На вопросы «Правды» отвечает председатель ЦК Содружества профсоюзов Казахстана «Аманат» Андрей ПРИГОРЬ
— Андрей Игоревич, недавно состоялся съезд вашего профсоюза, знаменитого своей борьбой за интересы трудящихся и проводящего политику, независимую как от работодателей, так и от власти. В чём специфика состоявшегося съезда?
— Этот съезд был внеочередным. Он был приурочен к двухлетию образования нашего профсоюза. Это время ознаменовалось, с одной стороны, расширением нашего союза: в него вступил отраслевой профсоюз медицинских работников, мы создали профсоюз работников сферы обслуживания и профсоюз работников предпринимательства. «Аманат» за это время выступил учредителем профсоюза работников горнорудной и металлургической промышленности и профсоюза работников образовательных учреждений. С другой стороны, это было время постоянно усиливавшегося давления власти и капитала на «Аманат».
Всего в нашем объединении состоит более 300 тысяч человек. Надо признать, что ещё недавно было больше, но власти предприняли действия, направленные на принуждение к выходу из «Аманата». Мы тоже работу, направленную на расширение нашей организации, не прекращаем. В перспективе — создание нового профсоюза работников строительства и коммунального хозяйства.
Все эти изменения требовали коллективного осмысления, а также избрания нового состава ЦК профсоюза и других руководящих органов, чтобы их привести в соответствие с нынешним состоянием Содружества профсоюзов Казахстана. И, конечно, съезд определил задачи нашего объединения на ближайшую перспективу.
Участники съезда благодарны Всемирной федерации профсоюзов, членом которой является наше Содружество, за приветствие съезду. Нам выразили поддержку и братские профсоюзы — члены ВФП. Так из России пришли приветствия от МПРОТ и Профсоюза трудящихся мигрантов, с которым мы сотрудничаем с начала своего существования, а также от ОКП. Съезд получил приветствие и от Федерации профсоюзов ЛНР.
— Расскажите подробнее о вашем профсоюзе. Какое место он занимает в профсоюзном движении Казахстана? Чем отличается от других профессиональных объединений? Какова социальная база и каков состав вашего профсоюза?
— «Аманат» (в переводе с казахского на русский — добрый поручитель) получил регистрацию в 2017 году, а создание независимого профсоюза мы начали ещё в 2010-м. Первоначально он назывался «Жанарту». Через два года после его создания, в 2012 году, я был избран его председателем. Тогда первой заботой была государственная регистрация. Для этого вроде бы не было никаких препятствий. Однако чиновники каждый раз находили зацепки, чтобы нам отказать. Впрочем, их помогал находить один из инициаторов создания нашего профсоюза, уехавший за рубеж. Всякий раз, когда регистрация уже казалась реальной, он делал заявления о том, что после регистрации «Жанарту» пойдёт брать штурмом власть. Несерьёзность этих заявлений была всем очевидна, но их оказывалось вполне достаточно, чтобы снова и снова нам отказывать в регистрации. Пришлось этого пустозвона исключить из профсоюза, оставить попытки зарегистрировать «Жанарту», а потом даже покинуть его.
Однако ситуация менялась. За рубежом резко возросла критика режима Назарбаева за ограничение демократических свобод, в том числе за препятствие создавать независимые профсоюзы. Тогда прежний актив «Жанарту», но уже без «нашего» эмигранта, решил предпринять новую попытку зарегистрировать независимый профсоюз, но под другим названием. А тут ещё власти Казахстана запретили деятельность Конфедерации свободных профсоюзов, что вызвало поток протестов, в том числе со стороны Международной организации труда и Европарламента. Даже появились предложения о введении санкций против Республики Казахстан. Мы решили, что у нас есть шанс. И нам действительно оформили регистрацию. Но должен признаться, что эта наша победа принесла нам и минусы. Пошли разговоры, будто власть решила заменить нашим профсоюзом запрещённую Конфедерацию профсоюзов. В общем, наши противники стремились сразу дискредитировать Содружество профсоюзов Казахстана.
Но мы с головой ушли в работу. Тем более что закон требовал, чтобы мы в течение полугода создали свои отделения не менее чем в половине областей республики. Благодаря прежнему авторитету в среде наёмных работников мы сумели в отведённое время создать свои организации в 9 из 17 регионов. В результате в январе 2018 года мы были официально приглашены в качестве наблюдателей на заседание республиканской трёхсторонней комиссии. В общем, Содружество профсоюзов Казахстана стало, наряду с ещё двумя профобъединениями, полноправным представителем трудящихся в общеказахстанских государственных структурах.
Профсоюзное движение Казахстана очень неоднородно. Крупнейшим объединением, как и в России, является формальная наследница советских республиканских профсоюзов — Федерация профсоюзов Республики Казахстан. Ей досталось почти всё профсоюзное имущество советских лет, включая дома отдыха, санатории и т.д. Заинтересованная в сохранении этой собственности, ФПРК, естественно, угождает нынешней буржуазной власти. Про её структуры говорят, как и в России, что это «карманные профсоюзы». Их даже называют «государственными профсоюзами». В 1990-е годы появилась Конфедерация труда Казахстана. О ней можно сказать, что она занимает центристскую позицию, стремясь не конфликтовать ни с наёмными работниками, ни с работодателями, ни тем более с властью. А на левом фланге профсоюзного движения Казахстана мы, «Аманат». Нас нередко называют красными, пытаясь таким способом пугать людей. Вспоминают про забастовки, которые мы организовывали. Кто-то и в самом деле нас сторонится, но многие ясно понимают, что именно мы являемся истинными защитниками интересов рабочего класса и всех работников наёмного труда.
Содружество профсоюзов Казахстана по численности занимает третье место среди ведущих профсоюзных объединений страны. Но надо иметь в виду, что, во-первых, мы появились позже всех, официально всего два года назад, во-вторых, власть ставит палки в колёса только нашему объединению, хотя делает это, как правило, чужими руками, в-третьих, несмотря на это, мы всё же растём. Главное, мы боремся. Кстати, на съезде мы подписали референдум с Конфедерацией труда о совместных действиях по защите прав трудящихся. При этом мы остаёмся классовыми профсоюзами, которые отрицают соглашательство с капиталом и буржуазной властью.
— Воспитание классовой солидарности в условиях капитализма — одна из главнейших проблем профсоюзного движения. С кем вам удаётся сотрудничать в нынешнем Казахстане, где отношение властей к профсоюзам не отличается доброжелательностью?
— К нам часто обращаются группы рабочих, которые не входят в «Аманат», так как профсоюзы, куда они входят, слабо защищают их интересы. Когда мы стараемся им помочь, то выражают недовольство другие профсоюзы. С Конфедерацией труда мы договорились, что будем сообщать ей о таких обращениях, чтобы она сама решала проблемы своих членов. Но при этом предупредили, что будем наблюдать, оказана ли им реальная помощь, а при повторном к нам обращении станем сами им помогать.
— «Аманат» является членом Всемирной федерации профсоюзов — самого большого на планете международного объединения классовых профсоюзов. В чём проявляется положительное влияние членства в ВФП в деятельности «Аманата»?
— Принадлежность к Всемирной федерации профсоюзов мы рассматриваем как большую честь. Во-первых, это — классовые профсоюзы, во-вторых, это объединение единомышленников интернационалистов. Если Конфедерация профсоюзов ограничивает свою деятельность торговлей с работодателем по поводу цены рабочей силы, то ВФП стоит на защите классовых интересов работников наёмного труда, она не отвергает использование политических средств защиты трудящихся. В частности, она выступает за установление рабочего контроля за производством. В моей биографии был случай, когда рабочие перестали подчиняться администрации, а выполняли распоряжения только профсоюза. Это, конечно, был конфликт местного значения, но он говорит о том, что в принципе такая ситуация возможна и в больших масштабах, в том числе во всей стране.
Кстати, не могу не вспомнить другой случай. Вскоре после нашего вступления в ВФП Международная конфедерация профсоюзов, в которую входит Федерация профсоюзов Республики Казахстан, исключила из своих рядов эту федерацию «карманных профсоюзов» за… частичную утрату независимости. Вот полюса профсоюзного движения в Казахстане: наше Содружество входит в союз классовых профсоюзов, а ФПРК порицают даже в центристской Международной конфедерации профсоюзов за утрату независимости от капитала.
— Какие планы вашего профсоюза на 2019 год — год 100-летия красного Профсоюзного интернационала?
— Перед нами задача усилить наше влияние в регионах. Пока мы в ряде областей не имеем своих структур. Кроме того, планируем создать ещё два отраслевых профсоюза. На государственном уровне мы хотим добиться внесения поправок в Трудовой кодекс, чтобы снизить зависимость наёмного работника от администрации во время трудового процесса. Представители «Аманата» участвовали в разработке закона о профсоюзах, и мы очень хотим, чтобы наши предложения были узаконены.
Хотел бы высказать одно коллективное желание «Аманата»: чтобы к нам в Казахстан приехала с официальным визитом делегация Всемирной федерации профсоюзов. Её приезд заметно укрепил бы наши позиции в стране.
Беседу вёл Виктор ТРУШКОВ.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.