Россия, сломленная бедностью

Россия, сломленная бедностью

Фракция КПРФ в Государственной думе провела «круглый стол» на тему «Борьба с бедностью в России: лозунги и реалии». В заседании приняли участие депутаты, учёные и специалисты, представители исполнительной власти, студенты столичных вузов.

Ведущий «круглого стола», первый заместитель руководителя фракции коммунистов в Госдуме Николай Коломейцев, открывая заседание, заметил, что в зале собрались люди, многие из которых профессионально занимаются поставленной на обсуждение проблемой, и потому есть надежда на плодотворный результат работы этих парламентских слушаний.

Остался только год

Геннадий ЗЮГАНОВ,

Председатель ЦК КПРФ,

руководитель фракции КПРФ в Госдуме:

— Никогда не предполагал, что в Государственной думе придётся проводить слушания по проблемам бедности. Хочу напомнить, что нам от отцов, дедов и прадедов досталась великая страна с тысячелетней историей, с уникальной культурой. Русские под свои знамёна собрали 190 народов и народностей, не уничтожив ни одного языка, ни одной культуры, ни одной веры. Они освободили не только себя самих, но и трижды прикрыли Европу от набегов. Но сегодня страна оказалась в капкане кризисных явлений, под санкциями, и мучается в тяжёлом финансово-экономическом кризисе.

На наших просторах от Чёрного моря и Балтики до Тихого океана осталось всего 2% от населения планеты. При этом у нас сосредоточена треть главных богатств. И мировая олигархия никогда не даст нам покоя, пока их не захапает.

Обычно такие страны покоряются не войнами, а политикой. Это происходит, когда вам навязывают финансово-экономический курс, в результате которого олигархия захватывает основные богатства, а остальные граждане жёстко эксплуатируются и влачат жалкое существование. В связи с этим у нас сложилась абсолютно несправедливая система, которая, эксплуатируя наши ресурсы и людей, даже не хочет делиться, чтобы у трудящихся была нормальная зарплата.

Когда вам говорят, что в стране нет денег, — это самая большая ложь. В стране море денег, но они не работают на граждан нашей державы. Пятый год подряд наши с вами ресурсы — нефть, газ, золото, лес, алмазы — продают на мировых рынках примерно на 20 триллионов рублей. Но ни разу в бюджете не было поступлений от их продажи более чем на 8 триллионов рублей.

Чтобы реализовать те установки, которые сформулированы в послании президента, мы в ближайшее время должны рассмотреть бюджет на три года. Все комитеты и фракции в Госдуме приступили к реализации этой задачи. Но, на мой взгляд, правительство пока не готово к её решению.

На днях наша фракция, её руководство полтора часа обсуждали эту проблему с председателем правительства. Мы открыто сказали, что поддержим формирование бюджета развития. Но для этого надо национализировать минерально-сырьевую базу. Она должна работать на всех граждан, а не на пятнадцать карманов. Для этого надо ввести госмонополию на спиртоводочную промышленность, что даст большие доходы. Для этого надо немедленно ввести прогрессивную шкалу налогообложения, чтобы богатые платили положенные проценты со своих барышей. При этом надо снять налоги с тех, кто еле сводит концы с концами. Ну и целый ряд других предложений. Мы готовы внести соответствующие законы хоть завтра и надеемся, что сегодняшние слушания позволят нам продвинуть эту идею.

Кто у нас самый бедный и нищий? Это «дети войны»! Самым молодым из них — 73 года. В деревне пенсия «детей войны» — 8—9 тысяч рублей, а в городе — максимум 10—12 тысяч. Мы пять раз вносили соответствующий закон. Для его реализации надо заплатить двенадцати миллионам «детей войны» примерно 140 миллиардов рублей. При этом олигарх Михаил Фридман, высасывающий из нашей страны последние соки, живёт в Лондоне. Он вложил в фармацевтическую промышленность Америки и Англии 400 миллиардов рублей. Это больше, чем весь бюджет здравоохранения Российской Федерации на нынешний год!

В Москве сегодня уже 71 миллиардер. При этом они не желают платить нормальные налоги. А в Лондоне, финансовой столице мира, 55 миллиардеров. Самый богатый из них, оказывается, Михаил Фридман. Разве это справедливо? Несправедливо! Нормально? Абсолютно ненормально! Естественно? Противоестественно! Соответствует это мировой практике? Ни на йоту! И в Америке, и в Англии, и в Китае, и в Бразилии богатые люди платят по прогрессивной шкале. Уже завтра можно получить с этого большой доход. И я не вижу тут никакой проблемы, кроме проблемы совести и политической воли.

Для нас принципиально важно поддержать молодёжь и молодую семью. Если у молодой семьи родился второй ребёнок, она сразу попадает в категорию нищих. Заслужили молодые люди подобную участь? Даже из тех выпускников, кто оканчивает вуз с красным дипломом, каждый второй не может найти работу по специальности. Это абсолютно ненормально!

В стране не хватает специалистов, при этом 1,5 миллиона человек с классным образованием работают в иностранных лабораториях и на иностранных предприятиях.

Пять раз я предлагал принять закон о том, чтобы поддержать талантливых людей, вернуть их в Россию и двинуть страну вперёд. У нас же перед войной был уникальный опыт. Выдающийся учёный П. Капица работал в Англии у Резерфорда, но возвратился в Советский Союз. Китайцы вернули всех своих физиков и математиков и сейчас уже Луну осваивают. За прошлый год было 36 космических запусков, и ни одного сбоя.

Только что наша фракция провела выездное заседание в Государственном космическом научно-производственном центре имени М.В. Хруничева. Это лучший завод, который делает новую ракету «Ангара». Но на него повесили, как гири, 70 миллиардов рублей долга и требуют его выплаты. Хотя эти долги давно надо было или списать, или «засушить». При этом необходимо вкладывать средства в супертехнологии, чтобы можно было пригласить молодых ребят, заплатить им большую зарплату и двинуть вперёд нашу космонавтику. В этом залог нашей безопасности и уверенности в будущем. И таких примеров можно привести множество.

Для нас очень важно поддержать молодёжь, молодую и многодетную семью. У молодого человека в семье должно быть минимум трое детей. При рождении он должен получить от государства помощь и поддержку, пакет медицинского обслуживания. Ребёнок должен иметь доступный детский сад и школу. Он должен бесплатно учиться в школе и в вузе, вплоть до получения первого рабочего места. На это есть средства, для этого есть условия, есть возможности.

У страны не может быть никакого будущего при нищающем населении. При падении доверия к власти. При износе более чем на 50% основных фондов. При нарастающем инфраструктурном коллапсе. При оголении гигантских территорий, которые не охраняются, не обживаются и в то же время беспощадно эксплуатируются. Поэтому необходима новая программа развития. Мы предложили свою программу «10 шагов к достойной жизни», которая абсолютно конструктивна.

Мы предложили восстановить Госплан. Но нам отказали. Тогда мы его восстановили в Иркутской области. В результате Иркутская область вошла в десятку самых динамично развивающихся регионов страны.

Мы предложили «мост в будущее» в Новосибирске. Мы начинаем разработку второй очереди новосибирского Академгородка, в составе которого 92 института и ведущие лаборатории. Мы предложили свою региональную политику и поддержку каждого, кто работает, в том числе и на земле. Мы показали опыт народных предприятий, которые стали лучшими в стране. Давайте всё это аккумулируем, обобщим. И я уверен, что тогда мы преодолеем бедность.

В поисках печального портрета

Алексей ВОВЧЕНКО,

первый заместитель министра труда

и социальной политики РФ:

— Одной из ключевых задач на сегодняшний день является реализация цели, поставленной президентом: сократить в два раза численность бедных.

Какой в наших руках инструментарий? Безусловно, это повышение минимального размера оплаты труда. Напомню, что буквально недавно у нас минимальный размер оплаты труда всё-таки сравнялся с уровнем прожиточного минимума.

Следующий шаг — это индексация заработной платы работников бюджетной сферы. Такое решение принято, и мы надеемся, что в следующем бюджетном цикле нам удастся эту индексацию сохранить. Реализуем также ежегодное увеличение страховых пенсий, темпами, которые превышают инфляцию предыдущего года. Это и та пресловутая тысяча рублей, это и индексация пенсий более чем на 7%. Безусловно, у нас сохраняется и индексация социальных выплат и пособий, а также индексация заработных плат не только у бюджетников, но и заработных плат в принципе. Совокупность всех этих мер — вот главное условие реальной борьбы с бедностью.

Мы видим, что среди всех малообеспеченных домохозяйств именно семьи с детьми составляют более 80%. Конечно, это никуда не годится. Тут должен работать весь комплекс мер, направленных на социальную поддержку семей с детьми. Это детские, материнские и страховые пособия. За последние годы у нас появился целый ряд новых пособий на первого и третьего ребёнка. Однако мы пока не можем «сдвинуть» дефицит доходов семей, связанный с рождением детей и их воспитанием.

Начиная с 2020 года активно будем развивать так называемую программу социального контракта, что означает оказание адресной социальной помощи малоимущим в обмен на обязательства семьи улучшить свою жизненную ситуацию. Но не только за счёт пособий мы должны справляться с бедностью, а также за счёт экономики, за счёт достойной заработной платы.

Нужно иметь абсолютно понятный социальный портрет бедных людей. И этим мы тоже сейчас занимаемся, начав в десяти регионах страны адресно выявлять причины бедности.

Нажать на рычаг производственный

Елена ГРИШИНА,

заведующая лабораторией исследования

уровня жизни и социальной защиты

Института социального анализа

и прогнозирования РАНХиГС:

— В нашей стране реальные располагаемые денежные доходы населения уменьшались с 2014 по 2017 год. Также снижались реальный размер пенсий в 2015—2016 годах и реальная заработная плата в 2015 году. Таким образом, в 2018 году реальные располагаемые денежные доходы населения снизились на более чем 10% относительно уровня 2013 года. В связи с этим увеличился и уровень бедности с 10,8% до 12,9% в 2018 году. Вырос дефицит доходов домохозяйств и существенно увеличился уровень бедности среди детей с 19,1% в 2013-м и до 26,7% — в 2016 году.

Доля людей, которые утверждают, что денег им хватает только на еду, а также тех, кому не хватает и на это, в 2017 году составила 20%. Четверть всего населения оценивает своё материальное положение как плохое или очень плохое. Таким образом, доля тех, кто негативно оценивает свои доходы, выше, чем официальный показатель уровня бедности.

Если мы рассмотрим, какие семьи у нас являются бедными в соответствии с официальным показателем бедности, то увидим, что это семьи с детьми. 20% среди них имеют доходы ниже прожиточного минимума. А среди семей, где трое и более детей, этот показатель выше 50%.

Ещё одна группа семей, где высок уровень бедности, — сельские семьи. Социальные пособия лишь незначительно снижают их бедность, потому как сами размеры пособий для малообеспеченных и бедных семей очень низкие. В среднем они менее 10% от прожиточного минимума.

Есть и другая проблема. Более четверти бедных семей вообще не охвачены социальной поддержкой. Кроме того, финансируемые из региональных бюджетов программы поддержки малоимущих семей имеют существенную дифференциацию. Так, например, минимальный базовый размер ежемесячного пособия на ребёнка из бедных семей в Нижегородской области составил в этом году 100 рублей, в то время как в Москве — 4000. Нужно увеличить размеры пособий бедным семьям и создать информационную и нормативно-правовую основу для этого.

Мы предлагаем ввести адресное дополнительное пособие для малоимущих семей в размере дефицита дохода. То есть такое пособие, которое из средств федерального бюджета помогало бы дотягивать до прожиточного минимума каждому члену семьи на условиях социального контракта. Механизм социального контракта позволит активизировать трудовой потенциал семьи. Это очень эффективно. Таким образом, можно снизить уровень бедности среди всего населения в 1,8 раза и уменьшить дефицит доходов в 2,7 раза.

Важно также отметить, что снижения бедности невозможно добиться только за счёт адресной социальной поддержки. Необходимо увеличить реальную заработную плату. Так, в период с 2000 по 2007 год, когда реальная заработная плата росла более чем на 10% ежегодно, уровень бедности снизился более чем в два раза: с 29% до 13,3%.

Словом, меры, направленные на рост реальных заработных плат, на развитие производства и экономики в целом, будут вносить существенный вклад в борьбу с бедностью.

Авоська на доверии

Олег СМОЛИН,

первый заместитель председателя

Комитета Государственной думы РФ

по образованию и науке (фракция КПРФ):

— В указе президента №204 поставлены очень амбициозные задачи: сократить бедность вдвое. Однако там не указано, как этого добиться. И, насколько я понимаю, у правительства тоже пока нет чёткого плана, как указ реализовать. Но давайте попытаемся понять, о какой именно бедности идёт речь?

В 2017 году бедных стало больше, чем было в 2010-м. Потребительская корзина, на основании которой рассчитывается российский прожиточный минимум, более чем скудна, и при этом она «заморожена» в течение восьми лет, до 2020 года, и предполагает преимущественно хлебно-картофельную диету.

В последние годы мы не раз наблюдали потрясающую картину, когда Росстат одновременно признавал рост цен и снижал размеры прожиточного минимума. Я не понимаю, как могут расти цены и при этом может снижаться прожиточный минимум. И, вообще, я больше верю хозяйке, которая ходит в магазин, чем официальной статистике. И если она говорит, что сегодня по сравнению с 2014 годом на те же самые продукты приходится тратить раза в два больше, то как ей не верить?

От представителей власти постоянно слышим, что у нас нет бедных пенсионеров. Аргумент у чиновников простой. Если пенсия ниже прожиточного минимума, то обычно доплачивают за счёт федеральных либо региональных средств. Однако напомню, что прожиточный минимум пенсионеров в России значительно меньше, чем у работающего человека. Например, в четвёртом квартале 2018 года у трудоспособного россиянина этот минимум составил около 11 тысяч рублей, у пенсионера — около 8,5 тысячи.

А, например, в Эстонии средний размер пенсии 440 долларов. У нас же — 215, хотя ещё недавно был 235 долларов.

Но самые бедные в России не пенсионеры, а семьи с детьми. Посмотрите, как менялась их доля. В 2017 году семьи с детьми составляли 81% бедных. Причём с 2011 года они становились только беднее. Если в 2011 году до прожиточного минимума на человека им не хватало 1750 рублей, то в 2016-м — уже 2840 рублей. При этом чем больше детей в семье, тем выше шанс попасть в число бедных. С таким положением вещей мы демографических проблем в стране, конечно, не решим.

В ФНПР считают, что надо ориентироваться не на прожиточный минимум, а на минимальный потребительский бюджет. По данным профсоюзов, с 2014 по 2016 год он увеличился с 25 до 36 тысяч рублей. На этот уровень и надо бы ориентироваться.

Кстати, по данным ФНПР, ещё до последнего кризиса 2014—2016 годов зарплату ниже минимального потребительского бюджета получали в нашей стране около половины работников. Сейчас таких, наверняка, больше.

В конце 2017 года правительство отчиталось в том, что исполнило президентские указы в части заработной платы работников бюджетной сферы на 94%. Однако эти цифры сильно расходятся с оценками независимых экспертов и данными опросов Общероссийского народного фронта — организации, созданной для расширения политической базы президента, и поэтому предполагать, что она сгущает краски, крайне затруднительно.

Так вот, по данным Росстата, в конце 2017 года средняя зарплата врачей в стране составляла 53 тысячи рублей. Однако ОНФ провёл опрос, и 58% врачей заявили, что получают меньше 25 тысяч рублей в месяц. А в 2018 году тот же Общероссийский народный фронт провёл ещё один опрос, и оказалось, что 30% учителей в 51 регионе страны получают заработную плату менее 15 тысяч рублей в месяц.

А вот данные ФНПР о минимальной заработной плате в некоторых странах. После повышения минималки мы чуть-чуть обошли Бразилию. Однако уступаем Южно-Африканской Республике. Если сравнивать с Китаем, то в России минимальная зарплата где-то в три раза ниже.

Одна из причин бедности россиян — это высочайший уровень социального неравенства в стране. По этой части мы рекордсмены «большой двадцатки»: 1% населения России владеет 71% национального богатства. И при этом мы единственная страна «двадцатки» и одна из очень немногих в мире, где нет прогрессивного налогообложения.

Для того чтобы побеждать бедность, нужна принципиально другая экономическая и социальная политика. Мы предлагаем провести новую индустриализацию, ввести прогрессивный подоходный налог и вкладывать деньги в развитие человеческого потенциала России.

Оценивать возможности вдумчиво

Андрей КЛЫЧКОВ,

член Президиума ЦК КПРФ,

губернатор Орловской области:

— Борьба с бедностью — это не только объём заработной платы, дотаций, субсидий, мер поддержки, но и возможности доступа к сфере услуг. Это и образование, и культура. Невозможно провести реформу в сфере культуры, если люди не имеют к ней доступа. Нельзя реализовать национальный проект в сфере жилья, если мало у кого есть возможность жильё это приобрести. Для кого оно будет строиться?..

В Орловской области в стратегии социально-экономического развития до 2035 года у нас поставлена задача снижения уровня бедности с 13,9 до 7%. И мы считаем, что у нас есть все основания, чтобы её решить.

Но если говорить про нынешнее положение, приходится констатировать, что среднемесячная заработная плата в Орловской области в 2017 году составляла менее 25 тысяч рублей. Во многих регионах именно такие показатели, а по итогам 2018 года среднемесячная заработная плата в Орловской области уже превысила 27 тысяч рублей, темп роста составил 108,8%, что на 1,5% выше показателей 2017 года.

Что касается заработной платы в бюджетной сфере, то в 2018 году она достигла 27,5 тысячи рублей. И это 112,7% к 2017 году. Реальная заработная плата в 2018 году достигла 106,3% к уровню прошлого года.

По уровню бедности среди 85 регионов России Орловская область находится на

37-м месте. Задача борьбы с бедностью является для нашего региона ключевой. Без-условно, в её решении мы рассчитываем в том числе и на поддержку федерального центра. Но прежде скажу о парадоксальных вещах. Неужели учитель в Москве и Санкт-Петербурге учит чему-то другому, нежели в Орловской области? Неужели Владимирская область, Ивановская область чем-то отличаются? Вот и получается, что хорошо подготовленные специалисты уезжают из своих регионов. Сегодня на федеральном уровне нет регулирования мер поддержки социально значимых специальностей: это в первую очередь работники образования, здравоохранения и другие.

И второе. Большинство регионов имеют дотационные бюджеты. Но сегодня федеральный бюджет профицитный. И зачастую центр рассматривает регионы как самостоятельную единицу, которая должна сама справиться со своими проблемами. Думаю, что наступил тот момент, когда в рамках реализации национальных проектов мы должны шире смотреть на базовые возможности регионов.

За год мы смогли существенно изменить картину в Орловской области. В 2018 году прирост валового регионального продукта составил у нас 105%. В материальном выражении это 225 миллиардов рублей.

Стабильно работает промышленный комплекс, который сегодня формирует 22% валового регионального продукта. По объёму отгруженных товаров промышленного назначения прирост производства составил 104% к уровню 2017 года. На развитие предприятий обрабатывающих производств в прошлом году направлено 8,5 миллиарда инвестиций в основной капитал, что в полтора раза больше предыдущего года. В том числе предприятиями пищевой промышленности освоены почти 2 миллиарда рублей инвестиций, что в 1,6 раза превышает объём 2017 года.

Объём производства продукции сельского хозяйства составил 67 миллиардов (111%). По темпам роста Орловская область в 2018 году заняла третье место среди 18 субъектов Центрального федерального округа. Собран рекордный урожай в 3 миллиона 200 тысяч тонн зерна. И по этому показателю Орловская область в Центральном федеральном округе занимает пятое место.

Почти на 20% увеличилось поголовье крупного рогатого скота. По темпам его роста область на первом месте. По итогам прошлого года мы вошли в тридцатку лучших регионов по инвестиционной привлекательности.

Всего на развитие экономики и социальной сферы в 2018 году было направлено 49,5 миллиарда рублей инвестиций в основной капитал, что в действующих ценах выше 2017 года на 13,5%.

Мы сохраняем высокий уровень поддержки малого, среднего предпринимательства, создали более двух тысяч новых рабочих мест. Причём из них в сфере услуг всего 283 рабочих места. Остальные — на производстве, в реальном секторе экономики.

В 2018 году на развитие социальной сферы удалось направить на 70% больше средств, чем годом ранее. Тогда же впервые с 2011 года мы исполнили бюджет Орловской области с профицитом в 326 миллионов рублей. При этом не взяли ни одной копейки коммерческих кредитов. В прошлом году удалось снизить и государственный долг области на 206 миллионов рублей, а в марте этого года мы его сократили ещё на 200 миллионов. По сравнению с 2017 годом налоговые сборы увеличились на 2 миллиарда рублей.

Все эти цифры я привёл по одной причине. Сегодня настал момент, когда мы должны по-другому посмотреть на доходные части бюджета как федерального, так и регионального. Нужно чётко инвентаризировать наши возможности. По предварительным оценкам, только вовлечение самозанятых позволит нам увеличить доходную часть бюджета минимум на 300 миллионов рублей. Нужно максимально эффективно использовать направляемые в регионы средства в рамках реализации национальных проектов. Также считаю необходимым законодательно определить ключевые понятия, касающиеся адресности и критерия нуждаемости.

Забота на словах, грабёж на деле

Владислав ЖУКОВСКИЙ,

экономист:

— Так сложилось, что в социальных сетях мне пишут буквально отовсюду. Могу сказать, что те средние заработные платы, которые публикуются органами статистики, не получают, по разным оценкам, от 60 до 70% работников той или иной сферы. Из зарплатных квиточков, которые мне присылают, видно, что реальные доходы учителей, врачей, медсестёр составляют 15—17—20 тысяч рублей в месяц.

Сегодня всплеск протестной активности именно среди бюджетников, среди врачей, учителей, которые объединяются в профсоюзы. Они становятся реальной политической силой. Всё это — результат роста в стране бедности и нищеты.

Честно говоря, я вообще не понимаю, как выполнить «майские указы» президента. Такое ощущение, что российские власти решили изобрести собственную экономическую науку. Как можно ставить амбициозные задачи по выведению страны из затяжного системного кризиса и при этом сразу же после президентских выборов 2018 года начать повышать НДС и акцизы? А до этого были введены: «ПЛАТОН», сборы на капремонт, туристические, экологические, портовые, инвестиционные, торговые сборы. И после этого хотят снизить бедность и уровень жизни поднять? Невозможно бороться с бедностью, с кризисом в экономике усилением налоговой нагрузки. Только одним повышением пенсионного возраста у людей уже забрали около двух триллионов рублей.

Госплан в действии

Евгений БАЛАШОВ,

заместитель председателя правительства Иркутской области:

— Команде нашего губернатора Сергея Левченко удалось добиться значительных успехов в развитии экономики области, в результате чего ежегодно росла доходная часть бюджета. Благодаря этому регион получил возможности для реализации широкого круга мер социальной защиты, в том числе для борьбы с бедностью.

В области повышается оплата труда отдельным категориям работников бюджетной сферы. Создаются новые рабочие места, ведётся профессиональная подготовка и переподготовка кадров, стимулируется трудовая мобильность населения, повышается адресность социальных выплат.

Среднемесячная заработная плата работников Иркутской области в 2018 году составила 42 тысячи рублей, что почти на 10% выше, чем в 2017 году. Рост зарплаты в бюджетной сфере региона за этот период составил 20%, а в промышленном секторе — почти 7%. В 2017 году впервые за 17 лет Иркутская область заняла второе место по Сибирскому федеральному округу.

В Иркутской области начиная с 2018 года семьям с приёмными детьми предоставляются компенсации (до 50% затрат) стоимости путёвок в детские оздоровительные лагеря и центры, в том числе и для проезда. Студентам предоставляется государственная социальная помощь. Расширены условия предоставления ежемесячной денежной выплаты неработающим пенсионерам. Также на 13% был увеличен охват граждан, бесплатно получающих социальные услуги на дому. С 1 октября 2018 года участники и инвалиды войны получили право на ежемесячную бесплатную активацию электронного социального проездного билета. Кстати, мы один из немногих регионов страны, где «дети войны» ежегодно получают денежное пособие.

Стратегическая цель Иркутской области на ближайшие пять лет: повышение качества жизни наших людей. Региональным Госпланом утверждён государственный комитет по планированию социально-экономической деятельности в Иркутской области. И на сегодняшний день этими мерами социальной поддержки из 2,5 миллиона жителей области охвачено 612 тысяч человек.

Госпланом предусмотрены конкретные меры, направленные на рост зарплат и снижение бедности. Это дифференциация заработной платы работников государственных муниципальных учреждений, оказание малоимущим социальной помощи на основе социального контракта, ежегодные выплаты до 10 тысяч рублей к профессиональным праздникам учителям и врачам.

На 2019 год запланирован прирост средней заработной платы в размере 5,5%, а прирост реальных располагаемых денежных доходов населения должен составить 1,3%. В последующие годы пятилетки поставлена цель ежегодного прироста реальных и располагаемых денежных доходов населения. В Госплан Иркутской области будет включён приоритетный губернаторский проект по росту заработных плат в регионе с условием, чтобы они обгоняли инфляцию.

В части политики, направленной на снижение бедности, одним из приоритетных направлений является реализация механизма социального контракта. Уже заключено 918 таких контрактов. Госпланом предусмотрено, что в 2019 году их будет не менее 900, а в дальнейшем — до полутора тысяч социальных контрактов ежегодно.

Пятилетний Госплан, куда неотъемлемой частью входят меры по борьбе с бедностью, — это реально действующий документ, по которому работает сегодня команда коммуниста Левченко.

Решать комплексно

Владимир КАШИН,

заместитель Председателя ЦК КПРФ, председатель Комитета Государственной думы РФ по аграрным вопросам:

— Основные факторы бедности слагаются в первую очередь из величины заработной платы. Она, эта величина, за последние четыре года составила минус 11%. А когда мы видим, что основные составляющие затрат на продукты питания, медикаменты, оплату тарифов выросли на 27% и более, а скрытная безработица среди 38 миллионов живущих на селе зашкаливает во многих регионах за 50%, то понимаем: вот они, истинные факторы бедности.

Эту беду, по большому счёту, пособием и другими какими-то социальными заботами не поправишь. Надо в корне менять дело с социальным неравенством. Взять 13900 рублей средней пенсии и заработную плату, например, в Роснефти, где каждый чиновник, входящий в состав правления, получает 30 миллионов в месяц. А если посмотреть доход Чубайса за прошлый год — 1,6 миллиарда! Где столько заработал этот деятель из цветочной палатки? Может, она до сих пор там, в Питере, штампует ему валюту? А может, все деньги, которые вложило государство в Роснано, через депозиты крутят?

У нас десятая часть населения прихватывает 45% всех доходов и богатств, а половине остальных остаётся чуть больше 15%. Как из этого положения можно выйти? КПРФ ещё пять лет назад на Орловском форуме предложила, во-первых, сформировать бюджет развития в 20—25 триллионов рублей. Во-вторых, необходима национализация наших богатств, чтобы природная рента работала на каждого человека. В офшоры уже 10 годовых бюджетов вытащили. Закон о деофшоризации принят, так давайте же его в конце концов запустим в работу. И, конечно же, необходим прогрессивный налог. Вот тогда поменьше будет у нас долларовых миллиардеров. И тогда получится совершенно другая схема расхода бюджета, совершенно другая его социальная составляющая. Хватит и на здравоохранение, и на образование, и на пенсионеров. И тогда выйдем на проверенную временем советскую систему, когда пенсия в размере 120 рублей позволяла пожилому человеку жить достойно и хватало даже на дорогие подарки детям и внукам.

Что касается сельского хозяйства. Не копейку туда надо давать, как сегодня, а 5—10% бюджета, которые изменят ситуацию на селе в корне, восстановят там производство и соцкультбыт. На эти деньги проложим дороги, проведём газификацию, построим фермы, заложим сады и так далее. И всё это — рабочие места.

Точно так же и в промышленности. И тогда она задышит. Тогда с инфляцией мы будем бороться производством товаров и услуг. Тогда будет и совершенно другая заработная плата.

Посмотрите, сегодня скандинавские страны на народных предприятиях производят 70% своего ВВП, Китай — больше 45%. Мы же никак сегодня не пробьём широкую дорогу этой форме хозяйствования. Создали сейчас ассоциацию, объединили эти хозяйства, но… Оказывается, власти нужна другая схема, та, которая позволяет работать «по-серому», не заботясь о человеке.

Ещё раз хочу сказать, что сегодня бороться с бедностью какими-то примочками бесполезно. Только решая эту проблему комплексно, исходя из того, что наша огромная страна должна не вымирать, а прирастать, и не мигрантами, а за счёт коренного населения, — вот если так мы поставим вопрос, то у нас всё получится.

Подготовил Александр ЯРОСЛАВЦЕВ.

Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.

One thought on “Россия, сломленная бедностью

  1. вообще ФНПР давно предлагает ввести минимальный потребительский бюджет вместо прожиточного минимума. это стандарт достойной жизни, а не простого физического выживания

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *