!» — заявил он, призвав к сотрудничеству все дружественные силы.
Теперь, когда на карте Турции появился «красный регион», а число голосующих за коммунистов выросло на порядок, они смогут ещё увереннее отстаивать права трудового народа и сплачивать людей для борьбы за социализм.
Комментарий редакции: Только левый поворот может быть достойной альтернативы нынешнему несправедливому порядку вещей. «Глобализм» не принёс народам ничего кроме страданий, слёз, голода, холода, миллионов ушедших на тот свет жизней и т.д. Только при социализме общество будет иметь возможность пользоваться жизненно важными социальными благами, иметь достойные условия труда и свободного развития. В заявлении Коммунистической партии Турции содержится понимание положения дел. Но в то же время надо понимать, что развитие системы социальных гарантий, установление реальной власти трудящихся возможны только на основе национализации капиталистической собственности, развития экономики на плановой основе. Воплощение в жизнь данных мер позволит организовать систему, при которой национальный доход будет использоваться для повышения благосостояния народа. Но никаких благостных иллюзий быть не должно. Правящий класс добровольно не отдаст власть народу. Поэтому только организация массовых выступлений трудящихся за смену системы сдвинет дело с мёртвой точки. И в заявлении Компартии Турции содержится понимание положения дел.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.