По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».
1 мая по всему миру отмечается День международной солидарности трудящихся. Люди по всему миру, от бедных стран Азии до достаточно благополучных государств Европы, от Латинской Америки до Африки выходят на демонстрации, требуя социальных и политических улучшений, изменения экономического положения работников. В России тоже проходят демонстрации, но намного менее многочисленные, и в целом складывается ощущение, что люди и впрямь отмечают некий абстрактный «День весны».
Сколько существуют капиталистические производственные отношения, столько идет в мире острая классовая борьба. Но одновременно мы можем наблюдать парадокс. В Европе, где человек неплохо защищен от безработицы, имеет хорошие социальные гарантии, а зарплата наемного сотрудника позволяет жить вполне сносно, на митинги в столицах выходят десятки и сотни тысяч человек.
В этом году эпицентром борьбы должны стать города Франции. Требующие от государства изменений в социальной политике трудящиеся, готовы и дальше протестовать. Несмотря на то, что недавно народное движение «Жёлтых жилетов» смогло добиться от новоизбранного президента Эммануэля Макрона немалых уступок. На прошлой неделе во время пресс-конференции, глава Пятой республики пообещал снизить подоходный налог на малоимущих и представителей среднего класса, повысить пенсии и ввести новые меры социальной защиты. По оценкам специалистов, бюджету это обойдется в 17 млрд евро.
В России ситуация совсем обратная. В стране наблюдается огромное имущественное расслоение, богатые и бедные платят единый налог, гражданам сразу на пять лет повысили пенсионный возраст, увеличили НДС, а с недавних пор еще ввели дополнительные платы за сбор мусора, но массовых акций протеста ожидать не приходится.
Самыми многочисленными ожидаются демонстрации профсоюзов. Но не секрет, что основную массу на таких митингах составляют согнанные бюджетники. Оппозиционные партии собирают свои митинги, но и они не могут похвастаться многочисленностью.
Так в чем причина, что бедные и задавленные российские граждане не готовы всерьез бороться за свои права и в лучшем случае обсуждают тяжелую жизнь на кухнях?
— Наша проблема заключается в том, что человек борется за место. Если он пойдет на забастовку, то его уволят, — говорит вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. — У нас небольшая безработица, но и заменить человека легко. Большинство наших работников легко сменяемы, работодатель ни за кого не держится.
Вторая причина низкой активности граждан — высокая степень индивидуализированности общества. Мы часто противопоставляем себя Западу, что там индивидуализм и бездуховность, а у нас коллективизм и соборность. На самом деле, в России намного слабее горизонтальные связи. У нас общество живет по принципу «не высовывайся», а если тебя наказали, то наказания без вины не бывает.
Поэтому если кто закричит «Надоела такая жизнь» и позовет всех на забастовку, а его потом уволят, то мало кто из коллектива поддержит такого человека. Ведь никто не хочет быть уволенным. И в таких ситуациях агрессия нередко переносится на смутьяна. Мол, нам всем плохо, но мы держимся, не бунтуем, а он такой один бунтовщик.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.