Есть много вещей на свете, которые люди делают по инерции, не задумываясь. Почему? Так принято. Так велит традиция. Так делают родственники и знакомые. Человеку, как существу социальному, присущ здесь определённый конформизм – легче подстроиться под общее мнение и практику, чем оспаривать их. О силе таких вот вошедших в плоть и кровь поколений своеобразных привычек довольно много и плодотворно рассуждала французская социология и историческая мысль середины прошлого века. Ну да нам не так уж важна теория.
Много поучительнее и интереснее будет взять конкретный пример. Первомай. Что это такое? Вообразим себе, что среднему россиянину нужно объяснить это некой свалившейся с Луны, или на крайний случай прибывшей из самой оторванной он столбовой дороги цивилизации азиатской или африканской глухомани персоне, которая прежде никогда о нём не слыхала. Что выделяет данную дату из ряда других, превращая её в праздник? Почему надо выходить куда-то толпами и не спеша маршировать? Каков повод? Смысл? Суть?
Согласно современному российскому официальному определению Первомай это “День Весны и Труда”. Аналогичным образом данный праздник именуется ещё только в одной стране мира – Таджикистане. Сразу возникают вопросы. Отчего нет своих дней у Лета, Осени и Зимы, почему такая досадная для любителей отдохнуть дискриминация основной массы времён года? Неизвестно. Равно как и то, почему день весны приходится на начало последнего из её месяцев. С трудом тоже как то сложно – Конституция РФ в своей Статье 36 говорит о нём кратко “Труд свободен”. Отсюда, вестимо, для всех должна стать очевидной огромная его важность…
Ну а если без шуток, то действительно нигде в Основном законе, да и в других законах и нормативно-правовых актах России не говорится о труде, как о самоценности. Гражданин РФ имеет полное право, если иные источники доходов ему это позволяют, не трудиться вообще – и таковые люди реально существуют. Государство не гарантирует права на труд, отдавая данную сферу на откуп рыночного механизма. Так зачем же устраивать во имя труда праздник? Труд не воспевается в нынешнем отечественном искусстве, тот, кто много трудится, воспринимается скорее как неудачник, чем как герой, этому человеку не удалось хорошо устроиться в жизни. На поверку преобладает отношение к труду в духе библейского представления о нём, как о наказании для изгнанного из беззаботного рая человечества “В поте лица будешь добывать хлеб свой”.
Понятно, что рассуждения о Первомае в подобном ключе бессмысленны – сама по себе современная российская власть никогда не стала бы вводить в качестве красного дня календаря что-либо подобное, это делали другие люди, с принципиально иными мотивами и мировоззрением. Как и многое другое нынешний День Весны и Труда – советское наследство. Накладное, неудобное, как чемодан без ручки – который год правящий класс не может наполнить его каким бы то ни было своим содержанием – но и отпустить, оставить на самотёк опасается. Хорошо бы как-то подменить, по той же схеме, как 7-е ноября заместили 4-м – близко, не вызывая противоречия с той самой могучей силой привычки, с которой мы начинали. Но есть проблема. Праздник, установленный Третьим интернационалом, отмечают на всей планете за очень редкими исключениями – и почти повсеместно в одну дату. На таком вот мировом фоне тот же фокус, что с годовщиной Великого Октября, не провернёшь.
Но ведь можно действовать и проще. Размылить кумачовый пролетарский цвет до состояния водички, выесть изнутри, как яйцо, смысл, сохранив лишь форму скорлупу. И вот у нас по-прежнему есть Первомай… В чём же там, в конце концов, было дело? Что там случилось в самом начале третьего месяца весны? Когда-то, аж в 1886 году на другой стороне Земного шара, в Америке на площади Хеймаркет, что в Чикаго, состоялся митинг под лозунгом борьбы за 8-часовой рабочий день, во время которого стражи порядка открыли огонь по митингующим. К слову, было это 4 мая, а не 1-го, а праздничной датой поначалу считался первый майский понедельник, но позднее для простоты в качестве единой для всех установили новую. Ну и что теперь нам, гражданам страны РФии, с того? США у нас не в почёте. Казнили вот уже скоро полтора века тому 8 анархистов, которых в России едва ли один человек из 100 000 назовёт по именам, да и в самих Штатах, пожалуй, тоже. 8-часовой рабочий день законодательно установлен, хотя и есть отдельные любители поспекулировать под камеру на тему того, что можно бы и больше – в основном из Союза промышленников и предпринимателей. Но им ,кажется, никто не собирается идите на поводу. Может быть, действительно, устарел этот Первомай? Нет, так то, конечно, выходной хорошо бы сохранить – кто с практическим умом будет на огороде работать, кто больше охоч до кутежа – тот откроет сезон посиделок на природе с импровизированным мангалом и шашлыком. Но в принципе…
Так может рассуждать обыватель. Все его к тому подталкивает. Как известно, бытие определяет сознание, никак не наоборот. И что реально можно увидеть у нас на первое мая? Нет, бесспорно, есть и любопытные вещицы. Вот, допустим, сперва в Новосибирске, а потом и во многих других городах России с уже давнишнего, хотя, конечно, не в такой степени, как 1886, 2004 года стали проходить так называемые Монстрации. Эдакие карнавалы с русской спецификой и размахом. Необычные костюмы, лозунги, которые сделали бы честь Даниилу Хармсу, вроде “Крокодил, крокодю и буду крокодить!”, с высоты птичьего полёта это всё напоминает ожившие картины Иеронима Босха. Что здесь от труда или хотя бы весны? Ровно ничего. Хотя идея уже и не так свежа, как поначалу, но люди ходят, особенно тинейджеры – а что, прикольно, необычно…
Но монстрации – далеко не худшее из того, что можно увидеть на Первомай. В них есть задор, есть какая-никакая, а оригинальность и работа мысли – ведь даже чтобы сочинить забавный анекдот надо немного пораскинуть мозгами. В основном же будет засорять улицы унылая шмаковщина – профсоюзы Его Величества. Организация наследник громадного советского ВЦСПС, которая с момента образования численно просела более чем вдвое, разбазарила почти все многочисленные фонды, погрязла в негромких, но регулярных скандалах. Выдержка из информации о ФНПР, которую даёт простейший из источников – Википедия, так сказать, ничего личного, только факты:
“Практическая деятельность ФНПР по защите интересов наемных работников незначительна и имеет тенденцию к снижению: профсоюзные юристы почти не участвуют в судебных трудовых спорах, руководители Федерации и ее структурных подразделений практически никогда не призывают работников к забастовкам или к акциям протеста против нарушения трудовых прав. Уровень доверия к ФНПР среди ее членов низок, что проявляется в постоянном сокращении численности ее членов. Только за 2013—2016 годы число членов ФНПР уменьшилось более чем на 1,3 миллионов человек. От советского ВЦСПС ФНПР унаследовала значительное недвижимое имущество, большую часть которого к началу 2010-х годов Федерация и ее территориальные организации продали. В 2010-е годы ряд членов Генерального совета ФНПР был осужден за особо крупные хищения профсоюзной собственности. ФНПР отличается от других («альтернативных») российских профсоюзов тем, что разрешает членство работодателей в своих рядах.
В политическом отношении ФНПР с 2000 года тесно сотрудничает с Единой Россией, поддерживает политику этой партии, проводит с ней совместные массовые акции. Заместитель председателя ФНПР Андрей Исаев одновременно является членом Единой России. С 2011 года руководители ФНПР и входящие в ее состав региональные профсоюзные структуры входят в Общероссийский народный фронт”.
Достаточно сравнить шмаковцев не то что с профсоюзами развитых европейских стран, вроде той же Франции, на просто с любыми организациями, реально стоящими на защите прав трудящихся, как становится очевидно, что перед нами карикатура. Сравнить её можно разве что с Германским трудовым фронтом Роберта Лея, да и тот, также стоя на позициях классового мира и единства, всё же решал в рамках политической и экономической практики Третьего Рейха свои задачи более успешно. И вот члены этого самого “профсоюза”-штрейкбрехера с карикатурно серьёзными, как на картинах Васи Ложкина, лицами, будут массовкой официозного Первомая.
Читаю новости. Первое попавшееся – в Санкт-Петербурге до 60 000 человек пойдут по Невскому проспекту под лозунгами о справедливой экономике и пенсионной системе. Конкретнее среди требований будет, например, пересмотр минимальной потребительской корзины в сторону увеличения, МРОТ без включения в него стимулирующих и компенсационных выплат и некоторые другие. В профсоюзной колонне на Невском проспекте планируется участие членов правительства Санкт-Петербурга, депутатов Законодательного собрания.
Позвольте, но ведь это же какой-то маразм? Шизофрения? Паноптикум, почище той же Монстрации со всеми её намеренно выпячиваемыми забавными несуразностями. Люди, которые имеют все законные права удовлетворить оглашаемые требования, будут вместе с ФНПРовцами и прочей публикой… чем вообще заниматься? Возносить молитвы всевышнему господу, чтобы он соизволил потребительскую корзину увеличить? Это уже какой-то крестный ход, а не Первомай. За справедливую пенсионную систему будут ратовать те, кто давал положительное заключение на грабительскую реформу…
Суть ушла – остался ритуал. Симулякр. Карго-культ, как у коренных народов Меланезии. Те воссоздают из кокосовых пальм и соломы «точные копии» взлётно-посадочных полос, аэропортов и радиовышек, изображают работу аэродромных служб, инсценируют как умеют солдатские караулы, марши, учения. Последователи культа верят в то, что эти действия привлекут транспортные самолёты (которые считаются посланниками духов), заполненные грузом. И проводят свою «муштру», играя некое подобие военных маршей, используя ветки вместо винтовок и рисуя на теле ордена и надписи «USA»
Забавно и печально одновременно, но разве у нас не так?
А между тем Первомаю надо бы стать одной из главнейших для нас дат. В нём, в старом и верном его названии то, чего так отчаянно нам не хватает. Солидарность! Некогда Эрнст Тельман сказал “Один палец легко сломать, но пять пальцев – это кулак!”. А до него подобная немудрящая истина передавалась из поколения в поколение в афоризмах и поучительных историях кажется от времён египетских фараонов. Сила в единстве! Эту фразу истёрли до лоска, до пошлости её затаскали, но ложной она от того не сделалась. А как достичь единства? С кем, во имя чего? Первомай – это ответ. Солидарность трудящихся. Быть за одно с таким же, как ты сам. С тем, чьи беды, чья жизнь и чьи надежды с твоими собственными – одно. Ему верить. Его поддерживать. Потому что это – в такой же степени и про тебя. Ты мог бы быть на том же самом месте – и, не исключено, будешь когда-нибудь. В роли обираемого. Обманываемого. Увольняемого.
Не надо верить незнакомым политиканам. Нет нужды по неясным приметам разбирать, кто тебя пытается обдурить и в чём. Не становясь профессиональным борцом с системой, революционером – это и в правду тяжело и очень-очень ответственно, когда взаправду, горой стоять за своих, за свой коллектив, цех, отдел. Черт подери, такая старая и очевидная вещь, не коммунистами изобретённая, не большевиками, древний как само человечество принцип, который всё силится вытравить капитализм, но не может – он в природе людской. Не скажешь лучше, чем Дюма в кратком лозунге мушкетёров “Один за всех – и все за одного!”. Вот об этом Первомай. День, когда каждый трудящийся Земли может почувствовать рядом с собой плечо миллионов товарищей, несмотря на все различия, солидарных с ним и единых с ним, готовых в любой момент встать за него стеной, где и кем бы притесняем он ни был!
Удивительная ведь вещь – за одни сутки от Мыса Доброй Надежды и до фьордов Норвегии выйдут тысячи и тысячи людей с на разных языках но в целом про одно написанными транспарантами, с одного цвета знамёнами, с одним порывом в душе. Кому и когда ещё можно было похвастаться, кроме левых, таким вот актом единения – подлинного, настоящего? Не мира между эксплуатируемым и эксплуататором, а братства людей труда — всех возрастов, множества профессий, разных стран.
Первомай – это про то, что нет невозможного. В 1886 стреляли и отправляли на виселицу тех, кто говорил, что 8-ми часовой рабочий день может и должен стать реальностью. Сейчас такой график – норма для подавляющего большинства государств мира. Как так? Что, законы рынка стали работать по-иному? Буржуи всего света сделали моральный рывок, поднялись над собой, усовестились? Техника сделала такой скачок? Что-то не мешает её прогресс то и дело капиталу пробовать завоевания труда на прочность, точить на них зубы. Прибыль манит магнитом – и никакая автоматизация не изменит того факта, что чем дольше работник трудится, тем больше профит нанимателя.
Нет, просто рабочий класс смог добиться поставленной цели. Потому что действовал напористо, активно, но, прежде всего, массово, сообща. Высказанное не несколькими людьми, а многотысячной демонстрацией требование приобретает вещественную, реальную силу. Один человек не пришёл на работу, или объявил голодовку, что нередко практикуют отчаявшиеся у нас в стране – пф, чепуха! Половина работников забастовала – и придётся идти на уступки. Соединяя опыт конкретной борьбы за права, и объединяя тех, кто оказался под прессом капитализма, тех, кто всё потерял – мы можем обрести силы для того, чтобы вновь возродить власть Советов!
Вот что такое настоящий Первомай! Немеркнущая мечта о светлом будущем, соединенная с отстаиванием самого насущного и важного в каждодневной и нелёгкой рутине противостояния безжалостному молоху капитала.
Всякий человек труда – празднуй! Мир, труд, май!
Пресс-служба МГК КПРФ Мизеров Иван
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.
Ну вот и опять наезд на ФНПР. Люди выходят, потому что все более менее гладко. В судах они участвуют, много дел решается просто в досудебном порядке. На митинги, правильно, что не призывают, люди все равно не идут. Уж вам ли это не знать