По материалам публикаций на сайте портала «Свободная пресса».
Самыми «протестными» регионами России в апреле оказались Республика Коми, Архангельская и Новгородская области. Глав двух из них, где уже полгода бушуют «мусорные» протесты, Кремль, похоже, готовит «на выход». А вот грядут ли отставки губернаторов в других регионах, где гражданский протест столь же яростен?
Четверых уже прогнали
Социологические службы России по заказу Кремля изучили популярность губернаторов: часть из тех, кто пользуется наименьшим доверием населения, уже отправлены в отставку — это Алексей Орлов (Калмыкия), Александр Бердников (Республика Алтай), Юрий Берг (Оренбургская область), Борис Дубровский (Челябинская область).
Но очень высокие запросы на смену региональных глав сохраняются еще в нескольких регионах. Среди них, например, Архангельская область и Республика Коми, где население уже несколько месяцев протестует против строительства гигантского мусорного полигона «Шиес» для приема столичных отходов.
Местные жители блокируют дороги к стройплощадке, которая расположена на границе двух регионов: активисты движения «Поморье на помойку» организовали несколько круглосуточных постов и уже трижды проводили многотысячные митинги в центре Архангельска.
Одиночные пикеты проводили активисты по пути следования кортежа мэра Северодвинска Игоря Скубенко, поддержали экологический протест даже архангельские водители «Яндекс.Такси». А на заводе «Севмаш» во время телемоста с президентом Владимиром Путиным рабочие развернули баннер с требованием освободить от должности губернатора Игоря Орлова.
Еще один «протестный» регион — это Ингушетия, где население, судя по соцопросам, также жаждет отставки главы республики Юнус-бека Евкурова. Гражданские протесты здесь не прекращаются с октября прошлого года, когда была установлена новая граница с соседней Чечней.
Евкуров церемониться с организаторами митингов не стал. 27 марта в Магасе во время несанкционированной акции протеста прошли столкновения с Росгвардией, после которых были арестованы более тридцати человек. Фактически, сейчас под арестом вся верхушка ингушской оппозиции, а например, сопредседатель Всемирного конгресса ингушского народа (в прошлом министр внутренних дел республики) Ахмед Погоровобъявлен в международный розыск.
Очевидно, такое жесткое давление на оппозицию популярности Евкурову не прибавляет. Вот только выводить людей на акции протеста — некому.
Про Навального народ уже и забыл
В «черном списке» Кремля также глава Севастополя Дмитрий Овсянников. В преддверии сентябрьских выборов в местный парламент город раздирают политические дрязги, а на улицах — постоянные акции протеста. С февраля местные активисты проводят одиночные пикеты против губернатора Овсянникова и требуют (безуспешно) провести общегородской референдум о выражении ему недоверия.
Севастопольцы регулярно устраивают пикеты (одиночные и массовые) против «Единой России», а также против пенсионной реформы. К слову, судя по мониторингу протестной активности Института региональной экспертизы (ИРЭ), «пенсионная» тема все реже становится самостоятельным поводом протестных акций. Как правило, пенсионная реформа продолжает активно использоваться в общей «списке претензий» к власти в ходе крупных протестных акций — наряду с ростом цен на бензин, повышением НДС, «оптимизацией» сельских больниц и поликлиник.
ИРЭ отмечает, что главным субъектом регионального протеста остается КПРФ, которая аккумулирует все поводы для недовольства граждан. В апреле, скажем, компартия провела во многих регионах акцию в поддержку своего лидера Геннадия Зюгановав его конфликте с Олегом Дерипаской. И чем более активны силы «левого» толка, тем заметнее спад числа акций, организованных «правыми» политическими силами (в том числе региональными штабами Алексея Навального).
Калачев: ФСО не просто так организовало эту «утечку»
Обращает на себя внимание, что «черный список» губернаторов, к работе которых у Кремля наибольшие претензии, и список самых «протестных» регионов (который составляет ИРЭ), не тождественен. Скажем, в списке кремлевских аутсайдеров естьСергей Морозов (Ульяновская область) и Александр Левинталь (Еврейский округ) — но в этих регионах серьезных и массовых протестов уже много месяцев не было. Тишь да гладь…
С другой стороны, необычайно активно протестуют граждане в Волгоградской области: за последние три месяца выходили на акции обманутые дольщики и водители маршруток, строители «Волгоград-Арены» и пенсионеры. Но вот Андрей Бочаров в антирейтинге губернаторов-«аутсайдеров» пока не оказался.
Так почему не совпадают результаты двух исследований? «Свободная пресса» задала этот вопрос нашему постоянному эксперты, руководителю «Политической экспертной группы» Константину Калачеву.
— Протест рано или поздно выдыхается, даже если проблема не решается: для поддержания протестной активности нужны новые триггеры, несгибаемые лидеры и ресурсы. Да и власть не бездействует, чему пример Подмосковье, где активно взялись за решение раздражающих население проблем и сопровождающую информационную работу.
Иногда поводы для протеста не имеют отношения к губернатору, они могут быть связаны с одобренными свыше решениями. Было бы странно за такое наказывать. Мерило работы губернатора — рейтинги власти. А протестные действия надо воспринимать комплексно, по совокупности причин. Например, как в случае с пенсионной реформой. Впрочем, и ситуации с уточнением границ Чечни и Ингушетии Евкуров был лишь дисциплинированным исполнителем.
«СП»: — В «антирейтинге» Кремля по уровню доверия населения оказались четыре губернатора (Юнус-бек Евкуров, Дмитрий Овсянников, Сергей Морозов и Сергей Гапликов). Можно ли это расценивать как «знак» их скорой смены?
— Ну что можно сказать про «утечку» закрытого опроса ФСО о доверии/недоверии к губернаторам? Одна из «Башен Кремля» утечку не просто так организовала. Значит, готовят замену, а может, даже хотят ее поторопить. Вопрос один — в какие сроки? ФСО напоминает, в чьих руках «градусник», которым губернаторам меряют температуру, а анонимные источники поднимают и опускают акции региональных руководителей и готовят будущие отставки.
Комментарий редакции: Создаётся впечатление, что федеральная власть будет стремится переложить ответственность за провальные результаты пенсионной и мусорной «реформ» на региональных руководителей. Они якобы допустили «перегибы», извратили суть «благих начинаний» и т.д. Но это стандартная отговорка «реформаторов». Они готовы винить в деструктивных итогах своих экспериментов кого угодно, только не себя. В реальности дело обусловлено как раз самой сутью «реформ», проводившихся в рамках политики «вашингтонского консенсуса». Фактическое свёртывание социальных гарантий непременно оборачивается ухудшением уровня жизни народа. Подобное мы наблюдали и в «лихие 90-ые», и в 2005 году (в момент монетизации льгот). Поэтому ничего нового нет. Недаром общество утрачивает доверие к федеральным государственным руководителям. С каждым днём больше людей понимает, что только переход к социализму, только проведение Ресоветизации положит конец политике социального геноцида народа.
Подписывайтесь на нашего Telegram-бота, если хотите помогать в агитации за КПРФ и получать актуальную информацию. Для этого достаточно иметь Telegram на любом устройстве, пройти по ссылке @mskkprfBot и нажать кнопку Start. Подробная инструкция.